СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы. Обобщение работы на школьном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта.»

МБОУ «Банищанская СОШ»

Льговского района Курской области













Тема самообразования

«Нетрадиционные технологии на уроках биологии»





















Из опыта работы

учителя биологии

и географии

Алмосовой Н.И.







2015 год.

Биология занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у учащихся представление о научной картине мира, формирует творческие способности, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта цель обучения будет достигнута тогда, когда будет сформирован интерес к знаниям.
Роль учителя - организовать учебный процесс так, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные преподавателем, чтобы он был активным участником их реализации, т. е. субъектом деятельности. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе урока рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры. В этом помогает использование нетрадиционных форм урока. 

Г.В. Селевко рассматривает нетрадиционную форму урока как "нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как "основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. [1]

Наряду с традиционными учебными занятиями, все чаще я применяю нетрадиционные уроки, такие как:

Урок-лекция

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

В своей работе я применяю различные виды лекций:

1.Проблемная лекция Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно. (Урок по теме «Белки» в 10 классе)

2 . Лекция - пресс-конференция, к которой привлечены несколько учителей смежных дисциплин. (Урок по теме «Гигиена пищеварения»)

3. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. (Урок «Обобщение знаний по теме «Земноводные»)

4. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. (Урок по теме «Свойства живой природы»)

5. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т. д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить. (Урок по теме «Многообразие млекопитающих»)

Урок-дискуссия

Особенно в старших классах я часто использую элементы дискуссии. Они призваны выявить существующее многообразие различных точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование своего взгляда на ту или иную проблему. На уроке – дискуссии присутствует характерный признак – межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию. Очень интересно дискуссия проходит в 9 классе на уроке «Сущность жизни и признаки живых организмов». Я спрашиваю ребят, чем живые организмы отличаются от неживых. Следуют обычные ответы: питаются, растут, дышат,… Но, оказывается, что к этому способны и тела неживой природы. На этом уроке разгорается жаркий спор. Каждый ищет свою истину, свое решение проблемы, защищает свою точку зрения. Учащиеся при этом овладевают ораторскими умениями, искусством доказательной полемики, а также навыками источниковедческой работы.

Иногда я использую групповую дискуссию, построенную на основе работы группы сильных ребят и "аудитории”. Это уроки по типу "круглого стола”. При изучении таких тем, как «Происхождение жизни на Земле» и «Происхождение человека», я провожу пресс-конференцию, на которой выступают сторонники различных гипотез: креационизма, абиогенного синтеза, панспермии и, конечно же, современные ученые. В ходе урока каждый выбирает себе ту гипотезу, которая кажется ему наиболее правильной.
Роль учителя в процессе дискуссионного занятия сводится к роли "главного ведущего”, который добивается всесторонности и глубины обсуждения проблемы классом. 

Урок-семинар

С целью отработки, закрепления учебного материала, обобщения знаний по теме я провожу семинары. Они могут следовать за лекцией. Важная особенность семинарских занятий – это проявление самостоятельности учащихся, их активной мыслительной деятельности при решении поставленных или возникающих в процессе обсуждения вопросов, широкое применение приемов логического мышления, особенно сравнений, аналогий, систематизации и обобщения.

Для проведения семинарского занятия по обобщению знаний я заранее даю учащимся план урока и небольшой список литературы. Отдельные вопросы формулирую в виде проблемы, это позволяет проводить эвристическую беседу, дает возможность учащимся выражать свою точку зрения, завязывать дискуссию.

В 11 классе, изучая тему «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора», я провожу семинар, где ребята раскрывают суть разных видов приспособлений, часто используя компьютерные презентации.
Видео-урок

Метод основывается преимущественно на наглядном восприятии информации представленная в такой форме, наиболее доступна для восприятия, усваивается легче и быстрее. Я использую видеофильмы на уроках зоологии при изучении разнообразия животных, в 10-11 классах на уроках генетики, селекции. В моем кабинете создана библиотека видеофильмов, в которой представлены не только фильмы ВВС, но и фильмы, снятые детьми во время экскурсий и путешествий. 

