Степногорск қаласының білім бөлімі
Отдел образования города Степногорска
Обобщение педагогического опыта по теме
«Использование игровых технологий
на уроках русского языка и литературы
как способ развития у учащихся функциональной грамотности»
Наряду с передачей молодёжи опыта, накопленного предыдущими поколениями, важнейшей функцией образования в постиндустриальном, информационном обществе является формирование у учащихся умения ориентироваться во всех сферах жизни современного общества. Такое умение сегодня определяется как функциональная грамотность.
«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни», - сказано в Послании Президента народу Казахстана.
От уровня развития функциональной грамотности граждан напрямую зависит уровень развития общества.
Сегодня не достаточно передать детям определённый багаж знаний – важно научить их пользоваться этими знаниями вне класса и школы, в повседневной жизни. Ещё важнее – научить школьников добывать знания самостоятельно, в том числе через практическую, экспериментальную, исследовательскую, творческую деятельность.
Размышления об этом побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, методистов, опыту коллег, изучение которого натолкнуло на мысль о том, что примером учебной деятельности, развивающей самостоятельность, творческую инициативу и исследовательские навыки, может быть игровая деятельность.
В своей работе, проводимой в этом направлении с разными возрастными категориями школьников, я пыталась выяснить, действительно ли игровая деятельность в школе предполагает личное, активное участие ребёнка в той подготовке к жизни, которую должна давать школа. И со временем пришла к выводу, что именно игра ориентирует детей на учебную деятельность, а не на воспроизведение полученной информации.
Для меня, как педагога, также важным представляется то, что организуя на уроке игровую деятельность учащихся, учитель выступает в новой нетрадиционной роли участника игры. Таким образом, на уроке царит доверительная обстановка «делового равноправия», что особенно благоприятно сказывается на развитии слабоуспевающих учеников, которые в обстановке игры чувствуют себя комфортнее, а значит увереннее. А благоприятный психологический климат на уроке – важнейшее условие творческой активности детей.
Развивать функциональные навыки начинаю уже на первых уроках в 5 классе. Очень помогают в этой работе игровые диалоги, способствующие развитию коммуникативной компетенции. Диалоги организую как в письменной, так и в устной форме.
Диалог представляет собой совместную творческую работу двух(иногда трёх) учащихся. Каждой паре или группе подбираются индивидуальные роли и на карточке предлагаются задания. Например:
Представь, что ты герой сказки Куприна «Синяя звезда» король Эрн и побеседуй с другим героем (твоим соседом по парте), принцем Шарлем.
Главное условие – система в организации такой творческой деятельности. Частью этой системы может быть также другой вид игровой творческой деятельности - «Творческие перевёртыши».
Один ученик пишет «Сказку наоборот», а другой её редактирует. То есть первый ученик вносит путаницу в сюжет изучаемого произведения, а для этого он должен хорошо знать текст. Роль напарника – восстановить сюжет, отредактировав «перевёртыш».
Например:
- Вчера я читал книгу Тургенева. Там у барыни был крепостной дворник, слепой от рождения, единственным близким существом которого была кошка Мурка.
- Я знаю эту повесть Тургенева, она называется «Муму». Только дворник Герасим был не слепым, а глухонемым, и у него была не кошка, а собака по кличке Муму.
Кроме того, что такое общение развивает творческие способности, благодаря ему дети учатся работать в команде: сильные ученики «подтягивают» слабых .


Игровые диалоги героев сказок Х.К. Андерсена с автором.
При этом учащиеся не просто демонстрируют знание текста художественного произведения, а используют знания для развития интеллекта и творчества.
Приведу образцы заданий, подобного типа, которые использовала, не уроках с целью разъяснения таких средств художественной выразительности, как сравнении и метафора..
Соревнование на самые необычные сравнение, метафору.
На что похож жёлудь?
(На огурец, на фасоль, погремушку, голову, запечатанный бочонок с мёдом, сказочный ларец, виноград, яйцо, гриб, дыню, конфетку, бомбу, матрёшку, рыбку и т. д.)
