1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Слайд 1 Придумано кем-то просто и мудро: При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Ребята, улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, добрые глаза и надеюсь, что сегодня в нашем классе ваши улыбки будут светиться как маленькие-маленькие солнышки и никакие тучи вроде орфограмм им будут не страшны. Меня зовут Татьяна Анатольевна, я проведу у вас сегодня урок русского языка. Мы видим в нашем классе сегодня гостей, которые хотели бы посмотреть, как и я, и вы умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собранны, как мы умеем преодолевать трудности. Давайте покажем им свои хорошие знания и умения и начнем наш урок. А результатом нашей совместной работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих. (Дата, классная работа уже записаны в тетрадях) | Слушаютучителя | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности |
2. Целеполагание и построение выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа | Слайд 2 - Эпиграфом к нашему уроку являются слова Всеволода Рождественского. Ж…вут сл…ва (е,и)диною с..мьёй И от р…дных к..рней б..рут начало. Р..стёт ..зык извечно м...л…дой. Так будет впредь, так исст…ри бывало. - Как вы думаете, в чем заключается основная мысль слов поэта? (В русском языке много способов словообразования, благодаря чему появляются новые слова. Наш язык богат и разнообразен, Рождественский называет его «извечно молодым», т.к. постоянно меняется его состав, пополняется новыми словами). - Эти слова я не случайно подобрала к сегодняшнему уроку. С каким разделом русского языка вызывают ассоциации эти строки? (Словообразование) - Ребята, с какими разделами русского языка очень тесно связано словообразование? (С морфемикой и орфографией) - Вы, наверное, уже догадались, о чем я намекаю, сформулируйте тему нашего урока. («Обобщение изученного по теме «Словообразование и орфография»). Запишем её в тетради. (Записываю на доске) Слайд 3 Слайд 4 - Какие цели и задачи поставим сегодня перед собой? (Повторить, обобщить изученное в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи»; закрепить навыки правописания чередующихся гласных в корнях слов, гласных и, ы после приставок; гласных е, и в приставках пре- и при-; сложных слов, навыки употребления сложносокращенных слов; закрепить умение производить морфемный и словообразовательный разборы слов). - Молодцы! Начнем работать! | Формулируют цель учебной деятельности. Отвечают на вопросы. | Индивидуальная, групповая | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах. |
3. Актуализация опорных знаний учащихся | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации. | Слайд 5 (эпиграф) - Вы обратили внимание на пропуски в словах эпиграфа? Давайте выпишем эти слова и сгруппируем по видам орфограмм (задание на слайде). -Вопрос ребятам из 1 группы: в какой части слова эти орфограммы? (В корне). - Вопрос ребятам 2 группы: сколько групп у вас получилось и по какому принципу вы разделили слова? Слайд 6 (самопроверка) - А теперь выполните самопроверку по ключу на слайде и оцените свою работу самостоятельно. Если не допустили ошибок, поставьте себе на полях тетради «пятерку», если у вас 1-2 ошибки - «четверку», если 3 и больше ошибок – «троечку». - Как же связаны части слова и орфограммы? (Нам надо знать, в какой морфеме орфограмма, чтобы применить нужное правило). - Сейчас мы в очередной раз убедились, что орфография тесно связана с морфемикой. Слайд 7 (слово «извечно») - Как, используя ваши знания морфемики, вы сможете объяснить значение слова «извечно»? Какие два вида разбора слова вам помогут? (морфемный и словообразовательный разбор!) из-веч-н-о –«из» –направление изнутри, значит, «из вечности»! - 1 группа ребят выполнят морфемный разбор этого слова, а 2 группа – словообразовательный. К доске выйдут…, они помогут вам выполнить эту работу Слайд 8 - Ребята, а сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши, если нет – топайте 2 раза. 1.Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются значимые части слова (+) 2.Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-). 3.Переход одной части речи в другую является морфемным способом образования (-) 4.Соединительными гласными бывают О – Е (+). 5.Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+). 6.Выявлением происхождения слов и их первоначального строения занимается наука этимология (+) | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, выполняют задание самостоятельно, осуществляют самопроверку и самооценку. | Индивидуальная, фронтальная. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
4. Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. Письменная работа. Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. | - Ребята, какие орфограммы вы научились проверять, изучая раздел «Словообразование. Орфография»? (Корни с чередованием букв о-а, буквы ы-и после приставок, гласные в приставках пре- и при-, соединительные о-е в сложных словах, употребление сложносокращенных слов) Слайд 9 - Следующее задание – комментированный диктант. Задание: узнайте слово по его лексическому значению, запишите, обозначив орфограмму. Работать будем в парах. Начнем с… Один называет задуманное слово, второй комментирует, как будем его писать. 1. Слегка дотронуться до чего-нибудь. (Прикоснуться.) 2. Смуглый от загара. (Загорелый.) 3. Свечение неба перед восходом солнца. (Заря). 4. Человек, любящий жизнь, радующийся ею (жизнерадостный) 5. Не имеющий имени (Безымянный) 6.Присоединить при помощи молотка и гвоздей. (Прибить) 7. Очень мудрый (Премудрый) Слайд 10 - Ребята, я знаю, что все вы любите составлять картинки или даже огромные картины из пазлов. А вот слова из пазлов, я думаю, вы никогда не составляли! А ведь морфемы – это тоже своего рода пазлы. Они лежат на ваших партах. Хотите попробовать? Помогайте друг другу и мы посмотрим, чья парта быстрее справится с заданием?! -Какие слова получились? Запишем их в тетрадь, а к доске выйдут….. и выделят в них морфемы. -Какой это вид разбора? - Составьте с полученными словами предложения. Каждый ряд со своим словом.  - Ребята, о какой теме, изученной в разделе, мы сегодня еще не вспоминали? (Сложносокращенные слова). - Что вы о них знаете? - Давайте вспомним, как определить род сложносокращенного слова? А для чего нужно уметь это делать? Слайд 11 - Найдите и исправьте ошибки в согласовании сложносокращенных слов. Поможет нам в этом Данил. И обратите внимание на подсказку: в каком предложении нет грамматической ошибки? МХАТ отправился на гастроли во Францию. Последние годы ЕГЭ проводилось не только в Москве, но и в Челябинске. ДПС был реорганизован в прошлом году. МГУ уже объявило о наборе студентов в этом году. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Выполняют разноуровневые упражнения. Выделяют главное, устанавливают причин- но-след- ственные связи меж-ду от-дельными языковыми явлениями. Делают выводы. | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
5.Подведение итогов. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. Проверка и обсуждение работ учащихся | - Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу. Мы неплохо сегодня поработали. А теперь пора подвести итоги и сделать выводы. Слайд 12 - Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? - Что же изучает раздел «Словообразование?» - Для чего мы должны знать состав слова? (Чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы). - Какой раздел языка сопровождает нас при изучении любых других разделов? (Орфография) - Ребята, я очень хочу, чтобы каждый из вас верил в свои силы, а для этого нужно быть оптимистом и почаще улыбаться. Вот тогда вы сможете «открыть» любую дверь – дверь в страну знаний. Вы помните, о чем я говорила в начале урока? У вас на столе лежат смайлики. Выберите один из них и покажите, каким стало ваше настроение после нашей встречи. - Замечательно!!! Урок окончен, ребята, спасибо вам за сотрудничество! | Слушают ответы, отвечают на вопросы | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
6. Информация о домашнем задании | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Слайд 13 - К следующему уроку нужно подготовиться к контрольному диктанту, а для этого повторите еще раз параграфы 31-43 и ответьте на вопросы на с.126 | Слушают учителя, записывают задание в дневник | Фронтальная | Регулятивные: воспринимают услышанное, задают вопросы учителю; составляют план действий |