СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение изученного по теме "Словообразование. Орфография"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать по завершении изучения раздела "Словообразование. Орфография. Культура речи" в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Обобщение изученного по теме "Словообразование. Орфография"»

Технологическая карта открытого урока Учитель: Жарова Т.А.

Дата:

Тема: Обобщение изученного по теме «Словообразование и орфография»

Предмет: русский язык

Класс: 6

Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2014 г., автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.


Цели деятельности педагога

1.Образовательная: повторить, обобщить изученное в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи»; закрепить умение производить морфемный и словообразовательный разборы слов; выяснить, с какими разделами русского языка связан раздел «Словообразование».
2. Развивающая: развивать и совершенствовать орфографическую зоркость.

3.Воспитывающая: поддерживать интерес к изучению русского языка.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать предмет изучения словообразования, перечень морфем, способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разбора; уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам словообразования, группировать слова по корням, разграничивать слова с омонимичными корнями, производить морфемный и словообразовательный разбор слов; верно писать слова с изученными орфограммами – гласными и согласными в корнях; графически обозначать условия выбора названных типов орфограмм.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; фронтальная; парная; индивидуальная; самостоятельная.


Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html   http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия

Словообразование и орфография – связь. Морфемный и словообразовательный разбор

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Слайд 1

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам! 
Ребята, улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, добрые глаза и надеюсь, что сегодня в нашем классе ваши улыбки будут светиться как маленькие-маленькие солнышки и никакие тучи вроде орфограмм им будут не страшны. 
Меня зовут Татьяна Анатольевна, я проведу у вас сегодня урок русского языка. Мы видим в нашем классе сегодня гостей, которые хотели бы посмотреть, как и я, и вы умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собранны, как мы умеем преодолевать трудности. Давайте покажем им свои хорошие знания и умения и начнем наш урок. А результатом нашей совместной работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих.

(Дата, классная работа уже записаны в тетрадях)


Слушаютучителя

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности

2. Целеполагание и построение

выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Слайд 2

  • Работа с эпиграфом к уроку

- Эпиграфом к нашему уроку являются слова Всеволода Рождественского.

Ж…вут сл…ва (е,и)диною с..мьёй

И от р…дных к..рней б..рут начало.

Р..стёт ..зык извечно м...л…дой.

Так будет впредь, так исст…ри бывало.

- Как вы думаете, в чем заключается основная мысль слов поэта? (В русском языке много способов словообразования, благодаря чему появляются новые слова. Наш язык богат и разнообразен, Рождественский называет его «извечно молодым», т.к. постоянно меняется его состав, пополняется новыми словами).

- Эти слова я не случайно подобрала к сегодняшнему уроку. С каким разделом русского языка вызывают ассоциации эти строки? (Словообразование)

- Ребята, с какими разделами русского языка очень тесно связано словообразование? (С морфемикой и орфографией)

- Вы, наверное, уже догадались, о чем я намекаю, сформулируйте тему нашего урока. («Обобщение изученного по теме «Словообразование и орфография»). Запишем её в тетради. (Записываю на доске)

Слайд 3

Слайд 4

- Какие цели и задачи поставим сегодня перед собой? (Повторить, обобщить изученное в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи»; закрепить навыки правописания чередующихся гласных в корнях слов, гласных и, ы после приставок; гласных е, и в приставках пре- и при-; сложных слов, навыки употребления сложносокращенных слов; закрепить умение производить морфемный и словообразовательный разборы слов).

- Молодцы! Начнем работать!



Формулируют цель учебной деятельности. Отвечают на вопросы.


Индивидуальная, групповая

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из объяснения учителя, высказываний одноклассников.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную

деятельность в парах и рабочих группах.


3. Актуализация опорных знаний учащихся

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации.










Слайд 5 (эпиграф)

  • Орфографическая работа

- Вы обратили внимание на пропуски в словах эпиграфа? Давайте выпишем эти слова и сгруппируем по видам орфограмм (задание на слайде).


-Вопрос ребятам из 1 группы: в какой части слова эти орфограммы? (В корне).

- Вопрос ребятам 2 группы: сколько групп у вас получилось и по какому принципу вы разделили слова?

Слайд 6 (самопроверка)

- А теперь выполните самопроверку по ключу на слайде и оцените свою работу самостоятельно. Если не допустили ошибок, поставьте себе на полях тетради «пятерку», если у вас 1-2 ошибки - «четверку», если 3 и больше ошибок – «троечку».

- Как же связаны части слова и орфограммы? (Нам надо знать, в какой морфеме орфограмма, чтобы применить нужное правило).

- Сейчас мы в очередной раз убедились, что орфография тесно связана с морфемикой.

