Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ВМР «Детский сад № 1 с.Терса Вольского района Саратовской области»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ:
«Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в группе»
Воспитатель 1 квалификационной категории Матвеева Л.П.
Ноябрь, 2022г.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым сообществом поручена высокая и ответственная миссия — формирование личности юного
человека, гражданина. Содержание воспитательно — образовательного процесса в детском саду определяется парадигмой личностно — деятельностного подхода. В ведущих для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного и творческого характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками учения и общения, а тале опытом творческой деятельности, что обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности, духовно — нравственного сознания. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания.
Нравственно — патриотическое и гражданское воспитание — важная задача отечественной дошкольной педагогики. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов РОДИНЫ». С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традиций; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно — речевые навыки, пополнять словарь детей.
В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Нравственное возрождение — есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности. Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.
В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края-
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков
ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ,
Патриотизм — это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе; редко сострадают чужому горю- Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно — патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей — как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения родной страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения активная жизненная позиция — самые эффективные факторы воспитания. Но никакие знания воспитателя не дадут нужного эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя.
В работе мы используем разнообразные методы и приёмы патриотического воспитания с учётом психологических особенностей дошкольников. Воспитатели нашей группы стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному краю — значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы — прогулки, экскурсии, в том числе и виртуальные, наблюдения, объяснения, акции, флешмобы, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.