СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Средства формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках украинского языка и литературы в условиях реализации государственного образовательного стандарта»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

оБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ:"СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Средства формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках украинского языка и литературы в условиях реализации государственного образовательного стандарта»»



ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26»














Обобщение передового педагогического опыта по теме:


«Средства формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках украинского языка и литературы в условиях реализации государственного образовательного стандарта»









Автор опыта:

Семенова Наталия Викторовна,

учитель украинского языка и литературы

ГБОУ ЛНР «СГ № 26»








г.Стаханов 2017г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Литературный обзор состояния вопроса 3

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике 3

1.2 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта 5

2. Педагогический опыт 12

2.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте 13

2.2 Актуальность педагогического опыта 14

2.3 Научность в представляемом педагогическом опыте 14

2.4 Результативность педагогического опыта 15

2.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта 15

2.6 Технологичность представляемого педагогического опыта 16

2.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта 16

4. Выводы 22

Список использованных источников……….………………………….............23

Приложение…………………………………………………………......…….....24




























1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА


1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении


Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими украинским языком . Успешное и осознанное владение украинским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

В последнее время ведутся активные поиски рационального преподавания украинского языка. В результате в системе начального и среднего образования обучение украинскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен общеобразовательным организациям.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у школьников учебных действий указывали Ю.К. Бабанский, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская. Отдельные виды учебных действий, общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и другие.

В стандарте нового поколения в контексте модернизации подчеркивается важность овладения и использования учителем диагностирующих методик, направленных на изучение уровня имеющихся УУД и динамики их формирования. В то же время анализ современных исследований показал, что проблема разработки методов и приёмов формирования универсальных учебных действий, диагностических методик для оценки УУД стоит достаточно остро.

Начало работы над опытом было обусловлено изменениями требований к качеству образования школьников, приведение их в соответствие к   реалиям  современного общества.

1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Новые государственные образовательные стандарты декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия. Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ


2.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель.

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке.

2.2. Актуальность педагогического опыта


Актуальность представляемого опыта обусловлена тем, что в данный момент особенно значимой становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже внедрены образовательные стандарты и наработана определенная база по формированию УУД ( формирования универсальных учебных действий), в основную школу. Поэтому определение средств формирования УУД школьников для педагогов, и в частности учителей словесности, является бесспорной необходимостью.

В современном образовании одной из актуальных проблем является проблема социализация личности и ее активность в процессе обучения. Главной задачей учителя является создание таких условий в обучении, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Признавая социализацию в качестве одной из задач образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Именно на уроках гуманитарного цикла происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная.


2.3. Научность в представляемом педагогическом опыте


Научность представляемого опыта заключается в том, что он соответствует основополагающим принципам и подходам психологии и педагогики на современном этапе.

Методологическую основу данной работы составляют труды таких психологов и педагогов, как Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова, Д.Б. Эльконин, В. Давыдов, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукерман. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой, Л.Г. Петерсон, М.А. Матюшкин и другими.


3.4. Результативность педагогического опыта


Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту считаю:

  1. положительную динамику уровня учебной мотивации учащихся;

  2. устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

  3. высокий уровень качества знаний учащихся;

  4. прочные предметные навыки.


Наблюдается увеличение количества учащихся с высоким уровнем учебной мотивации и уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счет перехода с низкого уровня на средний и высокий). У большинства учащихся вырос интерес к учебной деятельности, к самому содержанию учебного процесса, к способам добывания знаний. Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством результативности систематической работы в данном направлении.


2.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта


Практическая новизна данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики преподавания учителя украинского языка средней общеобразовательной школы в условиях модернизации образования, повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках украинского языка в школе.


2.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.


Опыт работы может быть полезен в первую очередь учителям начальных классов, учителям украинского языка и литературы, так как раскрывает способы формирования УУД на уроках украинского языка. Также опыт может быть полезен и в преподавании других предметов гуманитарного цикла.



2.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках украинского языка и литературы учителя изыскивают различные средства.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой взгляд, нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.          

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

 На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания.

Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.

Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником оценивает результаты его работы. Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками – к партнерским отношениям.

В условиях коллективного решения задач действие, выполняемое каждым участником, оценивается им уже не с учетом своей собственной позиции, а с учетом правильности соблюдения всей последовательности таких действий, т.е. для каждого ребенка становится важным не просто выполнить свое собственное действие, а проследить правильность получения результата, сопоставить свой результат с результатом действий других участников. Такое обучение самоанализу результатов собственной деятельности способствует развитию самоконтроля при выполнении задания, а также адекватному восприятию оценки учителя.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

 Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.  

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют произведение Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством или вечера на хуторе близь Диканьки».

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.

Систематически на уроках украинского языка и литературы в 5-6-х классах целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.

Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.


4. ВЫВОДЫ


Модернизация образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В данной работе был рассмотрен комплекс средств, которые, при системном подходе, позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период внедрения государственного образовательного стандарта в основной общеобразовательной школе. К 2017 году в педагогической практике основной школы уже сложилась определенная система образования, соответствующая требованиям ГОС и способная обеспечить преемственность при переходе школьников из начальной школы в 5 класс. Поэтому уже сегодня учителя осваивают и применяют, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.

