Обобщение опыта по реализации внеурочной деятельности по химии
Автор - Скоробогатова И.Ю.,
учитель химии
МБОУ «СОШ №10» г. Абакана
В 2013 году вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ», ранее была утверждена «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов».
ФГОС устанавливает стандарт образованного человека XXI века и тем самым определяет идеологию, содержание и организационные нормы для всей системы образования. Главный результат перехода на ФГОС - целью обучения является не только усвоение знаний, умений и навыков, а формирование умения учиться[1].
В современном мире человек взаимодействует с разнообразными веществами и материалами как природного, так и антропогенного происхождения. Для обеспечения устойчивого развития общества подрастающее поколение должно иметь знания о здоровом, безопасном, экологически целесообразном образе жизни[2]. Организация исследовательского химического эксперимента возможна во время внеурочной научно-познавательной деятельности школьников. Способность учащихся добывать новые знания – дидактический эквивалент познавательных умений ученика-химика. Она подразумевает умения организации и проведения химического исследования, осуществления проектной деятельности, в качестве компонентов которых можно назвать умения ставить цель исследования, выдвигать гипотезу, разрабатывать план исследования, выполнять его, обрабатывать и обобщать результаты, формулировать выводы и обобщать их.
Реализуемая нами программа внеурочной деятельности для учащихся 8-х классов «Чудеса своими руками» содержит следующие разделы: «Знакомство с лабораторным оборудованием», «Химия в быту», «Химия за пределами дома». В процессе работы учащиеся знакомились с химическими веществами, использующимися на кухне, домашней аптечке, ванной комнате, гараже, в саду и огороде, продуктовых и хозяйственных магазинах и пр.
Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской, информационной, практической.
Каждый проект требует обязательно исследовательской работы учащихся.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Можно сказать, что проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
В общем виде этот процесс может быть обозначен так:
информация познавательного задания (стартовая информация)+ имеющийся опыт ученика, догадка, интуиция, творчество = новые знания.
По каждому разделу программы были подготовлены индивидуальные и групповые проекты, в ходе работы над которыми у учащихся формировалась внутренняя потребность подходить к любой возникающей перед ними проблеме системно и творчески, была хорошая возможность систематизировать знания, полученные на уроках, развить экспериментальные умения.
К примеру, были осуществлены следующие индивидуальные проекты:
«Исследование смеси пряностей карри», «Как изготовить натуральные красители?», «Исследование возможностей утилизации полиэтилена», «Овладеваем профессией парфюмера: как приготовить духи?»,
«Определение содержание аскорбиновой кислоты в овощах и фруктах. Как влияет термообработка на содержание витаминов в овощах?», «Анализ рациональности питания школьников», «Изучение состава бензина».
Из групповых проектов наиболее удачными оказались: «Анализ воды», «Домашняя аптечка».
Учащимся было интересно обнаружить, что в повседневной жизни химические реакции происходят при приготовлении пищи, умывании, стирке. Они выясняют, что выделение тепла, появление дыма при работе двигателей машин или горении костра и многие другие явления представляют собой не что иное, как признаки химических реакций. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, - писал С.Л. Рубинштейн, - чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью – так , чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается»[4].
Кроме основной цели по реализации программы по химии «Чудеса своими руками», а именно работы над проектами, был проведен комплекс мероприятий, направленный на расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к изучению предмета химии, социализация учащихся через самостоятельную деятельность:
Участие в межрегиональном химическом турнире «Мир вокруг нас» г. Красноярск. Результат – 1 место команды МБОУ «СОШ №10» г. Абакана
Участие в межвузовской открытой олимпиаде школьников «Будущее Сибири»
Открытая олимпиада ХГУ для школьников «Старт в будущее!»- 1, 2, 3 места заняли учащиеся нашей школы.
Участие в различных научно-практических конференциях с награждением призовыми местами (III всероссийская студенческая научно-практическая конференция «От поиска – к решению, от опыта- к мастерству – 1 место; Х научно-практическая конференция школьников РХ «Кызласовские чтения» секция Химия- 1 место, 2 место; научно-практическая конференция школьников «Наука - наше будущее» ХТИ, секция Экология; Муниципальная научно-практическая конференция школьников – 1,3 место.
Участие в межрегиональном химическом турнире (3 место команда МБОУ «СОШ № 10»г. Абакана
Организация и участие регионального этапа всероссийского 39-го турнира им. М.В.Ломоносова (участие более 200 учащихся школ г.Абакана, 19 призовых мест федерального уровня)
Организация и проведение межшкольной химической игры «Мир вокруг нас» (участие девяти школ г. Абакана)
Опыт по реализации программы внеурочной деятельности по химии был обобщен на муниципальном методическом объединении учителей химии, проведено занятие-практикум «Анализ воды», а также на республиканском семинаре учителей химии и биологии, представлено занятие внеурочной деятельности «Лекарства глазами химика», мастер-класс и др.
Результатом освоения курса внеурочной деятельности можно считать овладение различными способами интегрирования информации, освоение умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, умения строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, формирование бережного и осознанного отношения к природе, применение знаний на практике, умение вести практические работы на приусадебных участках, дачах, пришкольном дворе, умение ориентироваться при выборе продуктов и бытовой химии. Организованная таким образом познавательная деятельность не заканчивается за дверью кабинета химии. Она продолжается дома, на прогулке, на тренировке...Занятия внеурочной деятельности активизируют познавательную активность и стимулируют развитие интереса школьников.
Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе., М. «Владос», 2015, 125с.
Заграничная Н.А., Иванова Р.Г. О содержании базового химического образования в современном социуме, Химия в школе, 2010 №1, с.20
Пильникова Н.Н., Толетова М.К. Использование исследовательских заданий для формирования опыта творческой деятельности// Химия в школе, 2014, №4 с.34
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959, с.140-141
Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы классно-урочной организации образования // Школьные технологии.- 2004.-№5.-с. 59-60.
Немерещенко Л.В., Чайка А.Н., Иванова Л.В. Актуальная тема: организация проектной деятельности // Химия в школе.- 2005.- №4.- с.2-8.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат.- М.: Академия, 2001.- 272с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 2изд.- М.: АРКТИ.- 2005.- 80с.