СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. (2)
Во всех сферах общественной жизни востребованы творческие, активные, инициативные, самостоятельные люди, которые умеют жить среди людей. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
МОАУ «Подольская средняя общеобразовательная школа»
«Развитие логического мышления на уроках русского языка по ФГОС НОО»
(обобщение опыта)
Медведева Раиса Викторовна
учитель высшей категории
МОАУ «Подольская средняя
общеобразовательная школа»
2016-2017 учебный год
Содержание.
1.Тема опыта.
2.Сведения об авторе.
3.Условия возникновения и становления опыта.
4.Актуальность темы.
5. Предполагаемые результаты.
6. Технология опыта.
7.Теоретическая база опыта.
7.1.Психолого – педагогические подходы к развитию логического мышления.
7.2 Вопрос о развитии логического мышления на уроках русского языка в методической литературе.
8. Опыт деятельности по развитию логического мышления на уроках русского языка
8.1. Уровень развития логического мышления учащихся 1 класса.
8.2.Анализ итогов проведенного эксперимента.
9. Результативность опыта.
10.Заключение.
11.Список использованной литературы
12. Приложение.
Система упражнений как основа организации развития логического мышления младшего школьника на уроках русского языка.
1.Тема опыта: Развитие логического мышления на уроках русского языка по ФГОС НОО
2.Сведения об авторе: Медведева Раиса Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОАУ «Подольская средняя общеобразовательная школа». Образование – высшее, окончила Актюбинский педагогический институт им. К.Жубанова. Стаж работы – 35 лет
3.Условия возникновения и становления опыта.
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. (2)
Во всех сферах общественной жизни востребованы творческие, активные, инициативные, самостоятельные люди, которые умеют жить среди людей. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые будут необходимы в их будущей жизни, помогут объективно оценивать свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Современная школа должна создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
4.Актуальность темы
Актуальность проблемы развития логического мышления младших школьников определена тем, что появился Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в котором прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии со стандартом познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
К логическим универсальным действиям относятся анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы. Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка у учащихся
Задачи предметной области «филология», определённые Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), реализуется на уроках литературного чтения и русского языка. Основная задача обучения русскому языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
В законе об образовании говорится: «Содержание должно быть ориентировано на обеспечение самоопределение личности, создание условий для её самореализации» (ст. 14. п. 1.). «Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме» (Конвенция о правах ребёнка).
Одной из важных задач начальной школы является развитие логического мышления. Развивать логическое мышление школьников - значит развивать умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.
С самого начала школьного обучения учитель стремится к тому, чтобы ребёнок вместе с усвоением нового слова усваивал и новое для него понятие, знакомясь с его объёмом и содержанием. Так, например, знакомясь с новым понятием «имя существительное» ребёнок узнаёт, что это слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? и что? Неточное выявление существенных признаков в отдельных случаях ведёт к неправильному расширению или сужению объёма изучаемого понятия, а, следовательно, к логическим ошибкам. Правильное усвоение научных понятий с самого начала является одной из важнейших задач всего школьного обучения и выступает как предпосылка и результат развития логической культуры. Учитель добивается от учащихся логичности в рассуждениях и доказательствах, точности в определениях, поправляет их, если они допускают противоречия, вкладывают разный смысл в одно и то же понятие. В результате учащиеся практически овладевают навыками анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, научаются сознательно применять индукцию и дедукцию в умозаключениях, правильно оперировать понятиями.
Анализируя логические ошибки в рассуждениях и доказательствах учащихся, учитель показывает важность соблюдения законов логики. Развитие точного, последовательного, непротиворечивого и доказательного мышления, т.е. мышления, отвечающего законам логики, ведёт к успехам в учёбе, овладении знаниями, в подготовке к жизни.
В младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности. Помощь в этом могут оказать разнообразные упражнения.
В любом акте учебной деятельности одновременно сочетается несколько методов обучения, они взаимопроникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие учителей и учащихся. И если мы можем сказать в данный момент об использовании определённого метода, то это лишь означает, что он доминирует на определенном этапе.
Каждая дисциплина вносит свой вклад в развитие выше названных умений. Большими возможностями в этом процессе располагают уроки русского языка.
5.Предполагаемые результаты
В результате работы по этой теме, я предполагаю формирование следующих ключевых компетенций:
Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности)
Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
Добывание знаний непосредственно из окружающей среды
Владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартной ситуации;
Информационные: (навыки деятельности по отношению к информации)
Владение современными средствами информации информационными технологиями;
Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.
Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)
Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;
Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;
Ценностно-смысловые:
Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий,
Уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
6.Технология опыта.
Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, необходимо помочь им овладеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Как раз этому могут помочь задачи, упражнения, игры развивающего характера, которые я использую на уроках.
Дети работают тогда, когда им интересно. Поэтому я стараюсь находить средства и способы возбуждения интереса, удивления детей. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызвали живые яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.
Всегда можно выявить силу возникшего интереса к учебному предмету, она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения логических задач, выполнения различных заданий, связанных с разрешением проблем
Исходя из этого возникает проблема: слабое развитие логического мышления у учащихся младшего школьного возраста.
