СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме "Развитие личности детей младшего школьного возраста путём формирования культурно-нравственных ценностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт проведения уроков литературного чтения, внеклассных занятий в начальной школе с использованием приёмов педагога-новатора Е.Н. Ильина

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Развитие личности детей младшего школьного возраста путём формирования культурно-нравственных ценностей»

Алпатова Светлана Яковлевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей №24»





РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЁМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя. [1]

Как же подвести маленького человека к высотам гуманизма и гражданственности, разбудить в нем лучшие качества личности, помочь поверить в свои силы, научить делать правильный выбор в непростых жизненных ситуациях? Ответы на эти непростые вопросы нашла в работах педагога–новатора Е.Н. Ильина. Особо заставили задуматься, пересмотреть свой стиль педагогического опыта такие советы Е.Н. Ильина:

  • Учите по программе и учите по жизни.

  • Знать своих учеников и знать то, что они знают и могут знать каждый в отдельности и все вместе - значит быть Учителем.

  • Мудрость урока - в совпадении страничек (учителя и ученика).

  • Поощряйте инициативу ученика (в этом мудрость профессии).

  • Не копируйте ничью манеру! Смотрите, как ведут уроки опытные мастера, и - учитесь у себя.

  • Не бойтесь идти своим путем. Начните, как нужно, как учили и постепенно отходите от того к собственному творчеству.

  • Никогда не прекращайте поиск, чтобы творчество не стало шаблоном.[2]

По системе Е.Н. Ильина формула урока литературы выглядит следующим образом: от опыта личности – к анализу художественного произведения и от него – к книге. Для создания проблемных ситуаций используется способ введения обучающегося в структуру материала через деталь, вопрос и проблему. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска. Особое внимание уделяется вопросам и ответам обучающихся. В них выражается поиск, спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность. Ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов... - словом, языком искусства». [3]

Задалась вопросом: «Можно ли использовать такие приёмы на уроках литературного чтения, на занятиях кружка «Уроки нравственности» в начальных классах»? Решила попробовать - и результат порадовал! Хочу привести некоторые разработки, фрагменты уроков, внеклассных занятий, где темой урока является проблемный вопрос. Старалась, чтобы этот вопрос был личностно значимым для младших школьников, поиск ответа положил начало диалогу, вовлёк их в активную познавательную деятельность. А самое главное, найденный ответ помог познать ребятам важные истины общечеловеческих ценностей.

Внеклассное занятие в 3-м классе по теме «Как одолеть зло?»

Приветствие.

- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!

- Вот и снова к нам в окошко стучится весна, а вместе с ней тепло, радость, любовь. А что же любят дети во все времена?

Мы, дети, любим отчий дом

И нежность материнской ласки,

Мы любим бабушкины сказки

В кругу внучаток вечерком

У печки с ярким огоньком!..

Инсценировка

На сцене стоит стол, покрытый скатертью. На столе горит свеча. За столом беседуют бабушка с внуками.

Бабушка. Дорогие мои! Вот и настало время Великого поста. Это время в жизни православных христиан особенное. Пост – это время воздержания.

Внук – А что такое воздержание?

Бабушка. - Воздержание, внучек, это, например, когда ты в своё свободное время на любимую деревянную лошадку не сядешь.

Внук. – Для чего это? Ведь батюшка мне её сам пожаловал!

Бабушка. – Или вот тебя обидели, ударили, обозвали – такое встречается часто. Слёзы застилают глаза, сердце рвётся от обиды. Ты хочешь дать сдачи, отомстить, дождавшись удобного случая. А вместо этого прощаешь обидчика и не помнишь зла.

Внук – Да к чему мне это послужит?!

Бабушка – К тому, что научишься сам над собой иметь власть и без труда отказаться от любимой тобой вещи или от мести, когда это потребуется.[4]

Внук – Но терпеть обиду никакой нужды нет! Зло должно быть наказано!

Бабушка – Эх, детки. Зло имеет свойство расти и множиться. Вот посмотрите, как это происходит. Один сделал зло, другой ещё большим злом ответил.

