СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Сквозные мотивы русской литературы» учителя русского языка и литературы Баязовой Юлии Владимировны

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзор мотивов в русской литературе

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Сквозные мотивы русской литературы» учителя русского языка и литературы Баязовой Юлии Владимировны»

Обобщение педагогического опыта по теме

самообразования «Сквозные мотивы русской литературы»

учителя русского языка и литературы

Баязовой Юлии Владимировны

Рядом с нами и в нас самих произрастает мир, который состоит из всех созданных когда- либо и создаваемых в данный момент произведений искусства и называется это художественной картиной мира.

Литература - один из видов искусства. Каждый художественный текст ( будь то моностих или 4-хтомный роман) - произведение искусства, имеющее определённую форму, которая выражает соответствующее содержание. Форма диктуется жанром, композицией, сюжетом, которые материализуются специальным набором изобразительно- выразительных средств. Некоторые художественные произведения можно объединять. Объединяющим может быть жанр, сюжет, композиция, изобразительно-выразительные средства и т.д.

Также произведения могут объединяться мотивом. Мотив - идейно-тематический вектор формирования содержания литературного произведения. Подобно тому, как из разноцветных стёклышек разной величины и конфигурации складывается мозаика, мотивы скрепляют и соединяют литературные произведения. В результате должна получиться картина, живая, яркая, как окружающий нас мир.

Художественная картина мира - зеркало, в котором можно видеть прошлое, настоящее и будущее человечества. Причём, постигая причинно-следственные связи всего сущего, можно эволюционировать.

Сквозные мотивы, вечные темы повторяются в разных произведениях, сохраняют свои черты в некоторых произведениях и приобретают новые в зависимости от эпохи, от стиля писателя.

Тема самообразования «Сквозные мотивы в русской литературе» была выбрана мной в 2004 году, когда я работала в основном в старших классах и экзаменационной работой обучающихся 11 класса было сочинение. Опыт работы показал, что выпускники не умеют системно воспринимать художественную картину мира, не умеют обнаруживать и осмысливать в каждом прочитанном литературном произведении культурные ценности, определённые многовековым опытом народа. Под руководством учителя у учащихся может сформироваться это умение. Приобретение такого опыта способствует духовному росту, интеллектуальному развитию и нравственному самосовершенствованию.

Доминирующих мотивов в литературе много, среди них: мотив странствия, милосердия, сострадания, страдания. Свободы, «горнего» и «дольнего»(взаимопроникновение небесного и земного), мотив любви( любви мужчины и женщины, родителей и детей, к ближнему, к природе, к Родине, к миру, к Богу), верности, красоты, тишины, скромности, любви к учению, любви к искусству, к труду, радости и печали, совести и стыда, одиночества, правды и лжи, праведности, света и тьмы.

Экзаменационные темы звучали так: «Мотив странствия в русской литературе ...» Иногда указывался определённый век, 19 или 20, иногда нет, значит ,нужно было выбирать произведения и из 19, и из 20-го.

Конечно, чтобы правильно определить мотив, необходимо очень внимательно читать и помнить все детали произведения, чего , к сожалению, делают не все ученики.

Работа систематическая, начинается в 5 классе и заканчивается только в 11. Мотив странствия объединяет такие произведения, как: «Притча о блудном сыне» (5 класс), где старший сын, потребовав от отца часть своего наследства, уходит из дома в поисках лучшей жизни и возвращается нищим; «Слово о полку Игореве...»(9 кл), где князь Игорь, ослеплённый жаждой славы, отправляется в бездумный поход, губительный для его дружины и принёсший много бед русской земле, но возвращается из плена осознавшим свою вину человеком; в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 кл) заглавный герой, гонимый своей совестью после дуэли, пропутешествовав по российским просторам, духовно «дорастает» до любви к «русской душой» Татьяне; Иван Северьянович Флягин из «Очарованного странника» Н.С. Лескова (9 кл), многое повидав и пережив, приходит к пониманию своего предназначения - служить народу; мужики-странники из поэмы Н. А.

Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»(10 кл) в поисках ответа на вопрос «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» открывают неисчерпаемый потенциал народной добродетели; в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой (10 кл) показывает путь достижения смысла жизни героев Андрея Болконского и Пьера Безухова , они в итоге своих земных странствий приходят к одинаковому пониманию смысла жизни, но если для Андрея Болконского это проявление небесное, то для Пьера Безухова - земное; в стихотворении И. А. Бродского «Пилигримы» (11 кл) герои, странствуя по свету, постигают истину жизни, оказывается, что абсолютной истины в мире нет, всё относительно. Хотя я сама с этим не согласна. В целом , мотив странствия восходит к библейскому исходу из Египта под предводительством Моисея к земле обетованной и выражает извечную потребность человека в движении, перемещении в пространстве, стимулируемую жаждой познания.

Таким образом, проходя вместе с героями-странниками по литературным путям- дорогам, читатель осваивает огромные духовные пространства.