2. На что похожи деревья в инее?
(На плетёную кружевную вазу для фруктов, на гигантскую переливающуюся паутину, на хрустальный дворец, на заколдованный замок)
3.Какого цвета был сегодня день?
4.Попробуй ощутить, какой он был на вкус.
5.Попытайся подобрать звуки к слову весна.
6. Написание «немой» сказки:
Кто-то с помощью предметов «показывает предложения» (молча), а все пишут в своих тетрадях рассказ или сказку из этих предложений, например:
1 предложение
На пол бросается блестящее конфетти.
Запись в тетради: Шёл звёздный дождь…
2 предложение
На стол ставится красиво одетая кукла.
Запись в тетради: Маленькая фея решила прогуляться в такую чудесную погоду.
Умение решить творческую учебную задачу в условиях ограничений формирует и следующее задание: предлагается три любых существительных. За несколько минут нужно составить небольшой художественный тест, главными персонажами в котором будут названные предметы или явления. Сочентания слов могут быть самыми необычными. Если учащиеся в результате частого выполнения подобных заданий уже умеют использовать образный уровень воображения, то тогда случается, что вагон влюбляется в Австралию и мечтает об облаке, на котором он долетит до предмета своей мечты. Можно предложить учащимся написать не просто отдельные предложения, а целый рассказ, и это тоже создаст определённые ограничения, которые нужно и можно преодолеть в творческом процессе.
Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым углом зрения. Мои ученики любят придумывать истории о вещах, которые нас окружают. Вот, например, какое произведение получилось при выполнении подобного задания ученицей 8-го класса
Обыкновенное чудо или Как расцветает Любовь.
Маленьким зелёным комочком его посадили в жестяную банку из-под консервов и поставили на узкий подоконник дачной веранды. Здесь было так одиноко! Рассада помидоров в стоящих рядом деревянных ящиках только-только начинала пробиваться из-под влажной чёрной земли. А за окном ещё не весь снег растаял. Начинался апрель.
А в мае вдруг опять закружила метель. Душистые нежные хлопья падали почему-то не с неба, а с ветвей растущей в саду яблони. Ветром их заносило в открытое окно веранды, и Кактус своими молодыми иголками ощущал их лёгкое прикосновение и тонкий аромат.
Весна пробуждала в нём новые незнакомые чувства. Какая-то тревожная радость не давала покоя. И Кактус ждал чего-то… А случилось всё в середине лета.
Ах, как прекрасна была она в лучах утреннего солнца! Капельки росы бриллиантами сверкали на алом бархате её лепестков, в изящных резных листочках скрывались острые шипы – признак аристократизма. А этот запах, доносящийся с клумбы! Кактус пьянел от него. Это было счастье, настоящее, долгожданное. У счастья было имя. Волшебное имя – Роза.
Нет, он даже не мечтал о том, что когда-нибудь она, слегка повернув бутон, обратит на него внимание. Она была роскошна, а он невзрачен, он робок, а она горда. Но разве это преграды для настоящей любви?! Силой своего чувства он, наверное, смог бы покорить сердце красавицы. Но он не мог отменить закон природы: север не та сторона, куда смотрят цветы. Увы, домик, на окне которого жил Кактус, располагался в северной части дачного участка. Роза не могла знать о любви Кактуса. И он смирился: пусть так, только бы чувствовать этот тонкий аромат всегда. Но август выдался холодным…
Как страшно стучали в окно прозрачные ледяные камешки! Нет, не за себя он боялся, ему ничто не угрожало. Но он с ужасом смотрел на то, как град сбивал бархатные лепестки с розового куста и они, как алые капли крови, падали на чёрную землю. Он проклинал свою беспомощность и прощался с любовью.
Но любовь не ушла. Она не покинула его даже тогда, когда сад запылал багряно-золотым огнём, когда отшумел листопад, когда выпал первый снег. Вместе с любовью в нём жила боль, боль утраты и одиночества. Она поселилась где-то глубоко внутри и росла, росла с каждым днём. Казалось, эта боль разорвёт его. Так и случилось.
