Позитивный педагогический опыт
«Развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения физики как, один из путей повышения знаний, умений и навыков».
Савосько В.А.
учитель физики
МБОУ СОШ № 13, МБОУ СОШ № 16
Постоянное обновление содержания образования, быстро меняющиеся приоритеты накладывают отпечаток на учебно-познавательный процесс, требуют переосмысления и перестройки его организации.
Исходя из задач, стоящих перед современной школой, при изучении физики необходимо обратить внимание на формирование умений получать и применять полученные знания в многообразных ситуациях быстро изменяющейся действительности, способности генерировать оригинальные идеи, находить нетривиальные решения в проблемных ситуациях.
Познавательная деятельность человека есть непрекращающийся процесс постановки и решения все новых и новых задач.
Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности. Решение данной проблемы требует не только выявления и исследования общих закономерностей познавательной деятельности учащихся, но и разработки новых технологий целенаправленного и как можно более раннего развития познавательных способностей школьников.
Мне необходимо научить школьников не только понимать учебный материал, но и научить их мыслить.
Но как научить ученика учиться, как пробудить интерес к учению? Над этой проблемой настойчиво работают преподаватели, ученые, психологи. Известный психолог А.Н.Леонтьев писал: «Деятельности без мотива не бывает».
Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения — активизировать их мышление.
Познавательная активность представляется «одним из ключевых качеств личности», формирование, которого является целью обучения и определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. Познавательная активность учащихся проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, к самой учебно-познавательной деятельности, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к овладению знаниями и способами деятельности.
Поэтому, прежде всего, необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности. Проблема, которая встает при этом - это разработка системы развития мотивации учения, развития познавательного интереса как глубинного мотива учения.
Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Я считаю, что внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мне приходится строить свой урок таким образом, чтобы мотивация стала естественной потребностью ученика, а в дальнейшем продолжать формировать, развивать и стимулировать ее. А это уже зависит от нашего умения найти интересные и эффективные формы ведения урока.
В своей работе я придерживаюсь таких правил:
1) смещение акцентов с содержания обучения на процесс учения, выражающееся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении рациональными способами этой деятельности;
2) создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании, в творческой деятельности;
3) ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной культурой, культурой деятельности
Идея формирования познавательных интересов учеников является для меня одной из самых значимых..
И поэтому уже много лет я работаю над проблемой «Развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения как один из путей повышения знаний, умений и навыков учащихся». Пытаюсь претворить в жизнь завет К.Д.Ушинского о том, что главная цель обучения и воспитания — «дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу»
Новизна опыта заключается в осуществлении преподавания на основе:
— учета индивидуальных особенностей учащихся
— применение нетрадиционных форм работы
— практического осуществления идей партнерства учителя и учеников
В своей работе для более качественного и глубокого изучения предмета использую дифференцированные и интегрированное обучение, в старших классах – модульную технологию. Все это применяется с соблюдением следующих принципов:
1. Принцип самостоятельности (каждый ученик должен сам предложить какую-либо идею, способ выхода из проблемной ситуации при решении задач)
2. Принцип постоянной занятости
3. Принцип посильности (задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся или классов)
4. Принцип использования эмоций
5. Принцип поощрения
Перспективы совершенствования своей работы я вижу в следующем:
— Использование диагностики для изучения эффективности обучения учащихся
— Использование современных образовательных технологий
— Использование психологической диагностики учащихся
Развитие познавательных интересов осуществляется в деятельности и тесно связано с творческой активностью учащихся.
Познавательный интерес включает три основных компонента: эмоциональный, интеллектуальный и волевой.
