СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по реализации внеурочной деятельности по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена вопросу  организации проектной деятельности учащихся, как одному из примеров педагогических технологий, имеющему богатый творческий потенциал. Метод проектов  позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по реализации внеурочной деятельности по химии»

Обобщение опыта по реализации внеурочной деятельности по химии

Автор - Скоробогатова И.Ю.,

учитель химии

МБОУ «СОШ №10» г. Абакана

В 2013 году вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ», ранее была утверждена «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов».

ФГОС устанавливает стандарт образованного человека XXI века и тем самым определяет идеологию, содержание и организационные нормы для всей системы образования. Главный результат перехода на ФГОС - целью обучения является не только усвоение знаний, умений и навыков, а формирование умения учиться[1].

В современном мире человек взаимодействует с разнообразными веществами и материалами как природного, так и антропогенного происхождения. Для обеспечения устойчивого развития общества подрастающее поколение должно иметь знания о здоровом, безопасном, экологически целесообразном образе жизни[2]. Организация исследовательского химического эксперимента возможна во время внеурочной научно-познавательной деятельности школьников. Способность учащихся добывать новые знания – дидактический эквивалент познавательных умений ученика-химика. Она подразумевает умения организации и проведения химического исследования, осуществления проектной деятельности, в качестве компонентов которых можно назвать умения ставить цель исследования, выдвигать гипотезу, разрабатывать план исследования, выполнять его, обрабатывать и обобщать результаты, формулировать выводы и обобщать их.

Реализуемая нами программа внеурочной деятельности для учащихся 8-х классов «Чудеса своими руками» содержит следующие разделы: «Знакомство с лабораторным оборудованием», «Химия в быту», «Химия за пределами дома». В процессе работы учащиеся знакомились с химическими веществами, использующимися на кухне, домашней аптечке, ванной комнате, гараже, в саду и огороде, продуктовых и хозяйственных магазинах и пр.

Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской, информационной, практической.

  1. Каждый проект требует обязательно исследовательской работы учащихся.

  2. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

  3. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Можно сказать, что проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

В общем виде этот процесс может быть обозначен так:

информация познавательного задания (стартовая информация)+ имеющийся опыт ученика, догадка, интуиция, творчество = новые знания.

По каждому разделу программы были подготовлены индивидуальные и групповые проекты, в ходе работы над которыми у учащихся формировалась внутренняя потребность подходить к любой возникающей перед ними проблеме системно и творчески, была хорошая возможность систематизировать знания, полученные на уроках, развить экспериментальные умения.

К примеру, были осуществлены следующие индивидуальные проекты:

«Исследование смеси пряностей карри», «Как изготовить натуральные красители?», «Исследование возможностей утилизации полиэтилена», «Овладеваем профессией парфюмера: как приготовить духи?»,

«Определение содержание аскорбиновой кислоты в овощах и фруктах. Как влияет термообработка на содержание витаминов в овощах?», «Анализ рациональности питания школьников», «Изучение состава бензина».

Из групповых проектов наиболее удачными оказались: «Анализ воды», «Домашняя аптечка».

Учащимся было интересно обнаружить, что в повседневной жизни химические реакции происходят при приготовлении пищи, умывании, стирке. Они выясняют, что выделение тепла, появление дыма при работе двигателей машин или горении костра и многие другие явления представляют собой не что иное, как признаки химических реакций. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, - писал С.Л. Рубинштейн, - чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью – так , чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается»[4].

Кроме основной цели по реализации программы по химии «Чудеса своими руками», а именно работы над проектами, был проведен комплекс мероприятий, направленный на расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к изучению предмета химии, социализация учащихся через самостоятельную деятельность:

  1. Участие в межрегиональном химическом турнире «Мир вокруг нас» г. Красноярск. Результат – 1 место команды МБОУ «СОШ №10» г. Абакана

  2. Участие в межвузовской открытой олимпиаде школьников «Будущее Сибири»

  3. Открытая олимпиада ХГУ для школьников «Старт в будущее!»- 1, 2, 3 места заняли учащиеся нашей школы.

  4. Участие в различных научно-практических конференциях с награждением призовыми местами (III всероссийская студенческая научно-практическая конференция «От поиска – к решению, от опыта- к мастерству – 1 место; Х научно-практическая конференция школьников РХ «Кызласовские чтения» секция Химия- 1 место, 2 место; научно-практическая конференция школьников «Наука - наше будущее» ХТИ, секция Экология; Муниципальная научно-практическая конференция школьников – 1,3 место.

  5. Участие в межрегиональном химическом турнире (3 место команда МБОУ «СОШ № 10»г. Абакана

  6. Организация и участие регионального этапа всероссийского 39-го турнира им. М.В.Ломоносова (участие более 200 учащихся школ г.Абакана, 19 призовых мест федерального уровня)

  7. Организация и проведение межшкольной химической игры «Мир вокруг нас» (участие девяти школ г. Абакана)

Опыт по реализации программы внеурочной деятельности по химии был обобщен на муниципальном методическом объединении учителей химии, проведено занятие-практикум «Анализ воды», а также на республиканском семинаре учителей химии и биологии, представлено занятие внеурочной деятельности «Лекарства глазами химика», мастер-класс и др.

Результатом освоения курса внеурочной деятельности можно считать овладение различными способами интегрирования информации, освоение умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, умения строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, формирование бережного и осознанного отношения к природе, применение знаний на практике, умение вести практические работы на приусадебных участках, дачах, пришкольном дворе, умение ориентироваться при выборе продуктов и бытовой химии. Организованная таким образом познавательная деятельность не заканчивается за дверью кабинета химии. Она продолжается дома, на прогулке, на тренировке...Занятия внеурочной деятельности активизируют познавательную активность и стимулируют развитие интереса школьников.


  1. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе., М. «Владос», 2015, 125с.

  2. Заграничная Н.А., Иванова Р.Г. О содержании базового химического образования в современном социуме, Химия в школе, 2010 №1, с.20

  3. Пильникова Н.Н., Толетова М.К. Использование исследовательских заданий для формирования опыта творческой деятельности// Химия в школе, 2014, №4 с.34

  4. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959, с.140-141

  5. Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы классно-урочной организации образования // Школьные технологии.- 2004.-№5.-с. 59-60.

  6. Немерещенко Л.В., Чайка А.Н., Иванова Л.В. Актуальная тема: организация проектной деятельности // Химия в школе.- 2005.- №4.- с.2-8.

  7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат.- М.: Академия, 2001.- 272с.

  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 2изд.- М.: АРКТИ.- 2005.- 80с.