Эта проблема и определила тему нашего исследования: «Развитие логического мышления на уроках русского языка по ФГОС НОО»
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: развитие логического мышления на уроках русского языка при помощи конкретной системы упражнений.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и практически проверить систему упражнений для эффективного развития логического мышления.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления будет успешным, если применять данную систему упражнений.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
изучить философскую, психолого – педагогическую и методическую
литературу по проблеме развития логического мышления;
экспериментально изучить практику решения проблемы развития
логического мышления на уроках русского языка и выявить её реальный уровень и состояние;
обосновать и экспериментально проверить систему упражнений,
способствующих развитию логического мышления
разработать методические рекомендации по развитию логического
мышления у младших школьников.
7.Теоретическая база опыта.
7.1.Психолого – педагогические подходы к развитию логического мышления.
Теоретическое обоснование проблемы развития логического мышления.
Мышление рассматривается психологами как один из видов отражения человеком особенностей окружающего мира.
Мышление – это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, непосредственного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за ее пределы.
Мыслительная деятельность – это творческое проявление нашей личности. Являясь одной из самых сложных психологических функций человека, мышление имеет 3 вида:
1.Наглядно – действительное мышление.
В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачисначала в плане практической деятельности: лишь затем из неё выделилась еятельность теоретическая.
Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психологического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте / до 3-х лет включительно/ мышление в основном наглядно-действенное.
2.Наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников /4-7лет/. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта, ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет.
Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют
понятиями. Наглядно-образное мышление – мышление, выполняемое при помощи внутренних ориентировочных действий с образами.
3.К началу обучения в школе у ребенка формируется отвлеченное/абстрактное/ мышление. Это уже оперирование не предметами и их символами, а понятиями и представлениями. Оно происходит на основе общепринятых правил, рассуждений, выводов и заключений.
В целом усвоение абстрактного мышления дает ребенку возможность приобщиться к коллективному обучению, совместной с другими детьми трудовой деятельности.
В первые годы обучения в школе происходит развитие словесно-логического /понятийного/ мышления.
Мышление есть процесс, т.е. признание в его динамике. Во всяком процессе познания человек производит какие-то действия с познаваемым содержанием. Ведь связи, которые человек хочет /или должен/ раскрыть, надо выявить, обнаружить, а это всегда требует более или менее напряженного умственного труда.
Успешность мыслительного процесса зависит, во-первых, от наличия у человека тех знаний, которыми он должен воспользоваться для решения поставленной задачи; во-вторых он должен владеть специальными умениями т.е. способами выполнения умственных действий – операциями мышления: сравнением, обобщением, классификацией, совершающихся в разных формах суждений и умозаключений. Каждая из этих операций мышления, как и весь мыслительный процесс в целом, строится на двух основных умственных действиях /процессах/ анализа и синтеза.
Анализ и синтез / греч.analysis -разложение и synthesis соединение/ - в самом общем значении процессы мыслительного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.
Анализ – это логический прием, состоящий в мысленном расчленении
математического объекта на составные элементы, каждый из которых затем
может исследоваться как часть расчлененного целого, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема-
синтеза – в целое, обогащенное новыми знаниями. Эти противоположные по содержанию мыслительные операции находятся в неразрывном единстве [20, 224]
В- третьих, человек должен хотеть познать то, что ему неизвестно
сейчас. Эти особенности характеризуют мышление как специальную и свое-
образную умственную деятельность человека. Мыслит ведь не мысль, а
живая личность.
Так, В.В.Давыдов сводит развитие к умению действовать без нагляд-
ной опоры, «в уме». Л.В.Занков – к развитию аналитического наблюдения
и к успехам в формировании понятий. П.Я.Гальперин – к поэтапному переходу от внешнего действия к внутреннему. А.Я.Пономарев – к прохождению определенных, качественно отличающихся друг от друга этапов формирования внутреннего плана действий в единстве с внешним. Эти этапы фиксируются с помощью некоторых показателей /жестов/ [4,56].
Опыт показывает, что ученики легко осуществляют перенос, если они:
усвоили абстрактные принципы,
знают общие способы действия,
имеют обобщенные навыки мыслительной деятельности,
умеют усматривать новые функции предметов,
обнаруживают новизну в явлениях.
Сравнение – это мыслительная операция, состоящая в установлении признаков сходства и различия между предметами и явлениями. На основе сравнения понятия могут быть сделаны выводы гипотетического характера.
К ним относятся, например, умозаключения по аналогии. Чем больше выявленных признаков и чем существеннее найденные сходные черты и сравниваемых предметов, тем больше вероятность справедливости выводов, сделанных по аналогии, и выше степень достоверности и утверждений[19,349] .
Например: 2 «А» класс / 1 – 4 /
Задание: определите, насколько хорошо вы умеете анализировать, сравни-
вать предметы, понятия.
Сравните два предмета:
а) лошадь и корова
б) книга и тетрадь
Цель: выявить умение испытуемых находить сходство и различие предме-
тов.
На листе бумаги слева напишите черты сходства между этими предметами, а справа – различия.
82% справились с заданием прекрасно.
7.2 Вопрос о развитии логического мышления на уроках русского языка в методической литературе.
«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом», - так В.А.Сухомлинский определил главную задачу школы.
Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке. Ученики сами в процессе
наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься, открыть новые законы математики, природы. А главное – выразить свою мысль словом.