Слайд 7 (слово «извечно»)

- Как, используя ваши знания морфемики, вы сможете объяснить значение слова «извечно»? Какие два вида разбора слова вам помогут? (морфемный и словообразовательный разбор!) из-веч-н-о –«из» –направление изнутри, значит, «из вечности»!

- 1 группа ребят выполнят морфемный разбор этого слова, а 2 группа – словообразовательный. К доске выйдут…, они помогут вам выполнить эту работу

  • Игра «Верно-неверно»

Слайд 8

- Ребята, а сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши, если нет – топайте 2 раза.

1.Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются значимые части слова (+) 2.Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).

3.Переход одной части речи в другую является морфемным способом образования (-)

4.Соединительными гласными бывают О – Е (+).

5.Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).

6.Выявлением происхождения слов и их первоначального строения занимается наука этимология (+)


Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, выполняют задание самостоятельно, осуществляют самопроверку и самооценку.

Индивидуальная, фронтальная.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу


4. Обобщение и систематизация знаний



Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их
на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. Письменная работа. Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

- Ребята, какие орфограммы вы научились проверять, изучая раздел «Словообразование. Орфография»? (Корни с чередованием букв о-а, буквы ы-и после приставок, гласные в приставках пре- и при-, соединительные о-е в сложных словах, употребление сложносокращенных слов)

Слайд 9

  • Комментированный диктант «Узнай и напиши»

- Следующее задание – комментированный диктант.

Задание: узнайте слово по его лексическому значению, запишите, обозначив орфограмму. Работать будем в парах. Начнем с… Один называет задуманное слово, второй комментирует, как будем его писать.

1. Слегка дотронуться до чего-нибудь. (Прикоснуться.)
2. Смуглый от загара. (Загорелый.)
3. Свечение неба перед восходом солнца. (Заря).

4. Человек, любящий жизнь, радующийся ею (жизнерадостный)
5. Не имеющий имени (Безымянный)

6.Присоединить при помощи молотка и гвоздей. (Прибить)

7. Очень мудрый (Премудрый)

  • Морфемный разбор слов

Слайд 10

- Ребята, я знаю, что все вы любите составлять картинки или даже огромные картины из пазлов. А вот слова из пазлов, я думаю, вы никогда не составляли! А ведь морфемы – это тоже своего рода пазлы. Они лежат на ваших партах. Хотите попробовать? Помогайте друг другу и мы посмотрим, чья парта быстрее справится с заданием?!

-Какие слова получились? Запишем их в тетрадь, а к доске выйдут….. и выделят в них морфемы.

-Какой это вид разбора?

- Составьте с полученными словами предложения. Каждый ряд со своим словом.

  • Устная работа

- Ребята, о какой теме, изученной в разделе, мы сегодня еще не вспоминали? (Сложносокращенные слова).

- Что вы о них знаете?

- Давайте вспомним, как определить род сложносокращенного слова? А для чего нужно уметь это делать?

Слайд 11

- Найдите и исправьте ошибки в согласовании сложносокращенных слов. Поможет нам в этом Данил. И обратите внимание на подсказку: в каком предложении нет грамматической ошибки?

МХАТ отправился на гастроли во Францию.

Последние годы ЕГЭ проводилось не только в Москве, но и в Челябинске.

ДПС был реорганизован в прошлом году.

МГУ уже объявило о наборе студентов в этом году.


Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Выполняют разноуровневые упражнения. Выделяют главное, устанавливают причин-
но-след-
ственные связи меж-ду от-дельными языковыми явлениями. Делают выводы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

5.Подведение итогов. Рефлексия


Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. Проверка и обсуждение работ учащихся

- Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу. Мы неплохо сегодня поработали. А теперь пора подвести итоги и сделать выводы.

Слайд 12

- Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

- Что же изучает раздел «Словообразование?»

- Для чего мы должны знать состав слова? (Чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы).

- Какой раздел языка сопровождает нас при изучении любых других разделов? (Орфография)

  • Выставление оценок

- Ребята, я очень хочу, чтобы каждый из вас верил в свои силы, а для этого нужно быть оптимистом и почаще улыбаться. Вот тогда вы сможете «открыть» любую дверь – дверь в страну знаний. Вы помните, о чем я говорила в начале урока?

У вас на столе лежат смайлики. Выберите один из них и покажите, каким стало ваше настроение после нашей встречи.

- Замечательно!!! Урок окончен, ребята, спасибо вам за сотрудничество!

Слушают ответы, отвечают на вопросы

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

6. Информация о домашнем задании


Инструктаж по выполнению домашнего задания

Слайд 13

- К следующему уроку нужно подготовиться к контрольному диктанту, а для этого повторите еще раз параграфы 31-43 и ответьте на вопросы на с.126



Слушают учителя, записывают задание в дневник

Фронтальная

Регулятивные: воспринимают услышанное, задают вопросы учителю; составляют план действий