Особенности педагогического воздействия на учащихся с целью формирования познавательных интересов в зависимости от уровня развития их творческой активности и характера деятельности представлены в таблице
Уровень развития творческой Активности (по Л.Н. Нестеровой) | Уровень развития познавательных интересов (по Г.И. Щукиной) | Характер деятельности (по Г.И. Щукиной) | Преобладающие компоненты Познавательных интересов (по Г.И. Щукиной) | Особенности педагогического Воздействия на учащихся с целью формирования познавательных интересов (по Н.Г. Морозовой) |
Стремление к самостоятельному выполнению намеченных задач | Интерес к занимательным сведениям, фактам, описанию конкретных явлений | Репродуктивно - фактологическая | Эмоциональный (увлечѐнность процессом деятельности, положительное отношение к ней) | Создание положительного отношения к предмету, деятельности, учителю, коллективу |
Стремление раскрыть суть изучаемых процессов и явлений | Интерес к зависимостям, причинно — следственным связям, познанию существенных свойств предметов и явлений путѐм поиска, догадки, решения задач | Описательно - поисковая | Интеллектуальный (стремление к исследованию физических процессов и явлений, решению поставленных задач и проблем, проникновению в глубь физических | Формирование стремления к самостоятельному исследованию физических процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий |
Стремление раскрыть причинные зависимости, выявить доказательность научных положений в ходе опытов, наблюдений, чтения дополнительной литературы | Интерес к проникновению в сущность глубоких теоретических проблем, осуществлению деятельности по своим своеобразным путям | Творческая | Волевой (стремление к самостоятельному добыванию физических знаний) | Организация систематической Самостоятельной поисковой деятельности |
Чтобы соответствовать современным требованием, выпускник школы должен глубоко усвоить основные идеи современной физики, овладеть системой научных понятий, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро находить нужные сведения, без всякого принуждения пополнять свои знания и уметь их применять на практике. Как один из приемов развития познавательного интереса учащихся, для достижения этих целей особенно важно проблемное обучение - обучение, основанное на показе диалектического противоречия между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями. Цель проблемного обучения - при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления, творческих способностей учащихся. Проблемное преподавание – это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управление учебной деятельностью учащегося в решении этих учебных проблем.. Для проблемного обучения необходимо, чтобы в учебном материале присутствовали задачи, вопросы, задания, проблемные для учащихся; чтобы учитель умел создать проблемную ситуацию, умел постепенно развивать у учащихся умения и навыки выявления и формирования проблемы и самостоятельного поиска способов еѐ решения; чтобы учитель владел специальной системой подготовки к уроку, направленной на выделение в учебном материале именно проблемных вопросов.
Выделяются основные направления работы:
1. Проблемные вопросы, включая вопросы с межпредметным содержанием.
2. Проблемные задачи, включая задачи с межпредметным содержанием.
3. Проблемный эксперимент.
В процессе обучения задача учителя состоит в том, чтобы включить учащихся в познавательный поиск. Для этого необходимо «задеть» ученика, вскрыть противоречие предстоящего для изучения материала со сложившейся у него системой знаний. Другое дело, что в ходе решения проблемы, выявленной на основе анализа проблемной ситуации, у учащихся могут возникнуть другие проблемы, которые решаются на этом же (или на последующем) уроке. Главный источник проблемных ситуаций – противоречия которые возникают при изучении физики:
— между жизненным опытом учащегося и научными знаниями;
— противоречия процесса познания (между ранее полученными знаниями и умениями);
— противоречия самой объективной реальности (например, квантовые и волновые свойства фотонов).
Например, жизненный опыт и всѐ предшествующее обучение убеждают учащегося в том, что 1 + 1=2 всегда (независимо от того, что складывается: тела, числа, объѐмы и т.д.). Напомнив об этом, начинаем урок о строении вещества. В длинную стеклянную трубку до половины наливаем воду, а затем столько же спирта, предварительно подкрасив его. Закрыв свободный конец трубки несколько раз переворачиваемеѐ. Общий объѐм смеси оказывается ниже заранее отмеченного уровня. (Можно смешивать также один стакан крупного гороха с одним стаканом пшена или, лучше, манки.) Опыт рождает проблемную ситуацию. Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления вызывает у учащихся наибольший интерес.
Проблемное обучение можно реализовать через:
— Проблемную беседу
— Проблемное изложение
— Проблемную ситуацию
Проблемное обучение может применяться вначале эпизодически, с большой помощью учащимся со стороны учителя.
Опыт по развитию познавательного интереса учащихся в процессе обучения показал, что можно организовать продуктивную познавательную деятельность и при решении задач о физике с помощью следующих мер: составление задач самими учащимися; составление системообразующих схем по изученному разделу; составление задач-таблиц; составление задач с использованием логических цепочек; подбор и использование системы задач репродуктивного характера, помогающих решению творческих заданий; использование эвристических приемов в процессе обучения решению задач.
Можно организовать продуктивную познавательную деятельность с помощью графических и экспериментальных задач. В графических задачах иначе представлена информация об условии и требовании: явно или не явно выражена зависимость одной физической величины от другой. Поэтому в ходе решения учащиеся вынуждены анализировать все имеющиеся взаимосвязи, а затем делать определенные выводы, развивая при этом логическое и аналитическое мышление. То есть результатом решения графической задачи являются субъективно новые знания, полученные при установлении новых зависимостей и связей между физическими параметрами, а это — признаки продуктивной познавательной деятельности.
Так, например, при рассмотрении темы «Молекулярная физика» графические задачи позволяют более глубоко отработать законы идеального газа. В этом случае целесообразно сначала выяснить математическую зависимость характера расположения графиков относительно осей, обращая внимание обучающихся на величины, неуказанные на графике. Как показывает опыт, учащиеся после ознакомления с такими графиками решают задачи более успешно.