А для этого необходимы речевые упражнения, устные и письменные.
Именно начальная школа закладывает основу знаний учащихся,
формирует их отношение к окружающему миру, учит самостоятельно
мыслить и творчески работать. Нужно помочь ученику самоутвердиться,
искать и находить свои пути в решении задач. Решением этих качеств
необходимо заниматься как можно раньше. Сравнивать и сопоставлять
предметы, складывать разные картинки и геометрические фигуры, состав-
лять симметричные композиции, искать аналогии. Необходимо развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, а также постоян-
но повышать интеллектуальный уровень учащихся. Помимо традиционных
путей, как подтвердил собственный опыт, это возможно через привлечение
энциклопедического материала, через раскрытие значения новых слов и понятий, через интересную дополнительную информацию, систему определенных заданий, упражнений и, конечно, через средства логическо-
го мышления.
К ним относятся:
Коммент.управл. |
Опорные схемы |
|
загадки |
1. При обучении орфографии учитель развивает словесно – логическое мышление учащихся, так как только в этом случае можно сформировать у них прочный орфографический навык.
Первый этап, определение места, где возникла в слове орфографическая задача, и определение, к какой группе правил относится
данная орфограмма – начало решения любой орфографической задачи. Следующий этап – определение способа решения орфографической задачи
в зависимости от типа орфограммы. Здесь важно вооружить ученика алгоритмом.
Алгоритм – предписание, задающее на основе системы правил
последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.
В этом случае под алгоритмом понимается путь рассуждения по применению правил на практике.
Последний этап – запись слова в соответствии с решением орфографи-
ческих задач.
Предлагаем несколько алгоритмов решения орфографических задач.
Правописание е и и в окончаниях имен существительных.
Определите место, где возникла орфографическая задача.
2. Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфо-
грамма.
П.1. Определите, в какой части слова находится орфограмма.
2. Определите, к какой части речи относится слово.
3. Определите склонение
4. По предлогу и вопросу определите падеж
Ш. Напишите слово в соответствии с правилом.
Читать о Родине / 1 скл. П.п./
О жизни / 3 скл. П.п./
Правописание ь на конце имен существительных после шипящих.
Определите место, где возникла орфографическая задача.
Определите, к какой группе правил относится проверяемая
орфограмма.
Определите, на что оканчивается данное слово.
2. Определите, к какой части речи относится данное слово.
3. Определите род.
3.3. Напишите слово в соответствии с правилом.
Рожь / ж.р./ грач /м.р./
Алгоритм составляется под руководством учителя на начальном этапе
изучения нового правила и применения его на практике. Он записывается учащимися в тетради, с тем, чтобы на первых порах ученик мог им пользоваться при выполнении упражнений. Готовый алгоритм в виде таблицы учитель использует для работы в классе при повторении и обобщении материала. При изучении темы «Состав слова» детям сообщается правило
написания безударных гласных в корне слова. Подбор однокоренных слов, выделение корня, приставки и их противопоставление будут способствовать
лучшему усвоению этого правила. Мы добиваемся, чтобы дети знали правило наизусть, т.к. уже в нем определены шаги – ступени по его использованию.
Именно на этом этапе дети учатся полному графическому обозначению данной орфографической задачи.
Например: предлагаем детям решить орфографическую задачу в слове верхушка; лесник.
Для этого используется такой алгоритм.
Определите место, где возникла орфографическая задача
2. Определите к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.
П.1. Определите, в какой части слова находится орфограмма.
2. Установите, какую букву надо проверить: гласную или соглас-
ную.
3. Определите в слове ударение.
4. Определите, проверяемая или непроверяемая гласная.
Ш. Напишите слово в соответствии с правилом.
Верхушка – верх, лесник – лес.
Такая целенаправленная работа проводится с каждым изучаемым
видом орфограмм. Ход рассуждения, последовательность мыслительных
операций при решении орфографических задач до процесса свертывания
алгоритма способствуют развитию у детей логического мышления, осознан-
ному подходу их к изучению орфографии.
Психологи в своих исследованиях отмечают, что процесс обучения
должен строится так, чтобы с самого начала дать правильное представление
об изучаемом объекте. Это обусловлено тем, что первоначально даваемый образ является наиболее устойчивым, а переучивание всегда намного
сложнее, чем обучение. Поэтому в начальной школе особенно важно дать
правильное представление о вводимых понятиях.
Для этого используются опорные схемы .
В момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие
предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе,
отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.
Серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у
некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока,
ни быстро усвоить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание
пассивности.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках,
довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель.
Опорные схемы, или просто опоры – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны
постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только
тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Активный ответ – первостепенное условие высокой обратной связи,
доброго делового контакта на уроке.
В.А.Сухомлинский писал: «Мастерство организации умственного
труда в младшем возрасте заключается в том, чтобы ребенок внимательно
слушал учителя, запоминал, думал, не замечая на первых порах того, что он
напрягает силы, не заставляя себя внимательно слушать учителя, запоминать, думать». Этому и помогают схемы – опоры.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой /читает ее/, снимаются скованность, страх, ошибки. Схема становится алгоритмом.
Рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть размышления, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность ожила,
заговорила. Ни один ученик не чувствует себя беспомощным. Возросла учебная активность ребят, повысился интерес к уроку.