Внучка - Как же одолеть зло?

Бабушка – Сказка мудростью богата. Ответ можно в сказке найти.

- Ребята, чтобы ответить на главный вопрос нашего занятия, давайте

посмотрим, как маленькая Герда из сказки Андерсена «Снежная Королева»

боролась со злом и одолела его. Для этого отправимся в сказку.

Просмотр отрывков из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Фрагмент 1 (Каю попал в глаз осколок. Изменился его характер и отношение к Герде)

- Почему изменился характер Кая?

- Каким он стал?

- Какие поступки этому свидетельствуют?

- У вас есть карточки вот с такой таблицей.

Поведение Кая

Поведение Герды

пожаловался на боль

молча снесла обиду

грубо ответил

бросилась на помощь

пнул цветы

старалась сдержать слёзы

специально опрокинул Герду

пустилась на поиски

оставил одну

расстроилась

- Давайте соединим стрелочками поступки Кая и ответные действия Герды.

- Начнём вместе, а вы продолжите. Вот Кай пожаловался на боль в сердце, как ответила Герда? Что она сделала? (бросилась на помощь)

Далее дети самостоятельно работают с карточками

- Проверим, что же у вас получилось?

Дети называют, поступки Кая и ответные действия Герды

Поведение Кая

Поведение Герды

пожаловался на боль

бросилась на помощь

грубо ответил

молча снесла обиду

пнул цветы

расстроилась

специально опрокинул Герду,

мужественно сдерживает слёзы

оставил одну

пустилась на поиски

- Как же поступал Кай с Гердой, увидели мы в таблице?

Рисую стрелку с подписью: «зло»

-А как отвечала девочка на злые поступки друга? (Добротой)

Черчу стрелку и подписываю:«доброта»

- Вы знаете, что много встреч, испытаний выпало на долю Герды, когда она искала Кая. Давайте посмотрим отрывок, как Герда оказалась у разбойников.

Фрагмент 2 (Герда в плену у Маленькой Разбойницы)

- Ребята, я не пойму и прошу вас объяснить, почему же заплакала Маленькая Разбойница? (Проснулась совесть. Стало стыдно)

- Кто же помог этой девочке раскаяться в своих злых поступках? (Герда)

- Как? (Показала пример достойного поведения)

- Давайте проследим, как вела себя маленькая разбойница, и как отвечала на её поступки Герда.

- Чтобы легче было сравнить, составим вместе таблицу. Выберем опорные слова к поступкам Разбойницы и ответным действия Герды.

Коллективно на доске заполняется таблица

Поступки Разбойницы

Поступки Герды

Потребовала одежду

Отдала без сожаления

Мучила оленя

Бросилась на защиту

Дразнила, грубила

Отвечала кротко, просто

Отнеслась с сочувствием, отпустила

Поведала о своём горе

- Какой поступок Разбойницы был последним?

- Какие качества характера, помогли Герде растопить злобу в сердечке маленькой разбойницы? (Доброта)

Черчу стрелку, подписываю

- А спутники доброты какие качества? (Отзывчивость, смелость, щедрость)

- Подумайте, что бы могло произойти, если бы Герда отвечала новой знакомой тем же: грубостью, недоброжелательностью, капризничала? (Не оказалась бы на свободе, не помогла бы Каю)

- И вот Герда в замке Снежной Королевы. Посмотрим, как удалось ей вызволить Кая из оков равнодушия и льда.

Фрагмент 3. (Герда побеждает Снежную Королеву, спасает Кая.)

- Какая же сила помогла маленькой Герде растопить вековые глыбы

равнодушия, высокомерия, зла, скрытые в образе Снежной Королевы и

спасти Кая? (Доброта, любовь, смелость)

Вывод урока. Рефлексия.

- Давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока. (Как одолеть зло?)

- Теперь, я надеюсь, мы можем на него дать точный ответ.

- Растопить зло поможет нам волшебный цветок и ваш правильный выбор.

