СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме самообразования "Современные педагогические технологии", "Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме самообразования "Современные педагогические технологии"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме самообразования "Современные педагогические технологии", "Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе"»

Казнина Т.А. учитель начальных классов МКОУ Колташевская СОШ


Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе

В 2014/2015 учебном году на базе Колташевской СОШ прошло ТШО учителей начальных классов, где рассматривались вопросы применения на уроках и внеурочной деятельности приёмов ТРИЗ, упражнений для развития творческого мышления и фантазии обучающихся. Заинтересовавшись данной темой, в течение второго полугодия 2014/2015, а также на протяжении 2015/2016 учебного года, в своей работе я применяю различные приемы ТРИЗ.

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование технологии ТРИЗ.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
В основе ТРИЗ педагогики лежат:

- методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);

- воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решать многие педагогические задачи.

– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

– развитие творческих способностей, воображения.

В своей работе я использую следующие приёмы ТРИЗ:

Прием «Да-нет». Метод суждения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать только «да-нет», что позволяет формировать умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Примером может послужить урок русского языка «Части речи». Я загадала часть речи ( имя существительное) и дети мне задают различные вопросы, на которые я могу отвечать «да или нет».

Эта часть речи обозначает признак предмета? Нет

Изменяется по числам?(Да) Изменяется по родам? (Да) Изменяется по падежам? (Да) Это имя существительное? (Да).

Этот прием часто использую на уроках окружающего мира. Например, при изучении тем «Природные зоны России». Ребятам очень нравится загадывать разнообразных животных. Они с интересом придумывают и задают вопросы.
Прием «Системный лифт». Приём учит анализировать информацию, учит самостоятельно работать с этой информацией, учит моделированию, учит видеть картину в целом, а это важно для целостного восприятия окружающего мира.

Во втором классе составляем ( можно работать в группах) «Системный лифт»:

Текст

текс выражает идею

Предложения

выражают законченную мысль

Слова

называют предметы, действия, признаки

Слоги

Составляем из них слова, бывает ударный и безударный

Буквы

Буквы видим и пишем, а звуки произносим и слышим

При знакомстве с материками (урок окружающего мира 2 класс) систематизировали знания, выстроив такой «Системный лифт»:

2 класс- 1 этаж - школа – ул. Почтовая- с.Колташево – Курганская область - Зауральский край – Россия- Евразия- Северное и Восточное полушария- планета Земля

На уроках математики «Знакомство с многоугольниками» (2 класс) учащиеся собирали копилку геометрических фигур, а затем на основе ее анализа конструировали определение многоугольника и разбивали многоугольники на группы. В итоге такой работы каждый ученик составил морфологический ящик геометрических фигур. Такая работа позволяет повысить познавательную активность учащихся на уроках математики.

При помощи «Морфологического ящика» по программе Школа 2100 предлагается решать логические задачи. Например:

В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов.

Какой цвет волос у художника?

Составим морфологический ящик для этой задачи.

Друзья

Цвет волос

Белые

Рыжие

Черные

Белов

-

+

-

Чернов

+

-

-

Рыжов

-

-

+

На уроке окружающего мира в 1 классе при знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы использовала «метод маленьких человечков». Объясняя внутреннее строение тел и их свойства, я говорила: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое.

На уроках литературного чтения по теме «Русские народные загадки» (2 класс) я использовала приём «Ассоциативные загадки». Именно такое задание получают дети уже в первом классе. Этот приём ТРИЗ-педагогики позволяет научить сочинять каждого ребенка. Начинаем сочинять вместе с детьми по заданному алгоритму. Например, придумай загадку о расческе:

На что похоже?

Чем отличается?

Забор

нельзя перелезть

Пила

не пилит

Трава

не растёт

зубная щётка

не чистит зубы

Составляем загадку: «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?»

Прием составления загадок учит детей классифицировать, проводить сравнение, анализ, развивает воображение, творческое мышление.

На следующем уроке учащиеся подготовили рисунки к загадкам. Предлагалось им отгадать, на что они похожи. При отгадывании учитываю не только правильность, но и оригинальность ответа.

Приём Эмпатия – это способность человека представить себя на месте другого человека или персонажа. Применяется для развитие речи, творческого мышления, фантазии. Чаще всего этот приём я использую на уроках литературного чтения при инсценировках, сочинениях от лица персонажа. Приём помогает вживаться в образ своего героя, поведение и характер которого необходимо изобразить. Такой прием был использован на уроках литературы по теме А.Н.Толстой «Приключение Буратино. Уроки Мальвины», А.Линдгрен « Карлсон – воплощение детской мечты» 2 класс, Школа 2100.

Ежедневно на уроках русского языка проходит работа со словарными словами. Чтобы работа была интересной и учащиеся легче запоминали слова, я использую различные приемы создания ассоциаций. Для этого необходимо связать исходное слово с графическим образом буквы, которую надо запомнить. Иногда использую зарисовки или иллюстрации. Например:

В слове собака – буква о – это ошейник и круглый вход в конуру.

В слове пальто – в букве а есть хвостик – это вешалка для пальто.

В слове заяц – буква я похожа на зайца, который встал на уши.

Часто использую способ запоминания, при котором создаётся устойчивая пара (связка) данного слова с другим, где данная буква слышится чётко. Например:

Берёза – белая, погода – природа.


Таким образом, работая системно в течение 1 года, и включая в уроки ТРИЗ с применением упражнений на развитие творческого мышления, фантазии обучающихся, считаю, что приемы ТРИЗ являются одним из эффективных способов формирования УУД и способствуют повышению качества работы с обучающимися. Учащиеся активнее включаются в работу на уроках, уже во втором классе стараются самостоятельно формулировать тему урока, ставить цели и предполагать конечный желаемый результат. Наблюдается увеличение показателя сформированности регулятивных универсальных учебных действий и умений работать с информацией.

Работа над темой показала, что приемы ТРИЗ являются новым современным средством формирования УУД в работе с обучающимися. Конечно, результаты ребят еще не так велики, но сейчас у них заложена основа для дальнейшего совершенствования и считаю, что при системном подходе, обучающиеся покажут высокие результаты.





Использованная литература:

  1. Гин С. И. Мир фантазии: методическое пособие для учителя начальной школы / Библиотека учителя начальной школы – М.: Вита-Пресс, 2001. – 128 с.

  2. Римман А. Г. Развитие творческого воображения: Учебно-методическое пособие. – Самара, 1988.

  3. Страунинг А. М., Страунинг М. А. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». – Ростов-на-Дону, 1993.


4