Опоры на наших уроках стали постоянными помощниками моим ученикам, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности учения, импульсом к активному, заинтересованному общению.
Например: схема – опора. Состав слова.
По этой схеме дети повторяют весь состав слова и разбирают слова по составу.
Комментированное управление позволяет решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. У ребят вырабатывается
гармоничный, комплексный учебный навык /мыслю, говорю, записываю/,
воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной
связи «ученик – учитель». В результате такой организации труда в классе,
создается общение, деловой настрой, единый темп учебной работы, задавае-
мый самими учениками, причем каждый подчиняет свои действия указаниям ведущего и в то же время становится организатором труда товарищей, т.е. учатся и управлять, и использовать, и руководить и подчиняться.
С помощью комментированного управления удается активизировать учение ребят, включить каждого в работу. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик / а потом и другие учащиеся/ говорит всё, что он делает по заданию учителя От начала и до конца, и ведет за собой остальных. Очень важно, чтобы комментированное управление начиналось с первого дня обучения в школе, с первых шагов /письмо элементов букв, цифр, проговаривание слогов и т.д./
Например: 3 «а» класс / 1-4/ .
Задание: запишите предложение, разберите по членам предложения
и по частям речи.
Предложение: «С неба падают белые снежинки».
Ученик комментирует:
начинаю писать с Красной строки, с заглавной буквы.
С – предлог, пишу отдельно, проверю, вставлю слово /синего/.
Не – гласная е, ба - гласная а,
Па - гласная а, да - гласная а, ют,
Бе - гласная е, лы - гласная ы, - е
сне - безударная гласная е, проверочное слово снег
жин – гласная и, правило жи - ши - пишу с и
ки - гласная и.
В конце предложения ставлю точку. Проверяю написанное. Читаю.
Разбираю предложение по членам предложения и частям речи. В пред-
ложении говорится о снежинках. Ставлю вопрос. Что? – Снежинки – подле-
жащее, подчеркиваю одной чертой. Подлежащее выражено существитель-
ным.
Что говорится о снежинках?
Падают – это сказуемое, подчеркиваю двумя чертами. Сказуемое выражено глаголом.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Ставлю
вопрос от подлежащего. Снежинки /какие?/ - белые – это определение,
подчеркиваю волнистой линией, определение выражено прилагательным.
Ставлю вопрос от сказуемого: падают /откуда?/ с неба – это обстоя-
тельство места, подчеркиваю черточка-точка. Обстоятельство выражено
существительным.
Если ученик затрудняется, то класс всегда вовремя поможет. Дети раскованы, свободны, нет страха, что не ответишь, нет никакого напряжения в работе учителя с ними.
Какография /от греческих слов kakos - плохой, grapho -
пишу/ - умышленное ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.
В современной школе прием какографии почти не применяется. Однако в последние 3-4 года наметился некоторый интерес к данному приему, что
связано в первую очередь с деятельностью известного ученого - педагога
Ш.А.Амонашвили [1.4].Основываясь на положении о сознательном происхождении навыков,
К.Д.Ушинский процесс усвоения орфографии тесно связывал и отчетливой
и ясной работой мышления .Интересны в этом плане рекомендации великого
педагога относительно использования в качестве одного из средств обучения
правописанию упражнений по какографии.
«Какография - утверждал автор «Родного слова», употребляемая вовремя и с умением, занятие весьма полезное; но её должно употреблять
как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретенных учеником».
Данный прием позволяет в определенной степени изменить манеру
общения учителя и детей, - общение становится более живым. В системе
практических занятий использование какографии создает условия для контроля работы учителя со стороны ученика: ученик находит и исправляет
«ошибки» учителя. Налицо не жесткий диктат, а педагогика сотрудничества.
Распространение приема какографии в России относится ко второй
половине ХУП века и первой половине Х1Х века. Одно из первых описаний
данного приема имеется в методическом пособии «Практическая какография с предварительными к ней замечаниями, составленная Петром Ивановичем
Перевлесским, старшим учителем Ярославской гимназии». [ М. 1842]
Упражнение такого типа составлялись из отдельных предложений или отдельных слов,
В чем особенность какографии как приема, который применяется иногда учителями при обучении детей правописанию в современной школе?
При проверке письменной работы ученик часто не видит ошибок в словах. Он бегло и поверхностно смотрит на буквы, по начертаниям первых букв он догадывается, какое слово написано. Еще менее внимательно ученик всматривается в слова, которые только что написал сам.
Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять.
Например: тема. Безударная гласная в корне. /Цель: закрепление орфографических знаний, умение применить их на практике/.
Задание: найдите «ошибки» и докажите, почему вы так считаете.
Дано: зимой, висна, заяц, вада, лесной, начной, типло.
Дети рассуждают:
Зимой – безударная гласная в корне и, проверочное слово зимы, значит слово написано правильно;
висна - безударная гласная в корне е, проверочное слово весны, значит в слове весна пишу е, здесь ошибка, исправляю; и т.д.
Предложенные в дидактическом материале разнообразные виды работ позволяют учителю выбрать и использовать те из них, которые более приемлемы и полезны для работы с тем или иным контингентом учащихся, с учетом их объема знаний, навыков и умений. Ученик должен знать, как воспользоваться тем или иным приемом, учитель должен дать ему ориентир,рекомендации, инструкции к применению.
