СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обобщение опыта по теме "Духовно - нравственное развитие и воспитание""

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации собран материал для обобщения опыта по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание". 

Просмотр содержимого документа
«"Обобщение опыта по теме "Духовно - нравственное развитие и воспитание""»

Обобщение педагогического опыта  участника муниципального конкурса  «Учитель года - 2018»  Чередниченко Виктории Геннадьевны  учителя русского языка и литературы  МБОУ СОШ №2 г. Цимлянска    Тема : Духовно – нравственное воспитание через метод развития критического мышления

Обобщение педагогического опыта участника муниципального конкурса «Учитель года - 2018» Чередниченко Виктории Геннадьевны учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г. Цимлянска

Тема : Духовно – нравственное воспитание через метод развития критического мышления

« Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».     К. Д. Ушинский

« Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».

К. Д. Ушинский

Условия возникновения проблемы:    Сложные, противоречивые события общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Пропаганда средствами массовой информации западного, чуждого нам уклада жизни. Необходимость в воспитании высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и нравственных ценностях российского народа.

Условия возникновения проблемы:

  • Сложные, противоречивые события общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.
  • Пропаганда средствами массовой информации западного, чуждого нам уклада жизни.
  • Необходимость в воспитании высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и нравственных ценностях российского народа.
«Необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».         В.А. Сухомлинск ий

«Необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

В.А. Сухомлинск ий

Актуальность данной проблемы :   Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; Развитие ребенка в современном мире происходит в окружении разнообразных источников, которые оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на еще только формирующуюся сферу нравственности; Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности; Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе.

Актуальность данной проблемы :

  • Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
  • Развитие ребенка в современном мире происходит в окружении разнообразных источников, которые оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на еще только формирующуюся сферу нравственности;
  • Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности;
  • Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе.
Духовно – нравственное воспитание – это процесс формирования нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости)   нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),   нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Духовно – нравственное воспитание – это процесс формирования

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости)
  •   нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  •   нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Главная цель образования в школе Развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Главная цель образования в школе

  • Развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Задачи духовно – нравственного воспитания Создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка; Формирование морального сознания и моральной оценки; Помощь в освоении навыков и норм поведения на основе совместной деятельности.

Задачи духовно – нравственного воспитания

  • Создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
  • Формирование морального сознания и моральной оценки;
  • Помощь в освоении навыков и норм поведения на основе совместной деятельности.
Новизна педагогического опыта работы Помощь школьнику в продвижении от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Новизна педагогического опыта работы

  • Помощь школьнику в продвижении от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Теоретическое обоснование опыта:   Закон РФ «Об образовании». Федеральный государственный образовательный стандарт. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва

Теоретическое обоснование опыта:

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт.
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания: Нравственный пример педагога; Социально – педагогическое партнерство; Непрерывное личностное развитие обучающихся и педагогов; Интегративность программ духовно – нравственного воспитания; Социальная востребованность воспитания .

Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания:

  • Нравственный пример педагога;
  • Социально – педагогическое партнерство;
  • Непрерывное личностное развитие обучающихся и педагогов;
  • Интегративность программ духовно – нравственного воспитания;
  • Социальная востребованность воспитания .
Урок русского языка Урок литературы Внеурочная деятельность ФГОС Внеклассные мероприятия Саморазвитие, самообразование Духовно – нравственное воспитание Классное руководство Инклюзивное обучение, работа с одаренными детьми Работа с родителями

Урок русского языка

Урок литературы

Внеурочная деятельность

ФГОС

Внеклассные мероприятия

Саморазвитие, самообразование

Духовно – нравственное воспитание

Классное руководство

Инклюзивное обучение,

работа с одаренными детьми

Работа с родителями

Формы и методы организации работы на уроке :   - анализ текстов;  - развивающие лингвистические упражнения;  - различные виды диктантов;  - сочинение-рассуждение, изложение;  - лексические разминки;  - редактирование текста;  - работа с текстами-миниатюрами;  - сопоставление 2-х текстов 

Формы и методы организации работы на уроке : - анализ текстов; - развивающие лингвистические упражнения; - различные виды диктантов; - сочинение-рассуждение, изложение; - лексические разминки; - редактирование текста; - работа с текстами-миниатюрами; - сопоставление 2-х текстов 

Тема  «Синонимы», «Антонимы» Раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Синонимический ряд: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство

Тема «Синонимы», «Антонимы»

  • Раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему.
  • Синонимический ряд: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство
Тема «Союз как части речи»  «Союз человеческих сердец»  Воспитательная позиция урока:  развивается умение общаться между собой, помогает обучающимся осознать ценности совместной деятельности.   Решение духовно – нравственной проблемы : Дружба + Товарищество = Союз.

Тема «Союз как части речи»

«Союз человеческих сердец»

Воспитательная позиция урока:

развивается умение общаться между собой, помогает обучающимся осознать ценности совместной деятельности.

Решение духовно – нравственной проблемы : Дружба + Товарищество = Союз.

Тема «Союз как части речи» Поэтические строки А.С. Пушкина Предложения из произведения И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»:  найти союзы и определить их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а при подчинительных союзах - принцип подчинения.

