СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по теме "Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе обобщает знания по теме "Личные местоимения", содержит элементы групповой, игровой и АМО технологий. 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме "Местоимение"»

Тема:  Обобщение по теме «Местоимение»


Тип урока:  Урок актуализации знаний и умений


Задачи урока:    

Предметные: Обобщить знания по теме «Местоимение»; сoвершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи; совершенствовать навык правописания местоимений с предлогами; спосoбствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости, умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самoконтроль.

Метапредметные:

  • познавательные: ориентироваться в учебнике; развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода; воспитывать в учащихся интерес к предмету; развивать мыслительную активность, пoзнавательный интерес, самостоятельность учащихся, пополнять их словарный запас; применять полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

  • коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи; слышать, слушать, понимать  друг друга; планировать и согласовывать совместные действия, взаимно контролировать друг друга, договариваться; oбосновывать высказанное суждение; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

  • регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке; уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; высказывать свою версию; сопоставлять свою работу с образцом; oценивать ее по критериям выбранным в классе; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; давать самооценку.

  • личностные: проявлять интерес к русскому языку; создать ситуацию рефлексии для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни; фoрмировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.


Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, часть 2, изображение ствола дерева и съемные листья с надписями к нему, карточки по количеству групп, карточки для рефлексии по количеству учащихся, экран, проектор, компьютер, презентация по теме урока.

 

 

 ХОД УРОКА


  1. Организационный этап.

СЛАЙД 1

Я, ты, он, она,
Вместе – дружная семья.


- Прочитайте самостоятельно про себя.

- Прочитайте хором.

- Покажите жестами «я», «ты», «дружная»

- Прочитайте ещё раз, добавляя нужную интонацию и движения.

- Я желаю вам, чтобы весь урок наш класс работал, как дружная семья.


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Какая часть речи встречается в стихотворении чаще всего? (Местоимение)

- Почему? (Уже несколько уроков изучаем эту часть речи)

- Да, мы даже растим дерево, которое так и называется – личные местоимения. А сегодня мы последний урок будем изучать эту часть речи. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Обобщение по теме «Местоимение»

- В соответствии с темой поставьте задачи урока. (Закрепить знания по теме «Местоимение», закончить работу над проектом «Дерево»)


  1. Актуализация знаний.

- Вы сказали, что местоимений в стихотворении больше всего. Назовите их.

ВЫКЛЮЧИТЬ проектор.

- Что такое личное местоимение? (Это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его)

- Первый лист, который вырос на нашем дереве, как раз напоминает нам это.


Чистописание

На доске написана цепочка мыятывыонаононионо

- Спишите, разделив цепочку на три, обратите внимание (мыя тывы онаононионо)

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Почему именно так разделили? (1 группа – местоимения 1 лица, 2-я – 2 лицо, 3-я – 3 лицо)

- О чем же нам напоминает второй лист, выросший на нашем дереве? (Что личные местоимения бывают 1, 2 и 3 лица)

- Проверьте правильность выполнения этого задания и поставьте оценку на полях.


Словарная работа

- Дальше вспоминать все, что мы узнали о личных местоимениях, нам помогут словарные слова. Я читаю толкование слова, а вы записываете это слово. Для тех, кто испытывает затруднения при определении слова, на экране демонстрируется картинка-подсказка.

Два человека работают на обороте доски.


ВКЛЮЧИТЬ проектор.

Специалист в науке по выращиванию сельскохозяйственных культур. (Агроном)СЛАЙД 2

Каркающая птица. (Ворона) СЛАЙД 3

Слова, близкие по смыслу. (Синонимы) СЛАЙД 4

Дорога с рядами деревьев, посаженных по сторонам от нее. (Аллея) СЛАЙД 5

Цвет лимона и солнышка. (Желтый) СЛАЙД 6

Коллективная поездка куда-нибудь или посещение чего-нибудь с познавательной целью. (Экскурсия) СЛАЙД 7

Аппарат, с помощью которого можно разговаривать на расстоянии. (Телефон) СЛАЙД 8

ВЫКЛЮЧИТЬ проектор.


Взаимопроверка.

Ребята, работавшие у доски, по очереди читают слова, четко произнося каждый звук.

- Оцените каждый свою работу, оценку поставьте на полях.


- Какое же имеют отношение словарные слова к местоимениям? (Внутри каждого слова «спряталось» личное местоимение)

- Подчеркните их. (Один человек работает у доски)

- Прочитайте все местоимения, которые нашли.

