Муниципальное образовательное учреждение
«Северная средняя общеобразовательная школа №4»
« Использование современных образовательных технологий деятельностного типа как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся »
Разработала:
Гавриленко Елена Петровна,
учитель начальных классов
2 квалификационной категории
2014 год
Использование современных образовательных технологий деятельностного типа как средство формировани универсальных учебных действий обучающихся.
Cовременное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь
людей.
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
В свете новых требований ФГОС задача учителя научить ребёнка учить себя.
Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем? Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении ? Ответ нашла, начав заниматься новой темой «Использование современных образовательных технологий деятельностного типа как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся».
( слайд 1)
Целью моей деятельности в этом направлении стало обновление и совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий, в том числе и ИКТ. ( слайд 2)
Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:
- изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности;
-формировать у учащихся ключевые компетенции;
-овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
-создать комфортные условия для учащихся через использование методов, безопасных для их психологического здоровья. ( слайд 3)
Организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно- деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
-ориентация на достижение цели основного результата обучения;
-опора на современные образовательные технологии; ( слайд 4 )
Изучила современные образовательные технологии деятельностного типа. Современные образовательные технологии деятельностного типа:
-проблемно-диалогическая технология;
-технология мини-исследования;
-организация проектной деятельности;
-оценивание образовательных достижений ( учебных успехов);
- здоровьесберегающая технология;
-ИКТ-технология; (слайд 5)
Наиболее кардинальным изменением современного образования является разработка технологии проблемного обучения, которое позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знаний». В своей работе предпочтение отдаю проблемному введению материала, использованию поискового и исследовательского методов обучения, т.к. эти методы обеспечивают добывание знаний учащихся в результате собственного творческого познавательного труда, развивают самостоятельность в учебной деятельности.
Постановку учебной проблемы веду через создание проблемной ситуации и организацию выхода из неё. В качестве наиболее характерных для педагогической практики выделяют следующие типы проблемных ситуаций:
1. Когда обучающиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. 2. Если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа . 3.Когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.
4.Если обучающиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, т.е. в случае осознания обучающимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.
Существуют три основные метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом. ( слайд 6)
Приведу примеры побуждающего от проблемной ситуации диалога.
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников затруднение. Это могут быть противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения или столкновение разных мнений учеников, а также противоречие между житейским представлением ребёнка и научным фактом. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. При побуждающем диалоге возможно появление неточных или неверных формулировок учебной проблемы. Нельзя реагировать на них отрицательной оценкой, нужно побудить репликами: «Кто думает иначе? Кто ещё хочет сказать?»
Прием 1. Сталкиваю разные мнения учеников, а не предъявляю ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагаю вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
На уроке литературного чтения в 3 классе по теме : С.В.Михалков Басня « Ворона и рак» веду такой диалог. ( слайд 7)
Анализ | Учитель | Ученики |
П о с т а н о в к вопрос а на новый материал п р побуждение к о осознанию б л побуждение к е проблеме м ы тема |
.В.Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. Оно называется «Ворона и рак». Послушайте (читает текст). -Прочитаем текст цепочкой. -Попробуйте определить жанр нового произведения. (Фиксирует мнения на доске.) -Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? -Какой же возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. | Слушают. Читают. -Это сказка о животных. -Это басня! (Проблемная ситуация.) -Два. -Каков же жанр произведения С.В. Михалкова «Ворона и рак |
Прием 2. Предъявляю одновременно классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Русский язык, 3 класс. «Непроизносимые согласные в корне слова».
По моему заданию дети читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым одновременно предъявляю два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".) ( слайд 8)
Прием 3. Противоречие между житейским представлением обучающихся и научным фактом (выполняется в два шага.) Сначала выявляю представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляю научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. ( слайд 9)
Русский язык, 3 класс.
Учитель: На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий; 2-й столбик: редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать?
Ученики: Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия. Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика.
(Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.)
Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие?
Ученики: Неизменяемая часть речи.
Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? (Шаг 2.)
Ученики: Окончания.
Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как вопрос.)
( слайд 9)
Прием 4. Предлагаю задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Математика, 3 класс. «Умножение двузначного числа на однозначное».
