Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта учителя»
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО
И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ШКОЛЫ И СЕМЬИ»
Автор опыта:
учитель начальных классов
МБОУ2-Гавриловской СОШ Гавриловского района Тамбовской области
Куштапина Елена Николаевна
Актуальность:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС второго поколения направляют все содержание образования на формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Новизна опыта
Создание воспитательной системы и определение задач для создания условий для совместной работы учитель – родители - дети, т.к. функции семейного воспитания неотделимы от задач и принципов содержания учебно-воспитательного процесса школы. Продолжение данной воспитательной системы в среднем звене.
Диапазон опыта –
система воспитательной работы
Технологические идеи, разработанные в опыте, охватывают воспитательную систему в начальных классах и имеют продолжение в средних классах.
Теоретическая база опыта
Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 г. подчеркивает исключительную роль семьи и школы в решении задач воспитания ребенка, родителей и социума. Школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Гипотеза:
Взаимодействие учителя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей.
Главная цель работы – становление духовно-нравственной личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в коллективе и строить отношения дружбы между одноклассниками и родителями через взаимодействие школы и семьи.
Задачи:
1. Изучать личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе.
2. Содействовать формированию единого детского коллектива и родителей, созданию в них нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития младших школьников и связи школа – родители – дети.
3. Содействовать формированию у школьников духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей посредством совместного участия детей и родителей во всех проводимых мероприятиях.
Принципы успешного сотрудничества
- Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
- Организация совместного творчества учителей учащихся и их родителей.
- Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.
- Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Взаимодействие педагогов и родителей детей младшего школьного возраста осуществляется в основном через :
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка:
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Формы совместной
работы с родителями
- Работа с родительским активом
- Участие в акциях
- Утренники
- Диспуты, конференции
- Семейные встречи
- Научные конференции
- Ярмарки
- Экскурсии
- Творческие выставки…
Анализ результатов анкетирования родителей «Важность тесного взаимодействия семьи и учителя»
Класс
1
%
2
50
3
85
4
-
-
Диаграмма участия родителей в делах класса
Уровень воспитанности учащихся, класса в %:
Уровень воспитанности
1 Класс
Высокий
2 Класс
15%
Средний
40%
26%
Низкий
47%
35%
27%
Результаты:
- сформирована социально ценная совместная деятельность классного руководителя, учащихся и родителей;
- в классном коллективе созданы условия для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим;
- учащиеся и родители удовлетворены жизнедеятельностью классного сообщества.