Урок-игра

Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. [4]
Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Виды деловых игр

1. Игры-упражнения используются как форма закрепления изученного материала. Учащиеся составляют сами кроссворды, игры-упражнения, текстовые задачи, которые решаются всеми учащимися класса.

2. Игры-загадки. Эта группа познавательных игр используется на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство сотрудничества ребят. 

3. Игра-соревнование (игры-конкурсы, игры — общественные смотры знаний, учебные встречи). Старая часто используемая, но очень эффективная форма урока, так любимая учениками.

4. Сюжетно-ролевые игры. Они приобщают учащихся к задачам, которые решает человек в своей производственной деятельности, ставит их в позицию сопричастности к делу взрослых и нуждам общества. Проводится первичная профориентация, особенно интересно ребятам исполнять непривычные для них роли: муравьишки из сгоревшего леса, печени алкоголика, легких курильщика.

5. Игры-путешествия. Можно предложить учащимся путешествие в воображаемый мир, например, "Путешествие в мир клетки", "Путешествие в мир мозга".

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.

Использование информационных технологий при обучении
Термин «информационные технологии» применяется в образовательном процессе совсем недавно и подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Так, мною проводятся уроки-лекции с использованием компьютерных дисков по темам: «Строение клетки» (10 класс), «Белки» (10 класс), «Гипотезы происхождения жизни на Земле» (11 класс). На этих уроках учащиеся не только получают исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно видят строение полимеров, устройство клетки и знакомятся с гипотезами возникновения жизни. 

Закрепление изученного материала также можно проводить с применением дисков. С этой целью был проведён медиа - урок в 10 классе по теме «Дигибридное скрещивание». Часть урока была посвящена просмотру, а вторая половина - решению экспериментальных задач. Такое комплексное повторение даёт возможность лучше запомнить и воспроизвести ранее изученное.

Хочется отметить, что в школьной лаборатории не всегда можно провести эксперимент в должном виде. А так как в некоторых темах он необходим, то помощь компьютера в данном случае просто необходима. Поэтому при изучении фотосинтеза в 6 классе был проведён медиа-урок.
Новые возможности открылись перед нами после появления в школе цифровых микроскопов, которые позволяют снимать видеофильмы, проводить лабораторные работы и наблюдать даже живые объекты. 

Интегрированные уроки

Более точно и объёмно дано определение интеграции в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока»: «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области». [2]

Есть три уровня интеграции:

• внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;

• межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;

• транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий. [3]

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из таких задач:

• повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

• рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

• организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

• показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельностив стандартныхучебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Мной вместе с учителями географии, химии и литературы разработаны интегрированные блоки уроков по темам: «История Земли», «Я всем обязан океану» (литературно-географическое-биологическое путешествие по мотивам книги Ж. Верна «20 тысяч лет под водой»), «Демографическое положение в Челябинской области», «Белки».

Итак, какие же положительные результаты дают нетрадиционные уроки:

- направлены большей частью на развитие воображения школьников на основе образного, событийного "очеловеченного” исторического материала, который не подается однозначным, они ставят перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера;

- заставляют функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся: внимание, восприятие, мышление, память, воображение;

- проигрывание роли, внутренне раскрепощает ребенка, создает условия, при которых может развиваться творчество.
Но нужно обязательно сказать, что не следует полностью абсолютизировать нетрадиционные уроки, должно быть гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Точно также как нельзя отказываться от традиционного обучения, точно также нельзя отвергать нетрадиционное.







Список использованных источников

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [текст]/ Москва, 2008 г. 

2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [текст]/ Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. 

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Учебник. 1-2 ч [текст]/ Москва, 2006 г. 

4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр [текст]/ Москва, 2007 г.