СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Обобщение, систематизация и закрепление знаний об имени существительном  как самостоятельной части речи.

   В данном классе я поставила следующие задачи:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания об имени существительном, как части речи, его значении, грамматических признаках;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Развивающие:

- развивать речь, мышление и внимание учащихся, умение анализировать и классифицировать;

- развивать навыки самооценки, самоконтроля;

- развивать умение работать в парах.

Воспитательные: 

- воспитывать доброжелательные  взаимоотношения между детьми, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность.

Просмотр содержимого документа
««Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»».»

Таказова Марина Таймуразовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №43


Технологическая карта урока


Предмет, класс

Русский язык, 2 «Г» класс

Тема урока

«Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»».

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель

Обобщение, систематизация и закрепление знаний об имени существительном как самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания об имени существительном, как части речи, его значении, грамматических признаках;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Развивающие:

- развивать речь, мышление и внимание учащихся, умение анализировать и классифицировать;

- развивать навыки самооценки, самоконтроля;

- развивать умение работать в парах.

Воспитательные: 

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность.

Планируемые результаты:


Метапредметные результаты:

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным.

Познавательные: уметь находить имена существительные, определять их грамматические признаки, правильно употреблять имена существительные в речи и на письме.

Коммуникативные: уметь работать в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу; учиться формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

- распознавать имена существительные, вопросы, на которые они отвечают;

- самостоятельно подбирать имена существительные по группам, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Личностные результаты:

- развивать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Формы работы

фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.

Методы обучения

словесный, наглядный, практический.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные  


Русский язык. 2 класс - Учебник в 2 ч. Рамзаева Т.Г.

тетрадь, раздаточный материал

Технические средства обучения

компьютер учителя, проектор.



Структура урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

- Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

- Ребята, давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение на весь урок.



Настраиваются на урок

Личностные: формировать положительное отношение к уроку

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание,

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

2

Актуализация опорных знаний и умений

- А начнём мы работу со словарного диктанта. Я буду загадывать загадки. Отгадки запишите в тетрадь через запятую.


  1. Для нас она необходима,

Ведь пищу из неё едим мы.

Глубокая и мелкая,

Зовут её … (тарелка).

  1. Завывает за окошком,

Ледяною сыпет крошкой.

Снегом мягкую постель

Стелет по полям… (метель).

  1. Я оранжева, сочна,

Я полезна и вкусна.

За ботву схватись ты ловко,

Чтобы вытащить … (морковку).

  1. В магазине покупают,

На ножки в дождик надевают. (Сапоги)

  1. Ей на месте не сидится –

Всё кривляется, резвится.

Рассмешит нас без обмана

В зоопарке … (обезьяна).

  1. Раскинулся на семи холмах

Широкими кольцами чудо-град.

На Кремле алая звезда,

Город - столица России …! (Москва)

  1. Хлеба краюшка висит над избушкой

Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

  1. На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется - … (картина).

  1. На дворе кланяется,

А домой придет — растянется. (Топор)


- Какие слова мы записали?

- Обозначьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.


- Проверьте себя по слайду презентации, верно ли вы выполнили задание.

- Покажите сигнальными карточками, как справились с работой: зелёный цвет – все слова записаны правильно, без ошибок, красный цвет – допустили в словах ошибки.

- Посмотрите внимательно на записанные вами слова и скажите, почему эти слова объединены в одну группу.

- Докажите, что данные слова являются именами существительными.


- Верно. Какое слово в словарном диктанте может быть лишним? Почему?










- Докажите, что обезьяна – одушевлённое имя существительное.

Отгадывают загадки, записывают отгадки.


































- Это словарные слова.

Обозначают ударение, подчёркивают безударные гласные.

Проверяют себя по презентации.

Поднимают сигнальные карточки.



- Это имена существительные.


- Они обозначают предмет.

- Они отвечают на вопросы кто? что?

- Слово Москва, т.к. это имя собственное, а остальные нарицательные.

- Лишним может быть слово сапоги, т.к. оно множественного числа.

- Лишним может быть слово обезьяна, т.к. оно одушевлённое, остальные существительные неодушевлённые.

- Оно отвечает на вопрос кто?

Познавательные УУД

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, выстраивать логическую цепь рассуждений, анализировать, сравнивать

3

Формулировка темы урока, целеполагание



- Молодцы! Определите тему урока.

- Каковы задачи урока?




- Верно. Наша задача – Формирование понятия об имени существительном, как самостоятельной части речи

- Имя существительное.

- Вспомнить, что такое имя существительное.

- Повторить признаки существительных.

Личностные УУД

формировать учебно-познавательный интерес

Регулятивные УУД

ставить и формулировать задачи урока

Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения

4

Обобщение и систематизация знаний


- Итак, тема урока - имя существительное. Что мы о нём знаем?



- Какие бывают имена существительные?




- Как изменяются имена существительные?

- Возьмите на парте синюю карточку (Приложение 1). Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?