Холодным ноябрьским утром Кактус проснулся от ощущения странной перемены: он не чувствовал боли, к которой уже привык.
И вдруг в отражении ещё тёмного от утренних сумерек оконного стекла он увидел ярко-красные лепестки очаровательного цветка, так похожего на Неё. Но что за чудо! Это цветёт он – невзрачный Кактус!
Что это? Награда за верность? Утешение страждущему? А, может быть, именно так цветёт Любовь. Любовь, которая дарит счастье. Любовь, которая, даже причиняя боль, наполняет жизнь смыслом. Любовь, которая сама и есть Жизнь.
Тот факт, что учащиеся становятся авторами подобных произведений, свидетельствует о высоком уровне развития образного восприятия действительности, которое необходимо не только для эмоционального восприятия произведений художественной литературы, но и для понимания событий истории, умения их точно описать.
Для активизации интеллектуальной деятельности учащихся на уроках использую игровые задания, способствующие развитию ассоциативного мышления. Так на уроках обобщения знаний часто провожу игру «Кто больше», когда ребята должны за короткий промежуток времени привести наибольшее количество ассоциаций к изучаемому понятию. Например, на уроке обобщения знаний по теме «Глагол» в качестве разминки играем в ассоциации, получаем следующий ряд понятий: действие, сов. вид., несов. вид, три времени, три наклонения, лицо, число, род (в прошедшем времени), спряжение, сказуемое. Можно проводить такие пятиминутки (в том числе письменно) и на уроках литературы. Например, при изучении читательской активности в начале изучения произведения или после изучения биографии писателя. Таким образом, за короткое время можно оценить знание фактического материала у наибольшего количества учащихся в классе.
Кроме ассоциирования, в качестве игровой учебной деятельности можно предложить приём Э. де Боно, который передаётся тремя словами: «плюс, минус, интересно». Смысл его заключается в том, что учащимся предлагается на рассмотрение какая-нибудь проблема. Например: «Как, на ваш взгляд, сложилась бы судьба Марьи Гавриловны (А. С. Пушкин «Метель»), если бы она всё-таки вышла замуж за Владимира?» и т. п. В данном решении проблемы учащиеся должны выделить все возможные достоинства («плюсы»), недостатки («минусы») и такие особенности, которые на данном этапе трудно соотнести с конкретным «плюсом» или «минусом» (для этого и выделена категория «интересно»).
Выполнение подобных заданий подготавливает ребят к участию в более сложном виде игровой деятельности – дебатам, когда школьники учатся рассматривать ту или иную проблему под разными углами зрения, находить факты, подтверждающие разные позиции, выстраивать линии утверждения и опровержения. Особенно интересен этот вид игровой деятельности на уроках литературы в старших классах. Например, как правило, очень интересно проходят дебаты, завершающие анализ пьесы М. Горького «На дне».
Выбор такой формы проведения урока объясняется сложностью проблемы, которая стоит в центре спора героев произведения. Всё в пьесе подчинено философскому конфликту, столкновению различных жизненных позиций. Именно поэтому напряжённый диалог, спор - вот главное, на что мы обращаем внимание. Причём, для раскрытия философского содержания пьесы продуктивнее ограничиться глубоким анализом двух центральных образов – Луки и Сатина, т. к. в значительной мере драма строится на противостоянии позиций этих героев. И хотя в пьесе нет непосредственного столкновения героев (между ними никогда не происходит того, что хотя бы отдалённо напоминало философский спор), полемика идёт на уровне фактов, событий, одно из которых – смерть Актёра. Поэтому в качестве резолюции игры предлагаю ученикам утверждение «В смерти Актёра виновен Лука».
