СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по подготовке  учащихся к ОГЭ по математике

Просмотр содержимого документа
«"Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике"»

«Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике »

Подготовила

учитель первой кв.категории

МБОУ «Чувашскомайнская ООШ»

Егорова Ирина Александровна



Результаты ГИА по математике всегда волновали мне и всех. Я поняла, что что-то делаю не так…Много думая, анализируя, я решила действовать «как в спорте» - «начинать с нижней планки». Готовить ребят так, чтобы  на экзамене сначала избежать «двоек», затем уменьшить количество «троек», подтвердить все выставленные «четвёрки». Но контингент выпускников в каждом классе разный. И вот здесь-то и приходится искать практически индивидуальный подход к каждому ученику.


Сравнительный анализ итогов государственной итоговой аттестации 9-ом классе за три года


Учебный год

Математика

Учитель

Число учеников

Успеваемость

% качества

2014 - 2015

Егорова И.А.

7

100 %

71,4

2015- 2016

Егорова И.А.

6

100 %

50

2016-2017

Егорова И.А.

8

100 %

62,5


Средняя оценка государственной итоговой аттестации учащихся 9 класса за три года


Учебный год

Средняя оценка ОГЭ

Средняя оценка ОГЭ по району

Средняя оценка ОГЭ по РТ

2014 - 2015

3,9

3,53

3,68

2015- 2016

3,3

3,5

3,87

2016-2017

3,75

3,91




На сегодняшний день у меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Подготовку к ОГЭ по математике 9 класс я начинаю еще в начале учебного года.

Начинаем подготовку к ОГЭ по математике конечно с арифметики. Без арифметических навыков и знаний невозможно изучать корни, степени, квадратные и даже линейные уравнения и т.д.. Даже способный ученик допускает от недостатка внимания к вычислениям невынужденные ошибки, а на первых уроках иногда даже путается со сложением дробей. Начинаю с задач, в которых присутствуют обыкновенные дроби, чтобы они не надеялись на могущество микрокалькулятора.

Практика показала, что систематическая работа с устным счетом способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Немало важным является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы я пополнила школьный кабинет материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 9. Приобретены учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, составлять свои тестовые задания. Сами тесты должны быть грамотными, поэтому я тщательно подхожу к их отбору и составлению, разумно сочетая традиционные и тестовые технологии. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Задания в форме тестов имеют свои как положительные, так и отрицательные стороны. Использование тестовой формы контроля не всегда даёт представление о качестве и глубине знаний, о математических способностях ученика. Поэтому применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание. (Пример К.Р. математика 5 кл по теме «Формулы. Площадь. Объём.») .



В работе использую банк открытых задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов. При подготовке к экзамену чаще всего я использую тесты ОГЭ (год). Математика. Ященко и др. в 50 вариантах. По моему мнению они наиболее точно соответствуют демоверсии. (показать тесты в папках)

Использование тестовых технологий в практике позволяет мне повысить уровень подготовки учащихся к ОГЭ.

Провожу индивидуальные консультации после уроков, в строго определённое время. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационные варианты и задачи из открытого банка, а также тестовые задания. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом. Провожу тренировочные работы в классе, затем ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения. Ряд вопросов, таких как свойства функций, решение неравенств, решение простейших и квадратных уравнений, решение геометрических и текстовых задач, прогрессии, вызывают серьёзные затруднения учеников. Над этими темами ведется более углубленная работа. К каждому заданию мною подготовлены прототипы заданий (папки с прототипами).

В тех случаях, когда задание, приведенное без решения, у учащихся не получается решить даже после многочисленных попыток, предлагаю подобное задание, приведенное с подробным разбором решения. Ведь существуют задания, для выполнения которых требуется не столько теория, сколько знание приемов решения. Именно эти приемы помогаю усвоить из готовых решений. Более слабым учащимся предлагаю сборники «для чайников» по модулям.

Часто использую методику взаимопомощи, когда «слабые» ученики прибегают к помощи «сильных» учеников. Это считаю тоже очень полезно для «сильного» ученика, он повторяет тему. Положительные результаты дает методика взаимообмена вариантами тестов: после промежуточной аттестации каждый прорешивает свой вариант теста (часть 1) до максимально возможного удовлетворительного балла, получив зачет, учащийся объясняет решение своего варианта другим учащимся, и сам получает объяснение от других.

Для экстренной подготовки использую решение тренировочных заданий по математике с параллельным погружением в теорию (по мере необходимости). Если времени на подготовку мало, то сначала пробуем решить задание, понять в чем состоят пробелы, а потом уже обращаемся к теории (то есть усиленное внимание обращаю на теоретические моменты, которые присутствуют именно в заданиях ОГЭ). Стараюсь дать необходимый базовый набор знаний по каждому разделу.