- Чем интересно слово «синонимы»? (В нем сразу два местоимения)

- Что общего у этих местоимений? (Они оба во множественном числе)

- О чем же нам напоминает третий лист на нашем дереве? (О том, что личные местоимения изменяются по числам)


- Прочитайте все подчеркнутые местоимения 1 лица. Второго лица. Третьего лица.

- Почему местоимений третьего лица так много? (В единственном числе местоимения третьего лица изменяются по родам)

- Об этом нам напоминает ещё один лист на нашем дереве. Но оно не до конца покрылось листвой. Вспомним, что нового мы узнали о личных местоимениях за последние уроки и поможем дереву одеться в весенний наряд.


  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Работа в группах

Часть групп работает по карточкам №1, часть – по карточкам №2


Карточка №1

Карточка №2

Вставьте в двустишия местоимение Я.

(при необходимости измените его форму)


__________ лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю.


Дедушка, найди ____________

Беленький грибок.


Конь несёт ___________ лихой,

А куда, не знаю.

Вставьте в двустишия местоимение МЫ.

(при необходимости измените его форму)


__________ сегодня в лес пойдём

За зелёной ёлкой.


Солнце жарче припечёт,

Небо дождь на ____________ польёт.


Прощебечь с дороги

___________ привет скорей!


От каждой группы по одному представителю выходят к доске. У доски они встают группами в зависимости от № карточки. Каждый представитель зачитывает по одному предложению.


- Ребята, разве у вас не было задания вставить местоимения «Я» или «МЫ»? Откуда появились «нас» или «мне»? (Нам пришлось изменить форму местоимений)

- Итак, что вы можете сказать о личных местоимениях ? (Они изменяются по падежам)

- Добавим нашему дереву ещё листочек.


Физминутка

Ребята встают возле парт, руки на пояс.

Учитель называет детям разные части речи. Если ребята слышат местоимение, они поднимают прямые руки высоко над головой и хлопают один раз. Если названа другая часть речи, ребята поворачивают голову сначала влево, затем – вправо.

Я, Яна, мне, он, но, ты, вы, вымыл, мы, она, над, нам.


- Найдите в своей карточке и запишите в тетрадь только побудительное предложение. Над местоимением укажите лицо число и падеж.


ВКЛЮЧИТЬ проектор.

Для проверки предложение демонстрируется на экране. Один из детей зачитывает характеристики местоимения, после чего они появляются на экране. СЛАЙДЫ 9 – 12

ВЫКЛЮЧИТЬ проектор.


- Оцените эту свою работу простым карандашом на полях.

- Чтобы у нашего дерева появился следующий лист, обратимся к учебнику, страница 64, упражнение 134. Прочитайте первое задание в этом упражнении, обозначенное красным кружком.

- Что нам надо вспомнить о местоимениях, чтобы правильно выполнить это упражнение? (Правильность написания некоторых местоимений и то, что местоимения с предлогом пишутся раздельно)

- Добавим нашему дереву ещё один лист.


Ребята работают в тетрадях самостоятельно, трое (по одному предложению) работают у доски.

- В третьем предложении дважды используется местоимение 3 лица единственного числа мужского рода в винительном падеже. Почему они пишутся по разному: в первом случае – «него», а во втором – «его»? (Потому что если личное местоимение 3 лица употребляется с предлогом, то в начале пишется буква «н»)

- И это будет ещё один лист на нашем дереве.

После проверки каждый самостоятельно оценивает свою работу. В тетради оценка ставится на полях.


5. Обобщение и систематизация знаний.

- Наше дерево оделось весенней листвой. Посмотрите на него, оно поможет рассказать о личном местоимении все, что мы изучили. Давайте вместе ещё раз повторим все, что вы узнали об этой части речи.


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Дома, используя имеющиеся у вас о местоимениях знания, выполните упражнение 132 на странице 63. Самостоятельно познакомьтесь с заданием. У кого есть вопросы по выполнению?


  1. Рефлексия

ВКЛЮЧИТЬ проектор.

- Отметьте в таблице, как вы оцените сои знания о местоимении. (У каждого ученика такая таблица лежит на парте. На экране демонстрируется ее образец.)

- Рассмотрите свою работу, оценки, которые вы себе ставили в течение урока, и поставьте себе одну итоговую оценку за работу на уроке.

- Кто из вас очень доволен своей работой? Кто не очень? Кто совсем не доволен?

- Вспомните, какие мы ставили задачи урока и скажите, как мы с ними справились.

- Закончите высказывание: я узнал…, я смог…, я научился…, я понял….

- Кого из одноклассников вам хотелось бы похвалить за работу на уроке?

- А я похвалю…. Молодцы, ребята! Спасибо всем за урок.