8. Опыт деятельности по развитию логического мышления на уроках русского языка
8.1. Уровень развития логического мышления учащихся 1 класса.
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:
выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психологических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения:
по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.
Исходя из этих данных в 1 «а» классе Подольской средней школы в начале 2015 года была проведена диагностика психологической готовности школьника к начальному обучению. У детей проверялось сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом, развитие фонематического слуха и восприятия. Умение классифицировать предметы, выделять признак по которому проведена классификация. Все вышеперечисленное необходимо для успешного усвоения детьми грамоты.
Использовались методики М.И.Кузнецовой, Е.Э.Кочуровой под редакцией Л.С.Журовой.[ см.приложение № 1]
1. Состояние моторики и зрительно-моторных координаций
2. Умение классифицировать, находить признаки по которым проведена
классификация.
3. Состояние фонематического слуха и восприятия.
4. Степень овладения звукоанализом на уровне определения количества звуков в слове.
В ходе педагогической диагностики было выявлено:
Оценки результатов.
В классе 13 человек. Высокий уровень показали 6 человек,(46%), средний уровень 4 человека (30%), низкий уровень 3 человека (23%).
Далее исследовался уровень умственного и речевого развития.
1. Понимание грамматической конструкции: «Петя пошел в кино после
того, как дочитал книгу». Вопрос: «Что Петя делал раньше – смотрел кино или читал книгу»?
2. Выполнение словесного поручения: « Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». Вопрос: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял»?
3.Изменение существительных по числам: карандаш – карандаши,
книга, ручка, ложка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, стол, учебник.
4.Рассказа по картинкам «Режим дня школьника». Разложить по порядку и объяснить.
Оценка результатов.
Из 13 человек, 1 человек – высокий (8%), 8 чел. Средний (61%),
4 человека низкий (30%).
Уровень развития образных представлений.
а/ игра «Почини картинку», даются несложные и сложные разрезные картинки.
б/ рисунок человека: надо чтобы была голова, глаза, рот, нос, туловище, руки, ноги.
Оценка результатов.
Из 13 человек: 5 человек выше среднего (40%), 6 человек средний
(46%), 2 человека – низкий (15%).
Типичные ошибки: окно – окны, ухо – ухи, брат – браты
Для мышления детей 6-7 лет характерны следующие особенности, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе с точки зрения его интеллектуального развития:
ребенок решает мыслительные задачи, предъявляя их условия, мышление становится внеситуативным.
освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения
возникает понимание причинности явления.
детские вопросы выступают показателем развития. Любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка.
Появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;
Экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [10.512]
Уровень | Умение классифицировать | Уровень умствен ного развития | Уровень образно го мышления | Итоговый уровень |
Высокий | 6 (46%) | 1 (8%) | - | 13% |
Выше среднего | - | - | 5 (40%) | 13% |
Средний | 4 (30%) | 8 (61%) | 6 (46%) | 46% |
Низкий | 3 (23%) | 4 (30%) | 2 (16%) | 28% |
Общий уровень по классу – средний.
Исходя из этого, необходимо развивать у детей логическое мышление, постоянно повышать интеллектуальный уровень учащихся. Помимо традиционных путей это возможно через привлечение энциклопедического материала, через раскрытие значения новых слов и понятий, через интересную дополнительную информацию и систему определенных упражнений.
В процессе обучения на уроках русского языка использовались различные упражнения на развитие наглядно- действенного, наглядно-образного и словесно- логического мышления.
8.2.Анализ итогов проведенного эксперимента.
На начало 2 класса были проведены промежуточные диагностики, которые определяли уровень развития мышления. Методики были взяты из книги Р.С.Немова «Психология» книга 3.
Оценка вербально – логического мышления.
Для проведения исследования требуются бланки методики «Исключение слов» позволяющий оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из
15 серий, в каждой серии по 4 слова. Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.
Процедура проведения.
Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. Инструкция испытуемому: « Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему
для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять нужно быстро и без ошибок. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание.
Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом
За каждый правильный ответ: 2 балла, за неправильный – 0.
Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Т
Поправка Т на время выполнения задания
Время, с. | Поправка Т на время, баллы |
Менее 250 | 0 |
250 – 330 | -3 |
Более 330 | -6 |
Интегральный показатель вербально- логического мышления А,
объединяющий показатель продуктивности В и время выполнения задания с учетом поправки Т вычисляется по формуле: А = В + Т
Ключ:
книга, 2) свеча, 3) очки, 4)лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учи-
тель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12)хлеб, 13) ягода, 14) вечер,
15)Иванов.
Выводы об уровне развития
30 баллов – очень высокий,
24-28 - высокий
14-22 - средний
6 - 12 - низкий
0 - 4 - очень низкий
В классе 18 человек. Выполняли задания 15 человек. Из них 3 человека высокий (20%), 4 человека – выше среднего (27%), 8 человек – средний (53%).
1.Методики: «Кому чего недостает?», «Чего не хватает на этих картинках?», «Что здесь лишнее?», «Нелепица», «Назови слова» (рис. см. в приложении 2).