Итак, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.

Но необходимо, чтобы подготовка была ежедневной, и в этом помогают дополнительные способы освоения теории, рассчитанные на занятия-пятиминутки. На уроках стараюсь давать задания из тестов ОГЭ, которые не требуют больших вычислений.

Важную роль в обучении играет мотивация. Создание у школьника положительной мотивации и развитие познавательного интереса к предмету мне помогает применение информационных технологий.

В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах: использование диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Поскольку нагляднообразные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется принцип успешности (компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).

Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:

– стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;

– повышению мотивации учащихся;

– развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;

– развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала;

– осуществлению дифференцированного подхода;

– формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;

– развитию вычислительных навыков учащихся;

– формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;

– реализации межпредметных связей;

– включению у учащихся всех каналов восприятия информации.

Если ученики хотят подготовиться к ОГЭ через Интернет, я даю ссылки.

В течение года в 9 классе ежемесячно провожу промежуточную аттестацию внутри школы. Стараюсь создать реальные условия проведения в форме ОГЭ. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Подготовка к ОГЭ проводится в виде консультаций. Мы не изучаем заново всю программу по предметам, повторяем только те задания, которые встретятся на ОГЭ. Дети узнают о тех особенностях тестирования, которые позволят им получить максимум баллов. Подготовка ориентирована не просто на экзамен, а именно на сдачу ОГЭ.

Бывают- слабые ученики, те, для которых математика оказывалась самым тяжелым и «неподъемным» предметом, они имеют средние, а то и низкие учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Особое внимание по подготовке учащихся к ОГЭ занимает мониторинг качества обученности по предмету. Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования – "следящая" и в определенной степени контрольнорегулирующая система по отношению к качеству образования.

Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного экзамена.

Информационное обеспечение осуществляю через уголки ( и папок) подготовки к итоговой аттестации. В них размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на ОГЭ, права учащихся во время проведения ОГЭ, порядок проведения апелляции, советы учащимся и их родителям, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации, результаты промежуточной аттестации и подготовки к ОГЭ.

Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ОГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме.

Под комплексным подходом подразумевается целенаправленное сотрудничество администрации, учителей предметников, учащихся и их родителей.

Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов.

Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся. От того, умеет ли школа грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное русло, способна ли она выстроить такую систему взаимодействия, которая перейдет в сотрудничество, зависит результат воспитания и подготовки к экзамену выпускников школы.

В начале учебного года, я обычно посещаю первое родительское собрание. Я на этих собраниях:

знакомлю родителей с планом работы по подготовке к экзамену на предстоящий учебный год,

информирую родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого ученика. Ежегодно для родителей обучающихся 9 класса провожу открытые уроки по подготовке к ОГЭ по математике.

Во время подготовки учащиеся:

  • получают навыки тестирования;

  • поймут особенности формулировок заданий;

  • научатся распределять время на выполнение тестовых заданий;

  • узнают о самых распространенных ошибках;

  • узнают, какими критериями руководствуются эксперты при проверке тестовых заданий;

  • узнают, по каким темам больше всего вопросов в тестах;

  • смогут проследить эффективность подготовки к экзамену, благодаря индивидуальному МОНИТОРИНГУ работы по предмету.

(таблицы по подготовке к ОГЭ).

Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

Ежедневно строго проверяю выполнение домашних заданий, оцениваю.

Постоянные тренировки и усердие, я надеюсь дадут свои плоды в конце учебного года.





Приложение №1


Анализ пробного ОГЭ по математике в 9 классе

МБОУ «Чувашскомайнская ООШ» муниципального района Республики Татарстан


Дата проведения:


Кол-во учащихся в классе


Выполняли работу

Количество баллов


%

качества


%

успеваемости

0-7

8- 15 (3-2-2)

16-22

23-38

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»