Тема «Союз как части речи»

  • Поэтические строки А.С. Пушкина
  • Предложения из произведения И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»:

найти союзы и определить их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а при подчинительных союзах - принцип подчинения.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ Тексты для творческих работ, в основе которых лежат такие понятия, как милосердие, взаимопомощь, ответственность, честность, сострадание.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

  • Тексты для творческих работ, в основе которых лежат такие понятия, как милосердие, взаимопомощь, ответственность, честность, сострадание.
Устное народное творчество Идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины; Осуждаются малодушие, трусость себялюбие, лень, праздность.

Устное народное творчество

  • Идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины;
  • Осуждаются малодушие, трусость себялюбие, лень, праздность.
Виктор Астафьев  «Конь с розовой гривой» Добрый и светлый мир народной жизни. Рассматриваются очень важные нравственные вопросы: Что такое дружба, долг, честность? В чем истинная доброта и человечность.

Виктор Астафьев «Конь с розовой гривой»

  • Добрый и светлый мир народной жизни. Рассматриваются очень важные нравственные вопросы:
  • Что такое дружба, долг, честность?
  • В чем истинная доброта и человечность.

Древнерусская литература «Повести о Петре и Февронии Муромских»; «Житие Александра Невского»; «Поучение Владимира Мономаха»

Древнерусская литература

  • «Повести о Петре и Февронии Муромских»;
  • «Житие Александра Невского»;
  • «Поучение Владимира Мономаха»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание »  А.И. Куприн « Гранатовый браслет»  Л.Н. Толстой «Война и мир»     Внутренний мир героев; Пути духовных исканий; Сущность духовно - нравственной красоты человека в понимании автора; «Любовь – это великая тайна или великая трагедия?»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание » А.И. Куприн « Гранатовый браслет» Л.Н. Толстой «Война и мир»

  • Внутренний мир героев;
  • Пути духовных исканий;
  • Сущность духовно - нравственной красоты человека в понимании автора;
  • «Любовь – это великая тайна или великая трагедия?»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС.  «Клуб любителей русского языка» Викторины; кроссворды; ребусы; синквейны; кроссенсы; работа по тексту с составлением таблиц; подбор афоризмов о совести, о родине, о дружбе.  Форма занятий__ Уроки, тренинги, игры.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. «Клуб любителей русского языка»

  • Викторины;
  • кроссворды;
  • ребусы;
  • синквейны;
  • кроссенсы;
  • работа по тексту с составлением таблиц;
  • подбор афоризмов о совести, о родине, о дружбе.

Форма занятий__

  • Уроки,
  • тренинги,
  • игры.

Внеклассная деятельность Литературный вечер по творчеству Михаила Шолохова «Певец Тихого Дона»

Внеклассная деятельность

  • Литературный вечер по творчеству Михаила Шолохова «Певец Тихого Дона»
Сотрудничество с библиотекой и краеведческим музеем

Сотрудничество с библиотекой и краеведческим музеем

Классное руководство Реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Форма работы Тренинги (для старших классов), Групповая работа, Анкетирование, Беседы (для среднего возраста), Кроссенс на заданную тему «Как сохранить душевное здоровье в нездоровом обществе?» (8-9 классы) «Мастерская ценностных ориентиров» (5-6 классы)

Классное руководство

  • Реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

Форма работы

  • Тренинги (для старших классов),
  • Групповая работа,
  • Анкетирование,
  • Беседы (для среднего возраста),
  • Кроссенс на заданную тему
  • «Как сохранить душевное здоровье в нездоровом обществе?» (8-9 классы)
  • «Мастерская ценностных ориентиров» (5-6 классы)

Работа с родителями Педагогические лектории; круглые столы; дискуссии; собрания с детьми; привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий.

Работа с родителями

  • Педагогические лектории;
  • круглые столы;
  • дискуссии;
  • собрания с детьми;
  • привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий.

Инклюзивное обучение.   Изложения с творческим заданием (тексты нравственной направленности) Выборочный диктант Выборочное списывание Карточки с заданием: «Найди ошибку», «Собери пословицу» Изложения на темы дружбы, добра, честности, сострадания. Сочинения на нравственные темы: «Как помочь тем, кто страдает от равнодушия?» «Что значит для меня слово честь?»

Инклюзивное обучение.

  • Изложения с творческим заданием (тексты нравственной направленности)
  • Выборочный диктант
  • Выборочное списывание
  • Карточки с заданием: «Найди ошибку», «Собери пословицу»
  • Изложения на темы дружбы, добра, честности, сострадания.
  • Сочинения на нравственные темы: «Как помочь тем, кто страдает от равнодушия?»
  • «Что значит для меня слово честь?»
Работа с одаренными детьми Районные конкурсы чтецов Интернет - конкурсы чтецов Конкурсы сочинений Олимпиады по русскому языку и литературе разного уровня

Работа с одаренными детьми

  • Районные конкурсы чтецов
  • Интернет - конкурсы чтецов
  • Конкурсы сочинений
  • Олимпиады по русскому языку и литературе разного уровня

Самообразование, саморазвитие Курсы повышения квалификации; Вебинары, интернет - олимпиады; Интернет - семинары, конференции; Методическая и научная литература; Участие в методических объединениях школы и района; Выступление на педагогических советах; Мастер – классы; Педагогические тестирования

Самообразование, саморазвитие

  • Курсы повышения квалификации;
  • Вебинары, интернет - олимпиады;
  • Интернет - семинары, конференции;
  • Методическая и научная литература;
  • Участие в методических объединениях школы и района;
  • Выступление на педагогических советах;
  • Мастер – классы;
  • Педагогические тестирования