СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта. Использование ЭОР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы. Использование ЭОР на уроках в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта. Использование ЭОР»

Обобщение опыта работы по теме

«Использование ЭОР на уроках в начальных классах».

В новом тысячелетии мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя.


Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями.


Главная цель внедрения ЭОР – появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Использование ЭОР на уроках в начальной школе позволяет

• организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

• активизировать познавательную деятельность учащихся;

• индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

• усилить образовательные эффекты;

• повысить качество усвоения материала;

• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

• проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

• развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

• овладевать практическими способами работы с информацией,

• перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Всматриваясь в лица своих учеников, каждый пытается найти ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет увлечь детей в мир знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы?

Почему именно компьютер мы решили привлечь в качестве союзника и помощника?

Во-первых, наиболее важен для детей младшего школьного возраста фактор привлекательности. Движение, звук, цвет на экране способствуют передаче информации в понятной и привлекательной форме, а новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения.

Во-вторых, учащиеся начальных классов легче и быстрее, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления и именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие интеллекта.

В-третьих, сегодня даже в среде младших школьников заметен повышенный статус ученика, просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера.

В-четвёртых, используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку.

Родителям моих учеников были предложены для обсуждения вопросы: «Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?», «Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться его?».

И вот к каким выводам они пришли:

1. Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера всё равно не удастся, да и не нужно.

2. Всё зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При правильном подборе рода занятий он превращается в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

3. Детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно - достаточно следить, чтобы ребёнок выполняло правила работы, сидя за компьютером.


Удобнее всего проводить занятия с младшими школьниками в кабинете начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается, как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, окружающему миру.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

При разработке презентации учитывается, что она:

• быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

• вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

• усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении.

Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.

Программное обеспечение позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы.

Использование телевизора и компьютера даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности:

• ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;

• обсудить просмотренный материал с классом;

• совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;

• индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме; выполнить некоторые задания в группах или парах.

Мультимедийную презентацию можно использовать на разных этапах урока.

Необходимо уже в начальных классах приучать школьников использовать компьютер, установленный в классе или имеющийся дома, для поиска информации к различным урокам и внеурочным мероприятиям.

В своей работе мы используем диски. Диски помогают в конструировании уроков и формировании электронной поддержки для них. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира.

Значительно интереснее проходят классные часы, праздники, родительские собрания с использованием ИКТ.


Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Зачем нужно применение ЭОР учителю? Во-первых:

- экономия времени на уроке;

- глубина погружения в материал;

- повышенная мотивация обучения;

- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

- привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Что дает ЭОР ученику?

ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика,

делает занятия интересными и развивает мотивацию,

учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.


Приведу пример использования ЭОР на уроке окружающий мир.

Тема урока «Солнечная система».

Используемый ресурс - «Природа, человек, общество»

Электронное учебное пособие «Природа, человек, общество» представляет собой программный продукт дидактического назначения, который обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции образования, наполнить содержательную, процессуальную и оценочно-контролирующую сторону учебного процесса по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение».

1. Демонстрация фрагмента с целью: сформировать представление школьников об изучаемом объекте, которое в дальнейшем будет развиваться до понятийного уровня. Учитель выводит на экран модель Солнечной системы. Схема движется, показывая, как изменяются орбиты каждой из планет.

2. Учитель дает задание учащимся: «Расположите планеты в порядке увеличения их диаметра» (1.1.2.Учебные упражнения)

Каждый выходит и выполняет задание у доски.

3. Учитель дает задание учащимся: «СРАВНИТЕ ВЕЛИЧИНУ Земли и Солнца» (1.1.2.Учебные упражнения)

4. 1.1.4.Тесты для закрепления (фронтально) «Составь правильное утверждение», «Отметь правильные утверждения», «Закончи правильно утверждение»


Для работы с данным ресурсом в кабинете необходимо иметь:

• Компьютер с выходом в интернет,

• телевизор

При использовании ЭОР учитель открывает учебное пособие, выбирает тему урока, задание, демонстрацию или тест для проверки знаний, выводит информацию на экран.

Ученики выполняют задания у доски, компьютера, либо сидя за партами под комментарий учителя.

Целесообразность использования данного ЭОР:

- углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей,

- овладение практическими способами работы с информацией,

- осознанное усвоение знаний учащимися, т.к. применение иллюстративного материала вовлекает в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Т.о. уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Где можно скачать интернет – ресурсы?

http://school-collection.edu.ru/catalog/

http://www.edu.ru/

http://www.rusedu.ru/

http://www.viki.rdf.ru/

http://pedsovet.su/load/

http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.htmlhttp://pedsovet.su/load/

К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Недаром пословица гласит:

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я могу запомнить.

Вовлеки меня - и это станет моим навсегда».


















Памятка

для родителей по использованию электронных образовательных ресурсов


По утвержденным образовательным стандартам, современная школа должна использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются компьютеры. Их использование возможно, не только в рамках урока, но и в домашних условиях.

Бывают случая, что ребенок не понял материал пройденного урока, а домашнюю работу выполнить надо. Что тогда делает ребенок? Просит помочь родителей при выполнении домашнего задания, но многое давно учились в школе и часть материала забыли. ЭОР посмотренные совместно с ребенком, помогут и родителю вспомнить и ребенку разобрать данный материал.

Наши дети часто болеют, из-за этого многие темы уроков остаются, не разобраны, что приводит к снижению успеваемости ребенка на уроках, в этих случаях так же помогут ЭОР.

Теперь рассмотрим пошагово, как работать с этими ресурсами. На сегодняшний день электронным образовательным ресурсом, одобренным Министерством образования РФ, является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru.

Чтобы с ним работать, необходимо установить соответствующее программное обеспечение, подходящее для вашего компьютера.

После установки программы, приступаем к работе.

На этом ресурсе, богатый выбор модулей по разным предметам, для разных уровней.

Для того чтобы не тратить много времени на поиски нужного модуля, существует функция «Расширенный поиск». Перейдите по ней. В появившимся окне, набираем необходимую тему и тип модуля. Обратите внимание, что на данном сайте все модули делятся на три типа:

• Информационный – это лекционный материал, включающий в себя аудио фрагменты, видео фрагменты, интерактивные схемы и рисунки.

• Практический – здесь представлены задания для отработки полученного материала: практические работы, конструктор моделей, проверочные самостоятельный работы и т.д.

• Контрольный – это тестовые задания состоящие из 10 вопросов и рассчитанные на 15 минут, поработав с таким модулем, сразу виден результат.

После ввода темы, появляется перечень модулей, загрузите наиболее подходящий модуль.

Загрузив модуль, приступайте к работе. Удачи!!!