- У вас на партах лежат лепестки сказочного цветка. Цвет лепестка имеет своё значение, обозначает особое качество характера человека. - Что у нас будет обозначать каждый лепесток?

Красный - любовь

Белый – доброта

Голубой – смелость

Зелёный – гордость

Коричневый – равнодушие

Жёлтый – послушание

Выберите тот цвет, который обозначает главное, на ваш взгляд, оружие против зла и прикрепите свой лепесток к сердцевинке цветка.

Дети крепят на доску лепестки

- Итак, этот великолепный Волшебный цветок нам подсказывает, что главное оружие против зла – это.. (показываю на лепестки, дети отвечают хором: доброта, любовь, смелость)

- Проверим волшебную силу нашего цветка (слайд: Исчезает зло)

- Под воздействием чего сейчас исчезло зло? (Лучей, исходящих от человека, чья душа полна доброты, любви, смелости, щедрости)

- На этом наше занятие закончено, я благодарю вас за старание, отзывчивость и очень надеюсь, что оно вам поможет в жизни делать правильный выбор в борьбе со злом.

Внеклассное занятие по теме «Хорошо ли, когда у человека есть свобода?» проводилось с учениками 4-го класса в форме игры «Клуб знатоков». В роли знатоков выступали две команды четвероклассников, а со своими вопросами были приглашены на урок ученики 3-его класса.

Прозвучали вопросы:

- Что такое свобода?

- Для чего нужна свобода?

- Хорошо ли, когда у человека есть свобода?

Чтобы дать полный ответа на первый вопрос, ребята работали по плану:

1-ое - Каждой группе подобрать слова-ассоциации к слову «Свобода» и записываем их на карточке.

2-ое –Посмотреть, как ребята отразили свободу в рисунках

3-е – Послушать музыкальные произведения, чтобы полнее ощутить чувство свободы

4-ое – Посмотреть, что говорят о свободе народные пословицы

5-ое – Что говорит о свободе православная культура

6-ое – Как толкуется слово «свобода» в словарях

При поиске ответа на второй вопрос ребята вели обсуждение в группах, инсценировали притчу «Всё в твоих руках» и в результате пришли к выводу: Свобода даёт человеку право выбора.

Самым трудным оказался последний вопрос: Всегда ли хорошо, когда у человека есть свобода? Знатоки участвовали в эксперименте - выбирали правильный поступок из ряда предложенных и выяснили, что на страже выбора стоят совесть, воспитание, нравственность. Из сообщений товарищей узнали, что перед выбором часто в своей жизни стояли и многие известные люди: князь Александр Невский, полководец Михаил Кутузов, главнокомандующий немецкой армией Адольф Гитлер. Анализируя их поступки, их выбор, повлиявший на судьбы народов, нашли ответ на проблемный вопрос урока: Хорошо, когда у человека есть свобода, если им правят: добро, совесть, ответственность, справедливость. Плохо, когда у человека есть свобода, если им правят: зло, корысть, тщеславие, жестокость.

Запомнился ребятам и урок литературного чтения по теме «Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Все вместе увлечённо искали ответы на вопросы: Почему солдатик назван стойким? За что же все: и автор, и читатели любят стойкого оловянного солдатика?

Уроки, построенные на приёмах Е.И. Ильина способствуют принятию ребёнком национальных ценностей, духовных традиций, учат даже младшего школьника выражать и отстаивать свою общественную позицию, самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты. Но главное, за годы работы в школе я поняла, насколько дети - проницательный народ! Их не обмануть красивыми голословными фразами, незакреплёнными личными убеждениями и поступками. Поэтому, всегда держу на заметке и для себя, как педагога, и для родителей своих учеников высказывание Льва Николаевича Толстого: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

Литература

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2010.

  2. Е. Н. Ильин. «Путь к ученику», Москва, 1988

  3. Е.Д. Ткачева «Использование системы Е.Н. Ильина как современной педагогической технологии на уроках литературы» https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/10/16

  4. «Уклонись от зла и сотвори благо». Опыт преподавания учебной дисциплины основы православной культуры МБОУ СОШ №72 ст. Кривянской, 2009