При подготовке к игре по предложенной резолюции учащиеся работают непосредственно с текстом. Выстраивая доказательства двух различных позиций, они выписывают реплики, афоризмы, отмечают, кто их произнёс, в каких ситуациях они возникли. Обращение учащихся к афоризмам неизбежно возвращает их к размышлению о героях произведения. Отбирая материал (аргументы, факты, доказательства), учащиеся оценивают искренность или фальшь реплики, причину, которая её вызвала. Таким образом, вырабатывается умение устанавливать связь слова и характера – одно из наиболее сложных и ответственных слагаемых анализа драматического произведения.
В игре принимают участие две команды. Каждая команда состоит из трёх человек (спикеров). На подготовку к игре учащимся даётся два – три дня. Каждая команда готовит кейсы по двум позициям: и утверждения, и опровержения. Остальные учащиеся готовятся по одной из позиций, которая кажется им наиболее близкой, и участвуют в обсуждении игры.
Позиции разыгрываются учащимися за 15 минут до начала игры. В кейсе по каждой позиции должны быть даны определения понятий, которыми оперируют дебатёры (в данном случае это определение понятий «смерть», «вина» или «виновность»). Эти определения устанавливают границы дебатов.
В кейсе должен быть сформулирован критерий (смысл позиции), иными словами, ответ на вопрос, почему мы утверждаем /опровергаем ту или иную позицию. Критерий представляет собой сумму аргументов (не менее трёх), логически связанных и подкреплённых фактами (в нашем случае цитатами из текста).
Первый спикер команды утверждения соглашается с резолюцией и вкратце излагает точку зрения своей команды. Первый спикер опровержения выражает несогласие с резолюцией, выдвигает альтернативное определение, обеспечивает столкновение мнений по каждому из утверждающих аргументов. Второй спикер утверждения подкрепляет позицию команды, перестраивает утверждающий кейс, опровергая альтернативные аргументы. Второй опровергающий очерчивает базовые различия, разъясняет недостатки утверждающего кейса. Третьи номера в командах готовят финальные выступления, в которых ещё раз разъясняют преимущества своей позиции, концентрируют внимание на узловых моментах игры, напоминают об уязвимых местах в выступлениях оппонентов. Для выступления каждому дебатёру даётся не более пяти минут. После выступлений первого и второго спикеров обоих команд оппоненты устраивают им перекрёстный допрос.
Перекрёстный допрос имеет своей целью прояснить позицию стороны, создать определённое напряжение найти слабые места в позиции противника, заставить противника согласиться с ключевыми моментами собственного мнения. При этом вопросы должны быть закрытыми, т. е. предполагать только однозначные ответы: да или нет.
При подготовке к литературным дебатам ученики проделывают огромный объём работы поискового, исследовательского характера, нередко делая интересные выводы и даже выдвигая оригинальные гипотезы.
Таким образом, дебаты, как вид игровой деятельности, стимулирующий познавательную активность учащихся, является формой их самоорганизации и самореализации в процессе обучения.

Литературные дебаты в 7 “В” классе.
Тема урока – “Тема экологической катастрофы в литературе”.
Резолюция дебатов – “Экологическая катастрофа – свершившийся факт”.
Очень популярна у учащихся (особенно на уроках обобщения знаний по изученной теме) игра «Компетентность».
Смысл игры заключается в том, что команды учащихся, выполняющие в игре роль конкурентов, должны придумать друг для друга по пять заданий на заданную учителем (арбитром) тему: 2 «тонких» вопроса (на знание), 1 вопрос на понимание, 1 аналитический вопрос, 1 задание творческого характера. Третья команда исполняет роль экспертов - это фирма-наниматель. По окончанию работы эксперты-наниматели оценивают качество её выполнения по заранее озвученным критериям и оглашают решение о том, кто «занимает вакансию».
Во время совещания экспертов учитель даёт свою формативную оценку тому, как была организована работа в командах, корректирует ошибки, формулирует выводы.
Если игра организуется в классе с большим количеством учащихся , команд-конкурентов может быть несколько. Тогда первая команда предлагает задания второй, вторая – третье, последняя – первой. При этом нужно, чтобы команда экспертов-нанимателей была представлена достаточным количеством участников для качественной и быстрой проверки всех заданий.
