Обобщение передового педагогического опыта
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые приемы.
МАДОУ №30 детский сад «Улыбка», г. Южно-Сахалинск
Учитель-логопед Анкудинова Юлия Николаевна
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ОПЫТА
Данная тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от уровня сформированности фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты.
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте. Большинство детей с речевой патологией испытывают затруднение в слуховой дифференциации звуков речи из-за недоразвития фонематического восприятия.
Особенно остро проблема развития фонематического восприятия встаёт в период подготовки ребёнка к школьному обучению, т.е. в старшем дошкольном возрасте, когда без сформированного фонематического восприятия невозможно успешное освоение грамоты и навыков письма.
Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя дидактические игры и игровых приемы и поэтому логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе (В.И.Селиверстов).
Таким образом, для повышения эффективности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи необходимо широко использовать систему дидактических игр и игровых приемов.
2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА
Опыт формировался и апробировался на базе МАДОУ «Улыбка» Детский сад №30 города Южно-Сахалинска. Как показала диагностика, почти 90% воспитанников, зачисленных в группу по оказанию логопедической помощи, имеют трудности фонематического восприятия. А это делает процесс автоматизации правильного произношения не эффективным. Закрепление правильного произношения звука идет с трудом и затягивается, дети могут потерять интерес к этому процессу и к логопедическим занятиям в целом. Поэтому в ходе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения определилась необходимость совершенствования приемов по развитию фонематического восприятия. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы, которая предусматривает:
максимальное разнообразие методов и приемов по развитию фонематического восприятия;
включение слухового, зрительного, двигательного и тактильного анализаторов ребёнка в этот процесс;
подбор наиболее эффективных игровых упражнений для осуществления коррекционной работы;
разработку системы игровых упражнений, используемых в работе с детьми.
создание оптимальной предметно-развивающей среды;
произнесение речевого материала с одновременным выполнением различных движений;
создание игровой ситуации и соревновательных моментов в течение всего занятия.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
В начале 20 века была оценена роль фонематического восприятия в овладении речью. А.Н. Гвоздев в своих работах показал роль фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Он отмечал, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении ребенка. В то же время, для появления в речи звуковых элементов необходимы артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее.
Н.Х. Швачкин, изучив развитие фонематического восприятия в онтогенезе, выделил основные закономерности его развития. Он назвал процессы, которые лежат в основе развития фонематического восприятия, и основные этапы (периоды) его формирования.
М.Е. Хватцев, рассматривая этиологию нарушений речи, выделял первыми среди пяти психических причин нарушения произношения:
Недостаточность в фонематическом анализе слова (в сравнении, в сопоставлении с другими звуками в связи с их смысловым значением) и отсутствие установки на подобный анализ; он отмечает особенно резко выступающую плохую смысловую дифференциацию в восприятии парных (оппозиционных) согласных звуков.
Вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражений.
Плохое слуховое внимание в отношении речи окружающих и своей собственной.
Значение фонематического восприятия для формирования речи было признано всеми специалистами, и была поставлена задача его развития.
Г.А. Каше разработала программу по устранению недостатков произношения у дошкольников, в которой логопедическая работа включала развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Вся работа строилась в определенной последовательности, с учетом закономерностей формирования фонематических процессов и возрастных особенностей детей.
Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева не только выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения, но и предложили последовательность работы по формированию фонематического восприятия, начиная ее с работы по развитию слухового восприятия (узнавание неречевых звуков), речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса). Работа по развитию фонематического восприятия идет от различения слов, близких по звуковому составу, к дифференциации слогов, а затем к дифференциации фонем. Только после этого предусматривается работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Параллельно авторы предложили проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Таким образом, исследования, проводимые с первой половины 20 века, заложили фундамент для дальнейшего изучения особенностей формирования фонематических процессов и создания методик по их развитию в настоящее время.
Методисты-практики Е.А. Пожиленко, Т.А. Ткаченко, В.И. Селиверстов и др. разработали системы обучения и методические пособия по развитию фонематического восприятия у детей. Они предлагают комплексную систему обучения. Одним из аспектов этой комплексной системы является развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, формированию элементарных навыков звукового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений. Задания направлены на определение правильно и неправильно прозвучавших слов; выделение заданного звука на фоне ряда звуков, слогов, слов; запоминание и воспроизведение звуковых и слоговых рядов различной длины; анализ и синтез слогов, слов, предложений; исправление неправильно произнесённых слов и предложений.
Задания расположены в порядке возрастания трудности. К каждому последующему заданию следует переходить после освоения предыдущего. Они включают систему упражнений, направленные на:
1) развитие слухового внимания,
2) развитие речевого слуха,
3) развитие фонематического слуха.
Авторы предлагают методические рекомендации по организации продуктивного взаимодействия между логопедом, воспитателями и родителями воспитанников.