Работа с детьми проводилась индивидуально, для определения у детей уровня развития речи и образного мышления, рекомендованные Немовым Р.С.
Было определено, что из 15 обследованных детей – 2 детей имеют высокий уровень развития образно - логического мышления (13%), 3 человека – выше среднего (20%), 8 человек – средний (53%), 2 человека – низкий (13%).
9.Результативность опыта.
Над развитием логического мышления мы уже работаем второй год. Ниже приводится сравнительный анализ результативности работы по русскому языку за 2 последних года.
| 1 класс | 2 класс | ||
| 2015 - | 2016 | 2016- | 2017 |
учит. | дети | учит. | дети | |
Входные |
|
| 72% | 75% |
Итоги I полуг. | 65% | 68% | 85% | 79% |
ИтогиI I полуг. | 72% | 75% |
|
|
Итоговый контрольный учет оценен по количеству требований, которому соответствует проводимый вид работы. Подсчитывается % срабатываемости каждого учащегося, средний процент срабатываемости класса и процент срабатываемости учителя.
Сравнительный анализ результатов проверки знаний учащихся за три года убеждает в том, что учащиеся 2 класса, с которыми с самого начала обучения начали применять систему упражнений по развитию логического мышления, показывает более прозрачные, осознанные умения и навыки.
Это позволяет говорить об эффективности и необходимости обращения к методическим рекомендациям, направленным на развитие логического мышления у младших школьников. Тем самым будет решаться важный вопрос о формировании положительных мотивов к процессу учения, в частности к способам добывания новых знаний на уроках.
Мои ученики принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах .Они становятся победителями и призерами. В 2015 году Зиядиев Рамиль стал финалистом конкурса «Ученик года 2015» ,победители во Всероссийском конкурсе «Дино олимпиада», «Олимпиада плюс», « Весна 2016» . В 2017 году Каманцев Герман стал призером муниципальной олимпиады по русскому языку среди 2 классов.
.
10.Заключение.
Опытно – экспериментальная работа позволила убедиться, что развитие логического мышления происходит на основе обратного. Если образное мышление развито плохо, то и логическое оказывается неполноценным.
В школьном обучении иногда недооценивается роль образного мышления, которая тем и выше, чем младше ребенок. Из - за этого возникает определенный крен в сторону учебных предметов, развивающих в первую очередь логическое мышление: математики, грамоты. Для учащихся начальных классов особенно опасен: он может привести к формированию не логического, а псевдологического мышления. Поэтому в ходе эксперимента было проверено в начале обучения образное мышление у учащихся.
Мышление не просто побуждается, но и формируется деятельностью.
Для определения изменений в уровне сформированности логического мышления у учащихся использовался метод замеров.
Сейчас идет процесс интенсивного накопления знаний и овладение различными способами оперирования.
На каждый урок русского языка составлялись такие задания, которые вызывают интерес не только к результату деятельности, что, конечно, большое значение для формирования интереса к этому предмету, но и положительно влияют на развитие учащихся, способствуют формированию такого качества мышления, как гибкость, владение которым дает возможность находить нестандартные решения заданий.
Необходимо помнить, что все стороны психического развития неразрывно связаны друг с другом. Умственное развитие школьника совершается в процессе учебной деятельности, и поэтому ее формирование по существу одна из сторон умственного развития. А непременное условие последнего – нормальное развитие личности ребенка.
Выделение в психическом развитии отдельных сторон в значительной степени условно. Их развитие при правильной организации учебно – воспитательной работы с детьми протекает в русле единого процесса становления Человека, гармонично и всестороне развитого.
Поэтому, подбирая дидактический материал для развития логического мышления нужно руководствоваться следующими требованиями.
Упражнения должны носить характер задач, вызывающих необходимость применения их для развития мышления.
Необходима методическая разработка о системности упражнений
Для развития логического мышления на уроках русского языка необходимо количество повторений этих упражнений.
Свидетельством развития логического мышления является овладение
ребенком системой научных понятий, целью их должно быть развитие у ребенка логических операций, анализы, сравнения, обобщения, развитие действий классификации.
Начиная с 1 класса, проводились диагностики развития логического мышления. В результате было выявлено, что нужно ввести внутриклассную дифференциацию обучения и индивидуализацию учебного процесса. Для большей эффективности в обучении детей использовать психологические рекомендации, изложенные в «Справочнике психолога начальной школы» Эксакусто Т.В. и Истратовой О.Н.
Логическое мышление осуществляется только словесным путем.
Ребенок, рассуждая, анализируя и устанавливая нужные связи мысленно преодолевает трудности в освоении учебного материала. Повышается интерес к учебе, благотворно сказывается на психологическом состоянии учеников.
Новизна исследования состоит в том, что отслежены и систематизированы оптимальные варианты развития логического мышления на уроках русского языка, предоставлен разнообразный методический материал по развитию логического мышления, служащий поэтапному формированию словесно – логического мышления, тренировочные задания, позволяющие выявить объективную подготовку учащихся.
11.Список использованной литературы
1.Амонашвили Ш.А. Стебель и лепестки урока // Учительская газета. 1987. 24 июля.
2.Безруких М.М. Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Про-свещение, 1998.
3.Бунятова Ф.Д. Логический способ обучения. Баку, 1990.
