1.Повторить и систематизировать знаний об обособленных членах предложения.
2.Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях.
Закрепить знания о причастном и деепричастном оборотах, умения выделять их в предложениях
Формировать представление об обособлении и смысловой самостоятельности обособленных членов
Формировать навыки опознавания обособленных членов, выраженных причастными и деепричастными оборотами
Оценка: осуществлять самооценку выполняемых заданий.
I. Предметные:
- уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
-подготовка к ОГЭ.
II. Метапредметные (УУД):
уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме;
объяснять языковые явления, выявляемые в ходе повторения .
III. Личностные:
формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения.
1.Учебник по русскому языку для 8 класса под редакцией Т. А. Ладыженской
2. Раздаточный материал
3. План урока
4. Презентация к уроку
1.Орг. момент
4.Обобщение изученного материала.
Этапы урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мобилизующий этап Цель: Включение в активную деятельность. Формулирование темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | В течение урока каждый из вас будет выполнять различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определённым количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов. - Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя. - Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок. - Ознакомьтесь с тем, как набранный балл переводится в отметку. | Психологически настраиваются на урок. | К: умение строить речевое высказывание. Р: умение организовать свою учебную деятельности. Л: мотивация учения. |
Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Цель: постановка проблемного вопроса. | Какую большую тему мы изучали ? Логически предположите, какая сегодня будет тема. Записали. Зачем современному человеку изучать обособленные члены предложения, знать правила обособления? В связи с этим, какие задачи нам предстоят? Что такое обособленные члены предложения? | Самостоятельно формулируют тему, цели и задачи занятия. | К: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих Р: умение ставить задачу П: целеполагание; выводы, обобщения. Л:самоопределение, смыслообразование. К: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. Цель: актуализация знаний обучающихся. | Самостоятельная работа. Поставьте ударение в словах. Орфоэпическая разминка: предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, улыбаться, напевать, углубить. | Самостоятельная работа – взаимопроверка | П: умение ориентироваться в системе своих знаний; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. К: умение строить речевое высказывание, сотрудничество с учителем и сверстниками. |
4. Постановка проблемы. 2мин. | - М.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума». Послушайте притчу и постарайтесь решить пунктуационную задачу, опираясь на свой разум: «Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота. Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…» - Как он это сделал? | Формулируют условия выбора знака препинания в данном конкретном случае. Дополнят характеристику предложения при синтаксическом разборе. Анализируют ответы друг друга, дополняют. | Р: целеполагание, планирование, оценка. К: формулирование собственного мнения, построение речевого высказывания в устной форме. Л: нравственно-этическая ориентация (оценивание работы одноклассника по заданным критериям). |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Совместное решение учебной задачи Мозговой штурм («Да»/ «Нет») ) 1 этап (знание). 1 этап повторение Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся 2 мин. | Учитель задаёт вопросы: 1. Второстепенный член предложения, выделяемый по смыслу и интонационно, называется обособленным? А.Да 2. В русском языке различаются обособленные определения, приложения, обстоятельства и уточнения? ДА 3.Согласованные определения являются обособленными, если относятся к любому местоимению? Нет 4. Не являются обособленными обстоятельства, выраженные фразеологизмами? Да 5. Обстоятельства уступки с предлогом «несмотря на» обособляются всегда? Да 6. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно обособляется? Нет 7. Если одиночное деепричастие типа стоя, лежа и т.д., потеряв глагольные признаки, перешло в наречие, то оно обособляется? Нет 1. Второстепенный член предложения, выделяемый по смыслу и интонационно, называется обособленным? А.Да 2. В русском языке различаются обособленные определения, приложения, обстоятельства и уточнения? ДА 3.Согласованные определения являются обособленными, если относятся к любому местоимению? Нет 4. Не являются обособленными обстоятельства, выраженные фразеологизмами? Да 5. Обстоятельства уступки с предлогом «несмотря на» обособляются всегда? Да 6. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно обособляется? Нет 7. Если одиночное деепричастие типа стоя, лежа и т.д., потеряв глагольные признаки, перешло в наречие, то оно обособляется? Нет | Учащиеся отвечают | Р : планирование, прогнозирование; П : моделирование; Л решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; К: сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Практическая работа (групповая работа) 2 мин. Задача: Применение умений и навыков Цель: Отработка алгоритма выбора знака препинания в предложениях с обособленными членами. | Класс делит на пары по 2 человека - У каждой группы на столе распечатанные материалы и ниже даны задания. Ваша задача – выполнить задания, применяя все теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении темы «Обособленные члены предложения». Алгоритм выделения обособленных членов предложения? 1) к какому слову (какой части речи) они относятся; 2) чем выражен второстепенный член, распространен или нет; 3) положение второстепенного члена относительно определяемого слова (перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения); 4) имеются или отсутствуют дополнительные смысловые оттенки (чаще всего обстоятельственные, например причины). | Выполняют задание, комментируют, оценивают. | П: научиться строить предложения с обособленными членами. Р: выделять главное и фиксировать информацию. К: формулирование собственного мнения, построение речевого высказывания в устной форме. |