Например, мотив страдания звучит в следующих произведениях: «Библия»( «Ветхий Завет») - изгнание Адама и Евы из рая, «Новый Завет» - крестные муки, принятые Иисусом Христом ради искупления грехов человечества; страдают бедные люди, униженные и оскорблённые самодовольньми и жестокими угнетателями (Н.С. Лесков «Тупейный художник», Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Герои страдают от безответной любви, от разлуки с любимыми (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.И. Куприн «Олеся», М.А. Шолохов «Тихий Дон»), от утраты близких людей (И.С. Тургенев «Отцы и дети», Н.С. Лесков «Очарованный странник», Л.Н. Толстой «Война и мир»), от своих неправильных поступков ( Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»), от непонимания со стороны окружающих (А.Н. Островский «Гроза», А.И. Куприн «Гранатовый браслет» и др.). Примеров множество. С мотивом страдания тесно связаны мотивы раскаяния, исповедальности и прощения.

Моя работа с темой самообразования имела развитие и на уроках родного (русского) языка и литературы. Начиная с 8 класса, я включаю в план сочинение нового жанра - «Раскрытие концепта слова...», н-р, хлеб, дорога, деньги, видеть, сказочный и т.д. Примерный план сочинения таков:

1 .Топ «Определение по роду и виду»( позволяет определить, охарактеризовать предмет речи по его родовым и видовым признакам).

  1. Топ «Свойства» (позволяет перечислить характерные важные признаки особенности предмета речи).

  2. Топ «Сопоставление по сходству и различию» (играет композиционную роль, 2 разновидности: аналогия и противопоставление).

  3. Топ «Причина и следствие» .

  4. Топ «Пример» (наглядный иллюстративный конкретный аргумент). Этот пункт плана предусматривает объединение русских и зарубежных литературных произведений , произведений УНТ по мотивам , проблемам, темам, героям и т.д.

  5. Топ «Свидетельство» (цитата, изречение, афоризм, крылатые слова с точным названием источника).

  6. Топ «Имя» (позволяет выразить ещё раз сущность предмета речи с помощью перифраз, другими словами).

Например, сочинение Давлетзянова Р, ученика 9 класса на тему «Раскрытие концепта слова «хлеб»(читаю).

О вечном и непреходящем на уроках русского языка мы тоже говорим. Проводится словарная работа, составляется словарь «Непреходящие ценности»(работа начата только в этом году), анализируются краткие тексты (в основном на дополнительных занятиях).

При анализе художественных произведений задаю такие вопросы: «В каких прочитанных произведениях мы уже видели героя, поступившего так же в подобной

ситуации? Чем они похожи? Чем отличаются? Сравниваем поступки героев, их характеры и т.д.

В 7 классе при чтении трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» противопоставляем 2 типа писателя - настоящий и мнимый, т. е. определяем мотив истинности творчества : Пимен - краковский придворный поэт. Пимен- писатель- летописец, осознающий свою независимость, могущество, произносящий суд над властителями, его литература правдива; краковский придворный поэт, сочинитель латинских стихов( латынь - мёртвый язык, т.е. у его творчества нет будущего), он зависим, его искусство унижено лакейством. Задаю вопрос : К какому типу писателя можно отнести Г.Р. Державина, творчество которого изучили недавно? Почему? (Вспоминаем биографию Державина в 2-3 -х словах и его стихотворения , которые являются доказательством: «Признание», «На птичку».) Называем мотив истинности творчества, в частности, истинной поэзии. В 9 классе будем снова читать Г.Державина, А.С. Пушкина, 11 классе - стихотворения В.В. Маяковского, которые можно объединить одной темой - «Поэт и толпа», в 10 классе - повесть Н.В. Гоголя «Портрет», в 11 классе - роман А. Булгакова «Мастер и Маргарита», где противопоставляются Мастеру бездарные поэты Рюхин , Иван Бездомный и вообще все писатели и поэты Массолита. Мастер - настоящий писатель, с даром предсказания, Поэтому он и сам обретает покой, попав в вечность, и его роман тоже попадает в вечность, т.к. истина - категория вечная. Иван Бездомный и Рюхин - слепые подражатели, мнимые поэты. Рюхин считает, что Пушкину «повезло».Мастер подсказывает Бездомному, чтобы тот больше не писал. Во всех классах делаем вывод, что истинное искусство - свободно. Оно не унижено зависимостью и лакейством, оно не ценится деньгами и поэтому оно вечно.

При анализе иногда для сравнения включаю произведения (чаще стихотворения И.Бродского, Ю.Кузнецова), не предусмотренные школьной программой, но они помогают сформулировать более объективный вывод. Например, если говорим о милосердии, обязательно читаю уч-ся стихотворения Ю.П. Кузнецова «Простота милосердия» и «Русская бабка», где читатель должен увидеть. Что милосердие можно проявлять не только к ближнему, но и к врагу.

Я считаю, что это очень важная работа. Теперь выпускники 11 класса не пишут сочинение по литературе, зато на экзамене по русскому языку в 9 и 11 классах одним из заданий является написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему . Если ученик усвоил особенности нравственных ценностей, если он хотя бы раз высказал своё мнение по нравственной проблеме, конечно ,он правильно сформулирует свои мысли и на экзамене, т.к. он уже слышал это, думал об этом и , главное, знает, как это должно быть. А эти темы вечны, непреходящи, поэтому и называем мы их ценностями. Нравственные ценности живут по своим нравственным законам, не мы их придумали, не нам их менять.

Работу над этой темой я буду продолжать, хотя на бумаге это не будет фиксироваться , хочется, чтобы у учащихся сформировалось представление о литературе как о некой системе, где всё взаимосвязано и что писателей всех веков интересуют одни и те же проблемы, т.к. литература отражает жизнь, как зеркало.