задания

Тема

Выполнили верно

Числа и вычисления


Чис­ло­вые неравенства, ко­ор­ди­нат­ная прямая


Числа, вы­чис­ле­ния и ал­геб­ра­и­че­ские выражения


Уравнения, не­ра­вен­ства и их системы


Гра­фи­ки функций


Ариф­ме­ти­че­ские и гео­мет­ри­че­ские прогрессии


Ал­геб­ра­и­че­ские выражения


Уравнения, не­ра­вен­ства и их системы


 Треугольники, четырёхугольники, мно­го­уголь­ни­ки и их элементы


Окружность, круг и их элементы


Пло­ща­ди фигур


Фи­гу­ры на квад­рат­ной решётке


Ана­лиз геометрических высказываний


Ана­лиз диаграмм, таблиц, графиков


Ана­лиз диаграмм, таблиц, графиков


Про­стей­шие текстовые задачи


Прак­ти­че­ские задачи по геометрии


Ана­лиз диаграмм


Статистика, вероятности


 Рас­че­ты по формулам


Ал­геб­ра­и­че­ские выражения, уравнения, не­ра­вен­ства и их системы


Тек­сто­вые задачи


Функ­ции и их свойства. Гра­фи­ки функций


Гео­мет­ри­че­ская задача на вычисление


Гео­мет­ри­че­ская задача на доказательство


Гео­мет­ри­че­ская задача по­вы­шен­ной сложности




(Далее словесный анализ)








Приложение №2

Сравнительный анализ пробного ОГЭ по математике в 9 классе (или ученика)

МБОУ «Чувашскомайнская ООШ» муниципального района Республики Татарстан



Фамилия и имя учащихся в классе

дата

07.09.2016

04.10.2016

15.11.2016

01.12.2016


24.12.2016


Количество баллов

Количество баллов

Количество баллов

Количество баллов

Количество баллов

































Приложение № 3

Анализ диагностической работы (в формате ОГЭ) по математике ученика 9 класса Скворцова В.

Дата












1













2













3













4













5













6













7













8













9













10













11













12













13













14













15













16













17













18













19













20













21













22













23













Модуль

«Алгебра»

(не менее 3)













Модуль

«Геометрия»

(не менее 2)













Модуль

«Реальная

математика»

(не менее 2)













Всего(порог 8баллов)













Подпись

учителя













Подпись

родителя





















Анализ диагностической работы (в формате ОГЭ) по математике

Основные проверяемые требования к математической подготовке

1

Уметь выполнять вычисления и преобразования. Выполнять арифметические действия с рациональными числами.

2

Уметь выполнять вычисления и преобразования. Сравнивать действительные числа: производить оценку квадратного корня, определять его положение на координатной прямой.

3

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, содержащих степени с целым показателем.

4

Уметь решать неполные квадратные уравнения

5

Уметь строить и читать графики функций. Устанавливать соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

6

Распознавать арифметические и геометрические прогрессии, решать задачи с применением формулы общего члена арифметической прогрессии.

7

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений. Находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.

8

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы. Решать линейные неравенства, понимать графическую интерпретацию линейного неравенства

9

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами. Использовать свойства и признаки параллелограмма

10

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами. Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (центрального и вписанного угла, вертикальных и смежных углов)

11

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Решать планиметрические задачи на нахождение площади трапеции, изображенной на рисунке.

12

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Решать планиметрические задачи с использованием синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180 градусов.

13

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

14

Пользоваться основными единицами массы, объема: выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. Уметь анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах.

15

Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей

16

Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов.

17

Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи.

18

Анализировать реальные числовые данные, представленные на диаграммах.

19

Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики.

20

Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами.

21

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать квадратные неравенства.

22

Уметь строить и исследовать простейшие математические модели. Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения, уравнения по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры.

23

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели.





























Приложение№ 4

Результаты пробного ОГЭ по математике от ****** (на класс или на каждого ученика)



Фамилия

вариант

Выполнение порога

I часть

II часть

Всего

Всего

«Алгебра»

(не менее 3)

«Геометрия»

(не менее2)

«Реальная математика»

(не менее 2)


«Алгебра»


«Геометрия»

А

Г

РРРРМ

1. арифметические действия с рац. числами






























2.сравнивать действительные числа

3. браических выражений, содержащих степень

4 .неполные квадратные уравнения

5 .соответствие между графиками функций и фор

6.арифметические и геометрические прогрессии

7.буквенные выражения

8.уравнения, неравенства и их системы

9 свойства и признаки параллелограмма

10 централь., вписан. ,вертикаль., смежные углы

11 площадь трапеции

12 синус, косинуса, тангенс острого угла прям. тр

13 доказательные рассуждения при реш. задач

14 основные единицы массы, объема

15 реальная зависимость между величинами

16 несложные практические расчетные задачи

17 практические задачи

18 реальные числовые данные на диаграммах

19 вероятность и статистика

20 практические расчеты по формулам

21 квадратные неравенства

22 исследование простейшие математич. модели

23 построение и исслед. Прост матем. моделей

24 Использование свойств трапеции

25 свойства и признаки треугольника, ромба

26 взаимное расположение геом. фигур на плоск.











































































































































































Всего выполнили верно































Всего выполнили %





























Выполнили минимум %














Учитель математики:

Примечание: Ответ верный - 1 бал

Ответ не верный - 0 баллов

Не приступил х(знак)