В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко предлагают систему упражнений для развития фонематического восприятия на логопедических занятиях, НОД по развитию речи, а также в процессе логопедизации всех режимных моментов в группе для детей с ОНР. Р.А. Кирьянова рекомендует проводить непосредственную образовательную деятельность с детьми по подгруппам в зависимости от уровня их развития:1) с детьми высокого уровня развития; 2) с детьми среднего уровня развития; 3) с детьми низкого уровня развития. Комплектование подгрупп производится по результатам обследования детей в начале и середине учебного года.
Проблемой развития фонематического восприятия у детей в настоящее время занимаются Лукина Н.А. и Никкинен И.И.
Таким образом, анализ изученных мною методик демонстрирует, то, что все они содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации непосредственной образовательной деятельности.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. СИСТЕМА КОНКРЕТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Развитие фонематического восприятия осуществляется на всех этапах работы с детьми и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
1-й этап – узнавание неречевых. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы.
2-й этап – различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (это игры типа «Скажи как я», «Чем отличаются слова: рифмовки, изменение звукокомплекса по высоте и силе» и т.д.). На протяжении данного этапа дошкольники учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
3-й этап – различие слов, близких по своему звуковому составу, через игровые задания типа повтори похожие слова, выбери слово, которое отличается от остальных, подбери рифму к стихотворению, воспроизведи слоговой ряд с изменением ударения, воспроизведи слово в рифму и т.д. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Детям также предлагаются задания, где они должны научиться различать слова, отличающиеся одним звуком (Выбираются слова, в которых различны звуки далекие по акустико-артикуляторным свойствам. Например, свистящие – сонорные или аффрикаты – сонорные).
4-й этап – дифференциация слогов. Игровые упражнения на этом этапе учат детей вслушиваться в звучание слогов и слов, самостоятельно находить слова сходно и разно звучащие правильно воспроизводить слоговые сочетания, развивают слуховое внимание. Детям можно предложить выполнить такие задания: воспроизвести слоговые сочетания с одинаковым гласным и разными согласными, слоговые сочетания, различающиеся по звонкости–глухости (па–ба, пу–бу–пу); воспроизвести слоговые пары с наращиванием согласных звуков (ма–кма, то–кто), слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и различными гласными (тпа–тпо–тпу–тпы).
5-й этап – дифференциация звуков. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать необходимо с дифференциации гласных звуков. На этом этапе дети учатся выделять из состава нужный звук дидактические упражнения–учат детей вслушиваться в звучание слов, четко и правильно произносить звуки в нем, находить и выделять голосом определенные звуки, развивают фонематический слух.
6-й этап – развитие навыков фонематического анализа и синтеза, задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков, где дети учатся определять место гласного звука в руду других звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. Реализация деятельности по вышеуказанным этапам проходит при комплексном взаимодействии с узкими специалистами.
Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия должна проводиться поэтапно: начиная с выделения и различения неречевых звуков и до тонкой дифференциации звуков близких по акустико-артикуляторным свойствам. Параллельно проводится работа по развитию у детей слухового внимания и памяти.
Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических игр, игровых приемов. Таким образом, логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе.
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Комплекс включает в себя следующие направления:
1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.
2. Игры на развитие речевого слуха.
3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.
4. Различение близких по звуковому составу слов.
5. Дифференциация слогов.
6. Дифференциация звуков.
7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
8. Характеристика звуков.
Игры, направленные на развитие слухового внимания. (узнавание неречевых звуков) Игры данной группы способствуют развитию у детей слухового влияния и контроля, приучают детей внимательно слушать и правильно воспринимать речь окружающих
«Узнай по звуку»
Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.)
Описание игры. Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.
Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.
«Часовой»
Цель. Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: повязка на глаза.
Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
«Что ты слышишь?»
Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их. Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название
Игры на развитие речевого слуха. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Цель данных игр и упражнений – научить детей говорить громко, тихо, шепотом, громко и тихо воспроизводить звукоподражание, развивать слуховое восприятие.
«Три медведя». Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
«Животные и их детёныши». Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
«Угадай, чей голосок»
Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Оборудование. Мишка (игрушка).
Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
«Угадай, кто это»
Цель. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще раз.
«Возьми игрушку»
Цель. Развивать слуховое внимание у детей, учить их отчетливо произносить многосложные слова.
Оборудование. Игрушки: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка ... Описание игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки, Педагог шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.
Игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука.
«Недовольный Саша»
Цель. Развивать навык звукового контроля за качеством произнесения звуков в чужой речи, умение определять правильное и искаженное произнесение звуков.
Оборудование. Картинки с изображением недовольного мальчика по количеству детей.
Описание игры. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае если они услышат неправильное произношение звуков - поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
«Как правильно сказать?»
Цель. Учить определять дефектно произносимые слова и исправлять их.
Описание игры. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звук в слове и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
«Будь внимателен»
Цель. Учить определять правильность произношения слов. Оборудование. Картинки: банан, альбом, клетка.
Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.
Игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов
«Незнайка запутался»
Цель. Учить подбирать слова схожие по звучанию.
Оборудование. Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т.д.
Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
- мак, бак, так, банан; - сом, ком, индюк, дом;
- лимон, вагон, кот, бутон; - мак, бак, веник, рак;
- совок, гном, венок, каток; - пятка, ватка, лимон, кадка;
- ветка, диван, клетка, сетка; - каток, моток, дом, поток и т.д.
«Поэт»
Цель. Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.
Описание игры. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка) | Без ключа, мне поверь, Не откроешь эту... (перина, подушка, рубашка) (тумбочку, дверь, книгу) |
От грязнули даже стол Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал) | Две сестрички, две лисички Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку) |
Тебе кукла, а мне - мячик. Говорила мышка мышке: Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик) | Говорила мышка мышке: До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки) |
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису, белку) | Опустела мостовая, И уехали ... (автобусы, трамваи, такси) |
«Расставь по местам»
Цель. Учить подбирать слова для рифмы с помощью картинок. Оборудование. Картинки: дом, ком, гном, сом, каток, венок, моток.
Описание игры.
Логопед читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам-все расставить по местам:
Что скатали мы зимой...? На крючок в реке попал...?
Что построили с тобой...? Может все, хоть ростом мал... ?
Я опять задачу дам - все расставить по местам:
Что стащил игривый кот...? С гор спускается, течет...?
Детям мамочка плетет...? Что за скользкий, ровный лед...?
«Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …). Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
Игры, направленные на дифференциацию слогов
«Повтори правильно»
Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
«Телефон»
Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Описание игры. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов (например: са, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
«Какой отличается?»
Цель. Учить выделять слог, отличающийся от остальных.
Описание игры. Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем
«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
Игры, направленные на дифференциацию звуков-
Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
«Прогулка на велосипедах».
- Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».
- Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».
Подобным образом проводится игра «Жук и комар» (звуки С и Ж На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
«Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].
«Найди место для своей картинки»
Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.
Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж].
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж... «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.
«Не ошибись»
Цель. Дифференциация звуков [с] - [з].
Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».
Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
«Найди свою картинку»
Цель. Дифференциация звуков [л] - [р] в словах.
Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.
Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук [л], а другая - на [р]. Подойдя к своей группе,
ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить:
Игры, направленные на формирование фонематического анализа и синтеза
«Поймай звук»
Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т.д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец)
«Веселый поезд»
Цель. Учить определять место расположения звука в слове.
Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.
Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.
Игры на определение последовательности звуков в слове
«Выложи слово фишками»
Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове. Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству звуков в слове.
Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме.
Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек заполняют схему слова.
Игры, направленные на развитие навыка синтеза слов
«Угадай'ка»
Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок {например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).
Игры, направленные на определение характеристики звуков
«Разноцветные мячи»
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. Описание игры. Красный - гласный. Синий - нет.
Что за звук? Мне дай ответ!
Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.
«Покажи кружок нужного цвета»
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков.
Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.
Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный.
Описание игры. Первый вариант.
Аналогичным образом можно проводить игры по дифференциации согласных по мягкости - твердости, звонкости - громкости.
«Назови братца»
Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Первый вариант.
Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару - «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.
Второй вариант.
Логопед называет мягкий согласный звук, а дети - его твердую пару. Логопед подключает к проверке ответов самих детей. Для этого в условиях игры оговаривают, что если дети заметят ошибку, они должны хлопать. Это заставляет всех детей быть активными и внимательными на протяжении всей игры, а не только тогда, когда логопед бросает им мяч.
Т.о. игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Задача логопеда заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.
Таким образом, совершенствование приемов работы по развитию фонематического восприятия путем использования специальных игр и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
Автоматизация звуков пройдет более успешно, если ребенок сам захочет заниматься. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию.
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Результаты диагностики показывают, что в течение первого и второго года обучения (2020 – 2022уч.г.г.) произошли качественные изменения в фонематическом восприятии детей. При поступлении в группу по оказанию логопедической помощи 90% детей имели низкий уровень развития фонематического восприятия. К концу первого года обучения (май 2021 год) диагностика показала, что только у 6 детей из 34 выпускников группы не достаточно развито фонематическое восприятие (эти дети имеют статус детей с ОВЗ), и они продолжат занятия на следующий год. Остальные воспитанники имеют высокий уровень сформированности фонематического восприятия. Таким образом, применение разнообразных приемов развития фонематического восприятия способствует совершенствованию и повышению качественного показателя речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи и способствует подготовке к обучению в школе, их успешной адаптации к образовательному процессу, развитию положительных личностных качеств.
6. ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО ОПЫТА Основная трудность при использования данного опыта состоит в необходимости применения большого количества наглядных материалов, игровых атрибутов, ноутбука. К каждому индивидуальному занятию требуется подготовить свой комплект наглядных материалов и пособий с учетом нарушенного у ребенка звукопроизношения и этапов автоматизации звуков. Была разработана система игр по развитию фонематического восприятия, изготовлены и подобраны наглядный игровой материал на каждый закрепляемый звук.
7. АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА
Применение данного опыта возможно в системе образовательно-воспитательного процесса. Данный опыт работы может быть полезен для учителей - логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.