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное . ( слайд 10)
Подводящий к теме диалог. Он не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые пошагово приводят детей к формулированию темы урока. Все звенья этой цепочки опираются на уже пройденный материал, а последнее (обобщающее) позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Примером может служить урок ознакомления с окружающим миром во 2 классе по теме: « Звери». Детям предлагаются картинки .
- Рассмотрите картинки.
- Кто на них изображён?
- Назовите их одним словом. (животные)
- Какие группы животных вы увидели?( насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся)
- А теперь отгадайте загадки и скажите о ком пойдёт речь на уроке.
( Читаю загадки о медведе, слоне, жирафе, лосе, свинье, мышке, кроте, собаке)
-Назовите их одним словом.
- О ком пойдёт сегодня речь на уроке? ( звери) ( слайд 11)
Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Я сама сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением «яркого пятна», захватывающего внимание обучающихся: сказка, легенда, случай из жизни, фрагмент фильма , эксперимент и т.д.
Приведу пример на уроке математики во 2 классе по теме: "Числовой отрезок".
Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры". ( слайд 12)
В ходе использования данной технологии учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Находясь в поиске по решению поставленной проблемы, учатся самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника и дополнительных источников. вести сбор информации, наблюдать, строить гипотезы, делать выводы и обобщения. Работая в парах или в группе, приобреают коммуникативные умения.
Следовательно, проблемное изучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса и, несомненно, как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет сделать его увлекательным, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров. Эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся. Осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий. Самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля, осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций и.т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность и формируя различные виды универсальных учебных действий. ( слайд 13) При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Именно наглядность служит опорой для развития творческого мышления, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС в современной образовательной школе. ( слайд 14) Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.
Урок-презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации.
Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневных жизненных условиях. ( слайд 15) . Правильно составленное расписание – один из факторов снятия утомляемости учащихся. В расписании первыми уроками проставляю устные предметы, в середине недели – четверг – разгрузочный день. В этот день у детей планирую только один письменный предмет, а также предметы музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры. Я систематически контролирую утомляемость детей на уроке, используя постоянную смену видов деятельности. Совместно с детьми стараюсь создать благоприятный психологический климат в учебном процессе, поскольку атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха обеспечивают снятие стрессообразующих факторов, перегрузок, способствуют познавательному развитию детей. Одним из необходимых условий здоровье сбережения является оптимизация двигательного режима ученика, что позволяет снять состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряжённость и просто дать возможность ребёнку подвигаться. Физминутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. Особое внимание уделяется физминуткам на уроках письма, во время которых проводится массаж рук.
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи провожу следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
1. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
2. Дни здоровья. Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Темы таких уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров», « В здоровом теле- здоровый дух» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
3. Мини-проекты на тему « Здоровье - это здорово!». С третьеклассниками решила заняться этой проблемой на уроках проектной деятельности. В течение года составлялись индивидуально-групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья» .
Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме пословицы.
4. Релаксация на уроках :
-разрядка с использованием различного вида движений сопровождающихся проговариванием.
Например : снять напряжение с кисти - нужно писать и проговаривать вслух.
- при утомлении нужно разрешать пить воду ( расслабляется дельтовидная мышца).
- смена статистических поз на уроках
- физкультминутки :
1. на растягивание разделов позвоночника
2. на расслабление мышц плечевого пояса
3. цветотерапия « Цветные сны »
4. пальчиковая гимнастика
5. релаксация глаз, использую схему зрительно-двигательных траекторий
( по методу В. Базарного)
5. Повышение мотивации учения.
Для этого нужно использовать приёмы инновационных технологий :
- технология сотрудничества
- технология проблемного обучения
- технология использования изобретательских задач.
6. Создание ощущения радости в процессе обучения. можно использовать приёмы :
- эмоциональная разрядка ( афоризмы, шутки), это как юмористическая составляющая педагогического общения.
- поза учителя открытая, не угрожающая
7. Развитие навыка самооценки на уроке. Уметь оценивать как свою работу так и работу одноклассников. Например: работа в паре, « Знайки проверяют домашнее задание »
8. Развитие творческих способностей :
- ролевые игры
- презентации проектов
- участие в конкурсах
- создание портфолио
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.