4.Гариблян С.А. Активизация мышления и развитие памяти.Ереван.Издатель-
ство ЦКПП Армении, 1989.
5. Жиренко О.Е., Обухова Л.А., Псарева Л.А. Поурочные разработки по рус -
скому языку к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. М.: Вако,2005.400с.
6. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением-
2. М.: 5 за знания, 2005. 240с.
7.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1969.
8.Краткий психологический словарь. М.1985.
9.Методика грамматики и орфографии в начальных классах /Под ред. Рожде-
ственского С.Н. М.: Просвещение, 1979.239с.
10. Немов Р.С. Психология. Книга 3: Экспериментальная педагогическая пси-
хология и психодиагностика. М.: Просвещение, 1995. 512с.
11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку начальной школы. К.: ГИППВ, 1997. 272с.
12. Педагогический поиск. /Сост.Баженова И.Н. М.:Педагогика, 1988. 544с.
13. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках рус-
ского языка. М.: Просвещение, 1984.
14. Радько И.М., Кочанова З.Н. Обучение младших школьников с учетом их
мыслительных способностей.// Начальная школа, 2004. № 2.
15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
16. Сухомлинский В.А. Избранное педагогическое сочинение. М.: Просвеще-
ние, 1979.
17. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва, 1949. Т – 7.
18. Филипченко М.П. Загадки – шарадки и не только… Волгоград: Учитель,
2006. 110с.
19.Философский словарь.М.: Издательство политической литературы,1985.
20. Человек и психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просве-
щение, 1980.
21. Эльконин Д.Б.,Вагнер А.Л.Особенности психологического развития детей
6-7 летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.
22. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы.
Ростов н/Д: Феникс, 2003. 448с.
23. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб:
Питер, 1999. 656с.
Приложение
Система упражнений как основа организации развития логического мышления младшего школьника на уроках русского языка.
Мы учим ребенка вдумываться, всматриваться, вслушиваться в каждое слово. Тогда малыши без особого труда объяснят, почему героев сказок зовут Незнайка, Мойдодыр, Айболит. Первоклассники со знанием дела расскажут, почему школьные принадлежности называются учебник, треугольник, линейка.
Понятнее, доступнее и ближе становится окружающий мир, когда знаешь, почему одну ягоду назвали земляникой, а другую – черникой, почему одна порода собак – овчарки, а другая – лайки, почему один цветок – одуванчик, а другой – колокольчик.
Малышам ближе всего игра, и мы начали искать, придумывать «речевые игры». С первого класса стали искать интересные приемы развития устной речи учащихся, так как после знакомства с детьми поняли, что не все дети хотят и умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.
Вот некоторые из них.
«Узнай меня».
Нескольким ученикам даются предметные картинки. Они должны указать
признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.
Например: ученик говорит: « Это предмет не живой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник.
«Бывает - не бывает».
Дети придумывают разные предложения: Выпал снег. Коля заболел. Лиса залезла на дерево.
Класс утверждает: бывает это или не бывает.
Что такое хорошо и что такое плохо. Класс делится на две команды.
Показывается предмет. Одна группа ищет у него достоинства, /чем он хорош/, а другая недостатки. Такое соревнование /кто больше придумает/ очень увлекает детей.
Например: стакан.
Х о р о ш о: П л о х о:
Стакан красивый, на нем Стакан хрупкий, его легко
яркая наклейка. Он про- разбить. У него нет ручки и
зрачный, сквозь стенки горячий чай трудно держать-
виден цвет жидкости- это плохо.
это хорошо.
«Загадки»
Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д. Сколько тебе лет? Сколько человек живет в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке? На верно заданный вопрос – сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.
5. «Перевертыши»
Любую фразу в русском языке можно сказать по- другому, не повторяя не одного слова, но сохраняя смысл, разные фразы. Воробей влетел в окно. Пошел сильный дождь.
Так, фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».
6. «Выгляни в окошко».
В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» - пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном».
7. «Четвертый лишний».
Определите, какое слово лишнее. Почему?
Запишите в тетрадь это слово и подберите к нему еще три, чтобы получилась смысловая группа.
Осень, зима, январь, лето.
(Лишнее слово «январь», дети его записывают в тетрадь и подбирают к нему
слова «февраль», «март», «август»)
Девочка, кукла, мальчик, мама.
Тарелка, кастрюля, стул, чайник.
Тетрадь, пенал, учебник, топор.
Роза, лиса, колокольчик, ландыш.
Курица, овца, корова, лошадь.
8. «Вычитание букв».
Отнимая по одной букве от слова, дети получают и читают новые слова, определяя часть речи этого слова:
Коля - … (Оля – ля – я)
Густой - …(устой – стой – той – ой)
Улей - … (лей – ей)
Муха - … (уха – ха)
Май - … (ай)
Уход - … (ход)
Ябеда - … (беда – еда – да)
Ягода - … (года – ода – да)
9. «Расшифруйте»
Расшифруйте весенние слова и определите их род и число
Пеакль ( капель – ж. р., ед. ч.)
Нытапроли (проталины)
Чагр (грач)
Снижкнепод (подснежник)
Сокласуь (сосулька)
Чуйре (ручей)
Жули (лужи)
10. «А что это у человека?»
Запишите слова – ответы и определите их род и число.