Эту игру можно организовать и по-другому: учащиеся знают тему задолго до игры (1-2 недели). Готовят задания и изучают их содержание заранее. При этом учащиеся не знают, какой пакет они получат во время игры. На вопросы конкурентов во время игры будет отвечать участник, команды, которого определят по жребию. Таким образом, чтобы «получить работу», выполнить задание должен каждый член команды. Поэтому сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы как можно качественнее подготовить слабых. Обучая других, ученики-лидеры и сами лучше усваивают материал.
«Научно-исследовательская лаборатория» или сокращённо НИЛ – ещё одна деловая игра, которая способствует развитию у учащихся исследовательских навыков.
Р
азвитию у учащихся исследовательских навыков способствует организация на уроке игры «НИЛ» – научно-исследовательская лаборатория. Учитель, как научный руководитель, готовит презентацию задачи, проблемы, обосновывая её актуальность.
Исследовательские лаборатории (группы учащихся) методом мозгового штурма решают предложенную задачу или проблему. Способ решения оформляют в виде презентации, которую защищают спикеры. Защиту оценивает «приёмная комиссия» по совместно разработанным критериям.
Например, в начале изучения темы «Междометие», учитель презентует материал и предлагает выполнить синтаксический разбор предложений:
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
и
Ура! У нас каникулы!
Обосновать верность утверждения о том, что междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. В поисках способов решения проблемной задачи, исследовательские группы должны будут сравнить морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи с признаками междометия, сформулировать вывод. Приёмная комиссия сравнивает содержание выступлений спикеров с образцом ответа, предоставленным учителем, определяют степень «совпадения» логики рассуждений.
Пример образца ответа: «Междометия, в отличие от служебных частей речи, не выполняют служебных функций (не связывают между собой слова и предложения, не меняют форму слов) и могут употребляться «автономно», т. е. вне контекста (Батюшки! Караул!), но в тоже время они не имеют самостоятельного значения, к ним нельзя задать вопрос, они не являются членами предложений и с другими членами предложений не связаны. Таким образом, междометия не могут быть отнесены ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, поэтому являются особой частью речи».
В
качестве творческого задания для этой игры можно
предложить учащимся какой-нибудь учебный проект. Например, сравнительный анализ сказок «Синяя звезда» А. И. Куприна и «Нарисуй мне золотое сердце» Верёвочкина.
Развитие у учащихся потребности в творческой деятельности является целью и так называемых сценарных уроков (урок-расследование, урок-путешествие, урок-симфония, урок-олимпиада, урок-суд и др.). Каждый из подобных уроков можно рассматривать как ситуационную игру.

Урок-суд над Г. Печориным.
Судья зачитывает приговор.
Уверена, что в методической копилке любого учителя есть разработки подобных уроков. Пользуются популярностью такие уроки и у моих учеников. Поэтому за время работы, анализируя собственные ошибки и учитывая удачные находки в проведении сюжетных уроков, я составила для себя своеобразное руководство по организации ситуационной игры.
1.Структура урока не должна быть известна ребятам заранее.
2.Сюжет урока предлагается учащимися в качестве опережающего домашнего задания учителю.
3.Каждые десять минут урока должна происходить смена деятельности.
4.Урок должен иметь единую эстетическую систему (звуковое, наглядное оформление).
5.Работа на уроке организуется по принципу творческих групп.
6.У учителя на уроке должен быть ассистент.
Качественная подготовка к ситуационной игре даёт возможность более прочного, яркого и полного усвоения материала, возможность личностного отклика и неравнодушного отношения к проблемам урока.
Большую радость доставляют детям любого школьного возраста проводимые в игровой форме уроки, идеи которых заимствованы у популярных телепередач («Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Своя игра», «Поле чудес», «Счастливый случай» и др.).

Игра “Умники и умницы”. Тема игры – “В гостях у А.П. Чехова”.