Результатом этого исследования стало определение тех средств, которые позволяют формировать универсальные учебные действия.

Ценность этой работы состоит в возможности ее использования учителями-словесниками при разработке отдельных уроков украинского языка и литературы, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.

Таким образом, можно подвести итоги исследования данной работы:

1) проанализирована литература по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

2) определены психолого-педагогические особенности работы учителя-словесника с учащимися ;

3) подобраны средства формирования универсальных учебных действий школьников;

4) приведены примеры применения перечисленных средств формирования УУД на уроках украинского языка и литературы.






















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

  2. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.

  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  4. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.

  5. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.

  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.

  7. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.

  8. Петерсон Л.Г. Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования. – М., 2007.

  9. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

10. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

11. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля в возрастной психологии». – Вопросы психологии, 2006, № 3. – С. 17-31.


















ПРИЛОЖЕНИЕ

Створення проблемної ситуації


 1.Правопис прислівників 7 клас.

Слово вдень в реченнях написано по-різному. Це помилка, чи правильно? (Метод «Займи позицію»).

В день такий розцвітає весна на землі і земля убирається зрання (В. Сосюра).

Вночі всі сплять, а вдень спішать робити (В. Симоненко).

         2Морфологія 6 клас.

Визначити рід підкреслених іменників

Усі радо вітали листоношу

Двері були відчинені навстіж.

Вікна великі і чисті.

         3Вивчення антонімів 5 клас.

Куций хвіст і довгі ноги,

Уночі і вдень – тривоги.

Миру й спокою не знаю,

Всіх боюся й утікаю. (заєць)

Учні відгадують загадку, вчитель підкреслює крейдою різних кольорів пари слів (куций – довгий, уночі – вдень, тривоги – спокою).

Українська література

Зміст предмета українська література містить величезний матеріал, який сприяє формуванню мотивації до його вивчення.

1.   Мотивації учнів може сприяти нестандартне, інтригуюче формування теми уроку, наприклад:

«Художник, розіп’ятий на хресті політики»

(Життя і творчість В.Винниченка 10 клас)

«З любов’ ю в серці, з мукою в душі»

(Життя і творчість В. Сосюри 8,10 клас)

«Життя як легенда»

(Життя і творчість Г. Сковороди 9 клас)

«Перший симфоніст української прози»

(Життєвий і творчий шлях П. Рудченка 10 клас)

«Великий обсерватор життя»

(І. Карпенко – Карий)

      2. Бажання ознайомитись з новим для учнів автором чи твором може викликати і вдало підібраний епіграф уроку:

Історії ж бо пишуть на столі –

Ми ж пишем кров’ ю на своїй землі,

Ми пишем плугом, шаблею мечем

Піснями і невільничим плачем (Л. Костенко)

(При вивченні творів на історичну тематику чи історичних пісень)

Або ж

Хто не знає свого минулого, той не вартий майбутнього(М Рильський).

         3. На уроці можуть прозвучати цікаві вислови, які потім мотивують клас визначити тему уроку. Ознайомивши учнів із висловлюванням «Завжди величніша путь на Голгофу, ніж хід тріумфальний» (Леся Українка) – запитую учнів:

-Що ви можете сказати про людину, яка жила за таким принципом? (10 клас) «Що доля нелегка – в цім користь і своя є,

Блаженний сон душі мистецтву не сприяє» (Л. Костенко)

Представник митного контролю, обшукуючи цю людину, запитав, чи є у нього зброя, мужчина спокійно відповів, що є (чим надзвичайно здивував митників) і дістав із кишені піджака ручку, сказав: «Ось моя зброя, яка може бути сильнішою від вашої». (Про М. Коцюбинського 11 клас).

При вивченні творчості І. Я. Франка можна використати такий вислів: «Він сидів на березі річки й плів сіті, не знаю чи потрапила риба в ті сіті, а душу мою він полонив навіки». Наголошую на тому, що і вашу душу полонить творчість цього автора, зачитую уривки творів, вислови відомих людей про Івана Франка, а коли учні здогадуються про кого мова, записуємо тему уроку, або ж вона може бути записана ззаду дошки.

Кластер «Односкладні речення» (Українська мова. 8 клас).

Можна використовувати на стадії усвідомлення для вивчення нової інформації, на стадії рефлексії для узагальнення й кращого засвоєння матеріалу. Його можна поширювати.



Дуже ефективний засіб швидко повторити вивчений раніше матеріал, відновити в пам’яті необхідну інформацію на потрібну тему. Застосовується на будь-якій стадії уроку в залежності від мети його використання. Дає можливість узагальнити матеріал.



Синквейн — це невеликий вірш,що складається будь-якою людиною, але за своїми правилами

1 Рядок -це будь-яке слово (іменник)

2 — два прикметників, які виражають сенс цього слова

3 -три дієслова, які говорять про дії

4 — фраза,яка говорить про сенс вірша

5 — укладення,зазвичай це слова, що мають асоціації з усім віршем

Сад (приклад)

Плодоносний,доглянутий

Годує,лікує,привертає

Які сади, такі й плоди здоров’я






16