1)Задание. Обобщение изученного. 2этап 5 мин. Цель: обобщение и систематизация знаний по теме обособление определений, приложений | Учитель даёт задания группам. Рассказать об обособленных определениях и приложениях, расставить, где необходимо, запятые. | Учащиеся выполняют задания, работая в группе. Задания для первой группы: 1.Юный лес в зеленый дым одетый Теплых гроз нетерпеливо ждет. (А. Толстой) 2. На ручей рябой и пестрый за листком летит листок. (Н. Некрасов) 3. Яблонька цветущая красавица глядела в распахнутое настежь окно (Л. Леонов) 4. Пригретые солнцем одуванчики распустились. . 5. Мы квалифицированные врачи обязаны помогать людям. Вывод (Делает консультант группы) Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если: - относятся к личному местоимению; - стоят после определяемого слова; - стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения. Задание 2 группы: Рассказать об обособленных обстоятельствах, расставить, где необходимо, запятые. Цель: активизировать знания о деепричастных оборотах, познакомить с особенностями обособления и не обособления деепричастных оборотов на письме; уметь применять полученные знания на практике. 1. Он работал на поле спустя рукава. 2. Гром грохотал не переставая. 3. Месяц золотясь спускался к степи. (Л. Т.) 4. Под облаками заливая воздух серебряными звуками дрожали жаворонки. 5. Цветы несмотря на хмурое утро распустились. (Не хватает запятой», т.к. есть с предлогом несмотря на). Вывод делает консультант группы фразеологический оборот не обособляется, не обособляется одиночное наречного значения, одиночное после определяемого обособляются, сущ. С предлогом несмотря на, деепричастный оборот обособляется. | П: научиться строить предложения с обособленными членами. Р: выделять главное и фиксировать информацию. К: формулирование собственного мнения, построение речевого высказывания в устной форме |
2)Задание сопоставление. Соотнести строки таблицы 3 этап 3 мин. Цель: обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении второстепенных членов предложения; совершенствовать умение применять полученные знания на практике. | Соотнесите строки таблицы (приложение) | Работают с таблицей | П: умение использовать знания. К: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников. Л: умение этически оценивать усваиваемое содержание материала |
3)Задание проблемного характера 4 этап (анализ) 3мин. Цель: активизировать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать умение определять признаки обособлений по приметам или особенностям. | Работать будем в парах: Почему перед союзом «и» не стоит запятая в первом предложении, а во втором поставлена? Подчеркните грамматическую основу предложения. 1. 1) Выбравшись на чистую воду, старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и тревожным криком подзывая к себе утят. (И.Скребицкий.) 2.С гор всё дул тёплый ветер, пропитанный запахом фиалок, и вздыхало вдоль берега вечно тоскующее, не знающее спокойствия море. 2 пара Почему в одном предложении определение обособлено, а в другом нет? Подчеркните грамматическую основу предложения. Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подёрнутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев) Растущий в палисаднике куст сирени зацвёл. | Учащиеся работают в парах, отчитывается 1 представитель от пары. | П: умение использовать знания. К: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников. Л: умение этически оценивать усваиваемое содержание материала. |
4). Готовимся к ОГЭ. 2мин. Индивидуально проверка по шаблону Цель: активизировать и систематизировать знания учащихся по теме. | Рассказать какие виды орфограмм встретили в этом предложении. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем 1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,4 4)3,4 | Выполняют задание | П: умение использовать знания. К: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников. Л: умение этически оценивать усваиваемое содержание. |
5)Задание. Синтез. Сжатие текста. 6 этап. 4мин. | На ОГЭ мы должны написать сжатое изложение, используя разные приёмы сжатия. Одним из таких приёмов является замена СПП на простое предложение с обособленными членами. Внезапный вихрь. Перед вечером небо как-то неожиданно стало быстро расчищаться. Тучи, которые доселе лежали неподвижно ровной пеленой, разорвались. В воздухе закружилась сухая листва, которая опала с деревьев, и мелкие сучья. Так мы упростили текст, преобразовав СПП в простые предложения. | Работают в тетради | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения; Л : самоопределение |
6. Итоговый контроль. Цель: Использование приобретенного навыка. | Предлагает выполнить тнст Тест 6 мин. Тестовая работа Проверка по презентации. 1Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены). А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку. Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки. В. Он вышел на палубу заставленную ящиками. 2.В каком примере надо поставить запятую перед союзом как? А. Почему ты ходишь как в воду опущенный? Б. Брат похож на отца как две капли воды. В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе. 5. В каком предложении есть обособленное приложение? а) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. б) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. в) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер. 1Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены). А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку. Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки. В. Он вышел на палубу заставленную ящиками. 2.В каком примере надо поставить запятую перед союзом как? А. Почему ты ходишь как в воду опущенный? Б. Брат похож на отца как две капли воды. В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе. 5. В каком предложении есть обособленное приложение? а) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. б) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. в) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер. | Выполняют тестовую работу. Взаимопроверка Слайд у | П: умение использовать знания. К: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников. Л: умение этически оценивать усваиваемое содержание материала. |
7. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: Написать сочинение о весеннем дне, используя обособленные члены предложения | Записывают задание | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные : рефлексия; Личностные: смыслообразование. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: формирование личной ответственности за результаты своей деятельности | - Что повторяли сегодня на уроке? - Какие второстепенные члены обосабливаются всегда? - Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения: 1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично. 2. Правильно читать предложения с обособленными членами умею / не умею / не всегда. 3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда. 4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда. 5. Какие у меня трудности в освоении данной темы? - Что повторяли сегодня на уроке? - Какие второстепенные члены обосабливаются всегда? - Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения: 1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично. 2. Правильно читать предложения с обособленными членами умею / не умею / не всегда. 3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда. 4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда. 5. Какие у меня трудности в освоении данной темы? | Оценивают результаты своей работы. | Л: смыслообразование. Р: умение оценивать качество и уровень усвоения материала. П: контроль и оценка результатов деятельности. |