Конечно, сценарий такого урока не может полностью совпадать с сюжетом передачи. Урок – не интеллектуальное шоу - у него другие задачи. Поэтому, организуя на уроке игру я прежде всего стараюсь, чтобы на уроке работал весь класс. Если это игра «Что? Где? Когда?», то на команды знатоков делю всех учащихся класса. Каждая команда может выступитьв игре в роли лидера, играющего за главным столом. На этом столе разложены задания и установлен волчок. В первом раунде «лидер» определяется по результатам жеребьёвки. Смена лидера происходит сразу после того, как команда, играющая за главным столом «опоздала» с правильным ответом.
Вот как это происходит на практике. После того как команды заняли свои места, по волчку был определён и озвучен вопрос, всем даётся всем даётся одна минута на обсуждение. Как только у одной из команд готов ответ, она сигнализирует об этом (удобно использовать игрушки-писчалки). Досрочный ответ сообщается подошедшему учителю шёпотом. Только когда истекает минута, «главная» команда вслух произносит свой ответ. Если ответ был правильным, лидер не меняется, если же нет – его место занимает команда, ответившая досрочно. Лидер может также уступить место команде, которая трижды первой давала правильные ответы.
Чтобы игра вызвала интерес, вопросы должны носить развивающий, творческий характер, подаваться в необычной, занимательной форме. Например, о том, какие существительные относятся к разносклоняемым, можно спросить так: «Загадочные существительные. Все они среднего рода, но не относятся ко 2-му склонению, все они кончаются на – я, но не относятся к 1-му склонению. Что это за слова?»
Предлагаю для примера несколько вопросов, которые использовала на уроке обобщения знаний по теме «Имя существительное».
1.У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том…
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу
Во серебряную.
В обоих случаях существительное дуб употреблено в предложном падеже. Имеет ли место в одном из случаев неправильный выбор окончания? (Нет, возможны варианты.)
2.Можно ли определить, кто из перечисленных здесь лиц является женщиной?
Приём у Э. Рузвельт. Открытие зоолога У. Ульрих. Научные труды химика И. Ноддак. Рекорд Т. Пресс. (Все женщины (Элеонора Рузвельт, Урсула Ульрих, Ида Ноддак, Тамара Пресс), так как при обозначении лиц мужского пола иностранные фамилии, оканчивающиеся на согласные, склоняются: у Рузвельта, открытие Ульриха, труды Ноддака, рекорд Пресса)
3.Этот ученик любит читать, но, видимо мало знает о своих любимых писателях. Найдите его ошибки.
«Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно – рассказы Конана Дойля о Шерлок Хомсе»
(Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Хомсе – первое слово – имя; но: Конан Дойля – это двойная фамилия, а звали его Артуром.)
4. «Из сумки большого серого кенгуру выглядывал крохотный детёныш». Может ли такое быть? (Не может. Если совершенно ясно, что речь идёт о самке животного, согласуемые прилагательные должны стоять в форме женского рода.)
Кроме собственных наработок, применяю на уроках также опыт педагогов-новаторов. Так, используя элементы модульной технологии М. Жанпеисовой, предлагаю учащимся такие игры, описанные в ее методике, как “Снежный ком”, “Аукцион знаний”, “Древо мудрости” и другие.
Итак, чем же привлекателен такой вид учебной деятельности, как игровая деятельность? Прежде всего, тем, что решает такие задачи, которые всегда волновали учителей, но оказывались нерешенными: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, желанным.
Кроме того, развитие детей при этом понимается не как развитие отдельных психологических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, - а как общее развитие личности – развитие воли, ума и чувств.
Возвращаясь к понятию «функциональная грамотность», нельзя не отметить, что она является фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности.
Очевидно, что использование на уроках игровых технологий оптимальным образом содействует формированию и развитию функциональной грамотности, так как позволяет моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения; способствует формированию долгосрочных навыков и умений,
выработке общих ценностей; создаёт атмосферу сотрудничества, взаимодействия; Учащиеся осваивают учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия. В игровой
деятельности и обучающиеся, и педагоги являются субъектами
обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие
всех обучающихся.