Просмотр содержимого документа
«"Обобщение опыта по теме "Духовно - нравственное развитие и воспитание""»
Обобщение педагогического опыта участника муниципального конкурса «Учитель года - 2018» Чередниченко Виктории Геннадьевны учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г. Цимлянска
Тема : Духовно – нравственное воспитание через метод развития критического мышления
« Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».
К. Д. Ушинский
Условия возникновения проблемы:
- Сложные, противоречивые события общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.
- Пропаганда средствами массовой информации западного, чуждого нам уклада жизни.
- Необходимость в воспитании высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и нравственных ценностях российского народа.
«Необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
В.А. Сухомлинск ий
Актуальность данной проблемы :
- Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- Развитие ребенка в современном мире происходит в окружении разнообразных источников, которые оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на еще только формирующуюся сферу нравственности;
- Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности;
- Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе.
Духовно – нравственное воспитание – это процесс формирования
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости)
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Главная цель образования в школе
- Развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Задачи духовно – нравственного воспитания
- Создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
- Формирование морального сознания и моральной оценки;
- Помощь в освоении навыков и норм поведения на основе совместной деятельности.
Новизна педагогического опыта работы
- Помощь школьнику в продвижении от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Теоретическое обоснование опыта:
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания:
- Нравственный пример педагога;
- Социально – педагогическое партнерство;
- Непрерывное личностное развитие обучающихся и педагогов;
- Интегративность программ духовно – нравственного воспитания;
- Социальная востребованность воспитания .
Урок русского языка
Урок литературы
Внеурочная деятельность
ФГОС
Внеклассные мероприятия
Саморазвитие, самообразование
Духовно – нравственное воспитание
Классное руководство
Инклюзивное обучение,
работа с одаренными детьми
Работа с родителями
Формы и методы организации работы на уроке : - анализ текстов; - развивающие лингвистические упражнения; - различные виды диктантов; - сочинение-рассуждение, изложение; - лексические разминки; - редактирование текста; - работа с текстами-миниатюрами; - сопоставление 2-х текстов
Тема «Синонимы», «Антонимы»
- Раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему.
- Синонимический ряд: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство
Тема «Союз как части речи»
«Союз человеческих сердец»
Воспитательная позиция урока:
развивается умение общаться между собой, помогает обучающимся осознать ценности совместной деятельности.
Решение духовно – нравственной проблемы : Дружба + Товарищество = Союз.
Тема «Союз как части речи»
- Поэтические строки А.С. Пушкина
- Предложения из произведения И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»:
найти союзы и определить их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а при подчинительных союзах - принцип подчинения.
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
- Тексты для творческих работ, в основе которых лежат такие понятия, как милосердие, взаимопомощь, ответственность, честность, сострадание.
Устное народное творчество
- Идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины;
- Осуждаются малодушие, трусость себялюбие, лень, праздность.
Виктор Астафьев «Конь с розовой гривой»
- Добрый и светлый мир народной жизни. Рассматриваются очень важные нравственные вопросы:
- Что такое дружба, долг, честность?
- В чем истинная доброта и человечность.
Древнерусская литература
- «Повести о Петре и Февронии Муромских»;
- «Житие Александра Невского»;
- «Поучение Владимира Мономаха»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание » А.И. Куприн « Гранатовый браслет» Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Внутренний мир героев;
- Пути духовных исканий;
- Сущность духовно - нравственной красоты человека в понимании автора;
- «Любовь – это великая тайна или великая трагедия?»
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. «Клуб любителей русского языка»
- Викторины;
- кроссворды;
- ребусы;
- синквейны;
- кроссенсы;
- работа по тексту с составлением таблиц;
- подбор афоризмов о совести, о родине, о дружбе.
Форма занятий__
Внеклассная деятельность
- Литературный вечер по творчеству Михаила Шолохова «Певец Тихого Дона»
Сотрудничество с библиотекой и краеведческим музеем
Классное руководство
- Реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.
Форма работы
- Тренинги (для старших классов),
- Групповая работа,
- Анкетирование,
- Беседы (для среднего возраста),
- Кроссенс на заданную тему
- «Как сохранить душевное здоровье в нездоровом обществе?» (8-9 классы)
- «Мастерская ценностных ориентиров» (5-6 классы)
Работа с родителями
- Педагогические лектории;
- круглые столы;
- дискуссии;
- собрания с детьми;
- привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий.
Инклюзивное обучение.
- Изложения с творческим заданием (тексты нравственной направленности)
- Выборочный диктант
- Выборочное списывание
- Карточки с заданием: «Найди ошибку», «Собери пословицу»
- Изложения на темы дружбы, добра, честности, сострадания.
- Сочинения на нравственные темы: «Как помочь тем, кто страдает от равнодушия?»
- «Что значит для меня слово честь?»
Работа с одаренными детьми
- Районные конкурсы чтецов
- Интернет - конкурсы чтецов
- Конкурсы сочинений
- Олимпиады по русскому языку и литературе разного уровня
Самообразование, саморазвитие
- Курсы повышения квалификации;
- Вебинары, интернет - олимпиады;
- Интернет - семинары, конференции;
- Методическая и научная литература;
- Участие в методических объединениях школы и района;
- Выступление на педагогических советах;
- Мастер – классы;
- Педагогические тестирования