Для развития продуктивной познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе особое значение имеют экспериментальные задачи. В процессе решения экспериментальных задач от учащихся практически всегда требуется принять самостоятельное участие в наблюдениях, интерпретации данных, выдвижении гипотезы, конструировании эксперимента, а также в исследовании задачи в целом. Это дает основание предполагать, что процесс решения экспериментальных задач по физике обладает потенциалом для развития творческих способностей учащихся.
Приведем очень наглядный пример. Поставьте следующий опыт: покажите, что два упругих шарика разной массы при падении на пол или массивный стол отскакивают, поднимаясь на высоту, чуть меньшую начальной высоты. Это — очевидно. А теперь положите легкий шарик на тяжелый и отпустите их вместе. К удивлению учащихся, после отскока легкий шарик поднимается на высоту, в несколько раз большую начальной! Это кажется «невероятным» и побуждает учеников исследовать явление.
При использовании описанной методики создания проблемных ситуаций учителю необходимо все время давать возможность ученикам высказывать свои гипотезы по поводу решаемых задач или поставленных опытов. Ничто так не способствует росту интереса, как подтверждение собственной догадки!
Рассмотренные выше способы учебной деятельности по физике, которые при надлежащей методике использования могут повысить уровень экспериментальной подготовки учащихся, ориентированы главным образом на формирование экспериментальных умений и (в небольшой степени) экспериментальных навыков. Лабораторные же работы и практикумы - это тот вид учебной деятельности учащихся, в ходе которой систематически и целенаправленно отрабатываются и совершенствуются экспериментальные и умения, и навыки. Более того, экспериментальная подготовка охватывает всех школьников, так как во время лабораторных работ и практикумов выполняют физические эксперименты все учащиеся класса, а не отдельные ученики. Поэтому в формировании экспериментальных умений и навыков учащихся лабораторные работы и практикумы играют особую, первостепенную, роль. Однако сложившаяся система этих работ (с точки зрения как содержания, так и методики проведения) не позволяет использовать в полной мере их возможности. Причин этого несколько, выделим основные.
• В настоящее время ученики получают, как правило, одно общее для всего класса лабораторное задание. Тем самым полностью исключается учет их индивидуальных особенностей.
• Практически отсутствуют задания творческого характера. Из-за этого у учащихся не развиваются умения выявлять возможные варианты (в том числе нестандартные) получения искомого результата, оценивать их рациональность, выбирать наиболее оптимальный вариант и т.д.
• Детальнейшие инструкции к работам делают труд школьников в значительной мере механическим. (Бывают случаи, когда ученики, правильно выполнившие задание по инструкции, не могут потом объяснить даже цель проделанной работы и ее план.)
• Репродуктивная работа по инструкциям не вызывает у ребят интереса, выполняют они ее обычно с прохладцей, в невысоком темпе и не утруждая себя обдумыванием выполняемых действий.
Можно использовать принципиально новую по содержанию и методике проведения систему лабораторных работ. Она приводит к резкому повышению уровня экспериментальных умений и навыков учащихся. Суть этой системы заключается в следующем:
1. Ученики получают не одно, как обычно, а несколько заданий. Первое - несложное, требующее усвоения только основного материала и умения применять его в стандартной ситуации. Как правило, его выполнение (самостоятельное) гарантирует удовлетворительную оценку.
2. Следующие задания предлагаются в порядке возрастания сложности, причем они подбираются с таким расчетом, чтобы, выполняя их, ученики приобретали какие-либо новые знания и умения, открывали для себя новые аспекты изучаемых явлений. В большинстве случаев в число заданий включаются творческие, требующие от учащихся поиска нестандартной, оригинальной идеи решения.
3. В зависимости от содержания работы ученикам либо предоставляется право свободного выбора заданий (т.е. они могут начинать работу с любого из них), либо выполнение первого задания обязательно, а остальных — по выбору.
4. При оценке работы учитываются: а) ее объем; б) сложность выполненных заданий; в) степень самостоятельности учащихся; г) правильность и рациональность предложенных решений; д) качество оформления отчета.
5. За выполнение наиболее сложных, творческих заданий может быть поставлена дополнительная (вторая) оценка.
6. Можно применять так называемую уровневую систему оценок: в зависимости от сложности и творческого содержания выполненных заданий определяются уровни результатов — неудовлетворительный, удовлетворительный, хороший, отличный и высший. (Такая система — более гибка и объективна в сравнении с пятибалльной.).
Устная проверка знаний
Фронтальный опрос. Фронтальную проверку можно проводить:
перед изучением нового материала (проверка домашнего задания или ориентировка на домашнее задание);
после изучения нового материала при первичном закреплении;
перед выполнением практической работы для уяснения порядка действий.
При фронтальном опросе можно спрашивать учащихся «вразброс», «цепочкой» (последовательно задавая вопросы сидящим друг за другом школьникам) или использовать элементы соревнования, деля класс на две-три команды.