- Прочитайте слова.

- Что это за слова?


- Подумайте, на какие две группы можно их разделить.


- Верно. 1 вариант выписывает одушевлённые имена существительные, 2 вариант – неодушевлённые имена существительные.

- Проверяем работу. 1 вариант читает одушевлённые существительные.

- Докажите, что выполнили задание верно.



- 2 вариант читает неодушевлённые имена существительные.

- Докажите, что выписали неодушевлённые существительные.


- Ещё раз сверьте свою работу с презентацией.

- Сигнализируйте карточками о выполнении задания.


- Молодцы, справились с заданием.

- Сейчас, ребята, вы будете работать в группах. Вспомните, как надо работать в группе.

- Верно. Возьмите зелёную карточку (Приложение 2). Прочитайте задание.

- Какое задание нужно выполнить?




- Итак, приступайте к работе.


- Ребята, проверяем, какие предложения у вас получились.


Следующее задание.

- Назовите из предложенных слов собственные имена существительные.


- Почему они называются собственными?


- Какие ещё имена существительные относятся к собственным?


- Что вы знаете о правописании имён собственных?


- Прочитайте нарицательные имена существительные.

- Что вы скажете о правописании имён нарицательных?

- Молодцы!

- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Одушевлённые и неодушевлённые.

- Собственные и нарицательные.

- По числам.

Дети берут карточку, читают задание.

- Нужно записать слова в две группы.

Читают слова.

- Это имена существительные.

- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Работают самостоятельно.



Один ученик читает, остальные проверяют себя.

- Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?

Один ученик читает, остальные проверяют себя.

- Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?

Проверяют работу

Поднимают сигнальные карточки.


- В группе надо работать дружно, выслушивать мнение товарищей, спокойно высказывать своё мнение.

Берут карточку, читают задание.

- Надо составить предложения, записать их.

Работают в группе.

Читают составленные предложения.


- Бурёнка, Мурзик, Васька, Алёша, корова, луг, кошка, котята, пруд, конь.

- Это клички животных, имя мальчика.

- Имена, отчества и фамилии людей, названия городов, рек, океанов, улиц, сёл, деревень.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

- Корова, луг, кошка, котята, пруд, конь.

- Они пишутся с маленькой буквы.


Познавательные УУД

выделять необходимую информацию,

подводить под понятие, выводить следствия, доказательства

Коммуникативные УУД

планировать учебное сотрудничество, принимать мнение партнера, доказывать свою точку зрения

Регулятивные УУД

осуществлять контроль, коррекцию


5

Самостоятельная работа


- О каком признаке имён существительных мы ещё не говорили на уроке?


- Об изменении существительных по числам я предлагаю вспомнить, выполнив самостоятельную работу. Возьмите жёлтую карточку (Приложение 3). На карточке два задания.

Озвучиваю задания


- Ребята, Оцените друг друга, каждый внимательно проверяет работу соседа.

-. Если нет ошибок, работа выполнена аккуратно, поставьте пятёрку. Если допустил 1-2 ошибки, есть исправления, поставьте за работу четвёрку.

- Молодцы!

- Об изменении существительных по числам.



Слушают задания.

Выполняют самостоятельную работу


Проверяют работу


Оценивают друг друга.

Регулятивные УУД

действовать по плану и планировать свои учебные действия, осуществлять контроль, коррекцию


6

Физкультминутка


Назовите из предложенных слов собственные и нарицательные имена существительные.

школа

радость

восхищение

Байкал

Москва

Россиия

Выполняют движения под руководством учителя.

Собственные имена существительные встают девочки, нарицательные имена существительные встают мальчики. Осуществляют профилактику утомления.

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

7

Рефлексия

- Ребята, какова была тема нашего урока?

- Какие признаки имён существительных мы сегодня повторили?

- Закончите предложения.

Я вспомнил …

Мне удалось …

Мне понравилось ….

Я могу похвалить себя за …

Отвечают на вопросы. Заканчивают предложения

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД понимать причины успеха и неуспеха в учёбе, осуществлять итоговый контроль

8

Домашнее задание

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.


Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Познавательные УУД: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности.

Регулятивные УДД: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению.



Приложение 1 (карточка синего цвета)

Прочитайте слова. Запишите их в две группы.

Ветер, кит, яма, дети, облако, гусь, солнце, буря, ёжик, лодка, Саша, птица.


Приложение 2 (карточка зелёного цвета)

1. Составьте предложения из слов и запишите их.

  • Корня, не, Без, и, растёт, трава

  • Правое, За, стой, дело, смело!

  • красна, чужой, стороне, На, и весна, не


Приложение 3 (карточка жёлтого цвета)

Самостоятельная работа

  1. Запишите имена существительные в два столбика.

Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, черта, наряды, ручей, звезда.

  1. Измените число имён существительных. Запишите получившиеся существительные.

Хозяин, волки, коготь, кастрюли, локоть, арбузы, крыло, чудовища.




11