У птицы это крыло, у человека… (руки, мн.ч.)
У зверя лапа, у человека… (ноги, мн.ч.)
У собаки морда, у человека …(лицо, ед.ч. ср.р.)
У конфеты фантик, у человека…( одежда, ед.ч., ж.р.)
У подводной лодки перескоп, у человека…(глаза, мн.ч.)
У льва пасть, у человека…( рот, ед.ч.,м.р.)
У машины мотор, у человека…(сердце, ед.ч., ср.р.)
У рыбы жабры, у человека…(легкие, мн.ч.)
У березы сок, у человека…( кровь, ед.ч.,ж.р.)
У экскаватора ковш, у человека…( ладонь, ед.ч.,ж.р.)
11 . «Слова в словах»
Найдите слова в словах, определите их род и число
Хоровод (хор, ров, овод) Волосы (вол, осы)
Шпагат (шпага, агат) Ярмарка (яр, марка, арка)
Яблоко (блок, око) Голоса ( гол, оса)
Буйвол (буй, вол) Полоса ( пол, оса)
12.Игра «Из мужского в женский»
К каждому слову мужского рода добавьте только одну или две буквы, чтобы получилось новое слово женского рода
Гость - … (горсть) мел - … (мель)
Гам - …(гамма) лак - … (ласка)
Клуб -…(клумба) сор -… (ссора)
Шест -…(шесть) чай -…(чайка)
Пол -…(полка) душ –… (душа)
Парк -…(парка) шах -…(шахта)
Полк -…(полка) жест- …( жесть)
Хлор - …(хлорка) вол - …(воля)
Упражнение на развитие мышления и речи
Упражнение «Ну – ка отгадай »!Цель: развитие мышления и речи.
Процедура игры: Дети делятся на две группы. Например, 1 ряд и 2 ряд.
Первый ряд в тайне задумывает предмет, задавая вопросы. На эти вопросы
первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». После угадывания предмета подгруппы меняются ролями. Примечание: надо предлагать детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации
например, «Оно живое?», «Это кто?», «Это что?», «Оно находится в доме?»,
«Оно находится на улице?», «Это животное?» и т.д.
Речевые игры
1.«Узнай меня».
Нескольким ученикам даются предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.
Например: ученик говорит: « Это предмет не живой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник.
2.«Бывает - не бывает».
Дети придумывают разные предложения: Выпал снег. Коля заболел. Лиса залезла на дерево.
Класс утверждает: бывает это или не бывает.
3.Что такое хорошо и что такое плохо.
Класс делится на две команды.
Показывается предмет. Одна группа ищет у него достоинства, /чем он хорош/, а другая недостатки. Такое соревнование /кто больше придумает/ очень увлекает детей.
4. «Четвертый лишний».
Определите, какое слово лишнее. Почему?
Запишите в тетрадь это слово и подберите к нему еще три, чтобы получилась смысловая группа.
Осень, зима, январь, лето.
(Лишнее слово «январь», дети его записывают в тетрадь и подбирают к нему слова «февраль», «март», «август»)
Девочка, кукла, мальчик, мама.
Тарелка, кастрюля, стул, чайник.
Тетрадь, пенал, учебник, топор.
Роза, лиса, колокольчик, ландыш.
Курица, овца, корова, лошадь.
5. «Вычитание букв».
Отнимая по одной букве от слова, дети получают и читают новые слова, определяя часть речи этого слова:
Коля - … (Оля – ля – я)
Густой - …(устой – стой – той – ой)
Улей - … (лей – ей)
Муха - … (уха – ха)
Май - … (ай)
Уход - … (ход)
Ябеда - … (беда – еда – да)
Ягода - … (года – ода – да)
6. «Расшифруйте»
Расшифруйте весенние слова и определите их род и число
Пеакль ( капель – ж. р., ед. ч.)
Нытапроли (проталины)
Чагр (грач)
Снижкнепод (подснежник)
Сокласуь (сосулька)
Чуйре (ручей)
Жули (лужи)
Загадки
Метаграмма – это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же количества букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «п» на «с», получаем другое слово – «лиса». Аналогично «сазан – фазан», «цапля –капля», «карта-парта», «сайка – чайка –байка –майка», «сорт-борт – торт».
1. С буквой «З» - оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» - гнилое место,
Там земля, как будто тесто.
( золото – болото)
Логогриф – загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога, например: «пест – перст», «мир – мираж», «Вера – Венера», «кран – экран», « спорт – порт – спор».
1.В планету поместите меру,
И ветер всколыхнет всю атмосферу, -
Такой, которого сильнее не найти:
Он все сметает на своем пути.
(уран – ураган)
Омограф (homos – одинаковый, grapho – пищу) – загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по сути. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: «проволочка – проволочка», «сметана – сметана», «мука – мука», «ирис – ирис», «пора – пора», «замок – замок», «запах – запах», « отзыв – отзыв», «хлопок – хлопок».
1.Я – сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.
(атлас – атлас)
2. Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение –
И превращусь в конфету. ( Ирис – ирис.)
Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное.
Слог первый рвется в облака,
Ты лишь надуй его слегка.
Еще два слога надо взять.
И имя женское создать.
А в целом – интересная игра,
Загадкой называется она.
(Шарада.)