Учитывать верные и неверные ответы учащихся может учитель (при помощи списка учащихся или специальной таблицы «по партам») или специально выбранные ученики.
Оценка ученику ставится на основании трех или пяти ответов. При оценивании ответов учащихся в процессе фронтального опроса следует учитывать индивидуальные психологические особенности учащихся: необходимую при такой форме работы быстроту восприятия и переработки информации.
Каждый элемент знаний при фронтальной проверке должен проверяться по возможности на 1-3 уровнях. Можно выделить следующие стадии, через которые должен проходить каждый вопрос:
1. Проверка самого факта знания или незнания.
2. Проверка понимания.
3. Выяснение причины непонимания.
4. Устранение причины непонимания.
5. Практическое применение данного вопроса (если это возможно).
Индивидуальный опрос Индивидуальная проверка позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений, степень развития мышления учащихся, культуру речи
Основные требования к проведению индивидуальной устной проверки.
1. Постановка вопроса. Вопрос повторяется два раза: первый — для всего класса, второй — для вызванного ученика.
2. Подготовка к ответу. Учащемуся предоставляется время (3—5 минут) для подготовки к ответу.
3. Слушание ответа учителем и классом.
4.Обсуждение ответа классом или учителем.
5. Выставление оценки.
Существуют другие приемы индивидуального опроса:
— тихий опрос, при котором ученик отвечает только учителю, а весь класс, например, выполняет письменное задание;
— магнитофонный опрос, при котором ответ ученика записывается на магнитофон, а после урока прослушивается учителем и оценивается;
— взаимоопрос учащихся, который осуществляется при работе в малых группах.
Хороший эффект дает использование при опросе учащихся четкого регламента, за которым следят по специальным часам, а также внесение в опрос элементов соревнования.
Зеркало на стене класса напротив доски позволяет учащимся при индивидуальных ответах у доски следить не только за содержанием и грамотностью своей речи, но и за своим внешним видом, мимикой и жестами.
Письменная проверка
Контрольные (самостоятельные) работы
Содержание контрольных (самостоятельных) работ составляют различные типы заданий и задач, отражающие специфику предмета и изучаемой темы. Тематические контрольные работы составляются в соответствии с программными требованиями, содержанием учебника и уровнем подготовки учащихся, но не ниже требований государственного стандарта.
Перед проведением контрольной работы учащимся сообщаются основные типы заданий, которые предполагается включить в работу, а также нормы выставления оценок. В качестве домашнего задания желательно предложить учащимся примерный вариант планируемой контрольной работы.
Зачетная форма контроля знаний
Зачетная форма контроля тесно связана с принятой данным учителем системой оценки знаний и умений школьников. В настоящее время существуют различные системы, опирающиеся в основном на два подхода: традиционный и зачетный.
При использовании зачетной системы контроль знаний по теме осуществляется путем одного зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачет. Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие же оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
В зависимости от содержания учебного материала зачеты могут быть письменными и устными.
Одним из наиболее эффективных способов воспитания у школьников интереса к изучению предметов естественнонаучного цикла является организация игровой деятельности. Игра готовит ребенка к учению и к труду, сама являясь одновременно и учением, и трудом. В процессе игр дети приобретают различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки, обобщать полученные знания.
Школьников привлекают разнообразные формы внеклассной работы: у них появляется возможность удовлетворить свои интересы и наклонности, проявить способности, а иногда и дарования. В настоящее время практическую помощь в проведении внеклассной работы оказывает, как ни странно, телевидение. Телепередачи «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «КВН», «Поле чудес» — стали любимыми передачами для многих учащихся. Эти интеллектуальные игры легко трансформируются в узкопредметные внеурочные занятия. Учащиеся с большим желанием участвуют в них, проявляя творческую активность
Проведение "интересных" опросов, практических и лабораторных работ, а также письменных опросов и игровая деятельность требует от учителя огромного вложения труда, с вязи с тем что необходимо:
— составить и проверить разноуровневые задания и лабораторные работы с учетом дифференцированного подхода к ученикам;
— провести уроки с учетом индивидуальных особенностей групп учащихся или классных коллективов;
— составить и проверить вариативные задания т.д.
Но это незримо мало с полученными результатами. Ведь повышение качества образование это тот результат, которого стремиться достичь каждый педагог в своей работе.
Используемая литература
1) Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
2) Малафеев Р. И. «Проблемное обучение физике в средней школе» - М.: Просвещение, 1980.
3) Маковецкий П. В. «Смотри в корень» - М.: Наука, 1976.
4) Разумовский В. Г. «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике» - М.: Просвещение, 1976.
5) Иванова Л. А. «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики» М.: Просвещение, 1983.
6) Оноприенко О. В. «Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе» М.: - Просвещение, 1988.
7) Гин А. А. «Приемы педагогической техники: Пособие для учителя» М.: Вита-Пресс, 2001