Обобщение опыта работы классного руководителя.
Выступление по теме:
«Системно-деятельностный подход
в воспитательной работе
классного руководителя
6 б класса»
Автор: Мокроусова Ольга Николаевна,
кл. руководитель 6 б класса,
МБОУ СШ №19
2015
«Системно-деятельностный подход в воспитательном процессе классного руководителя» (из опыта работы)
«Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность»
А.С.Макаренко
1)В условиях введения ФГОС воспитательные функции в школе выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль принадлежит классному руководителю.
2)Мы часто слышим фразу: « Дети - наше будущее» Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования к ученику, учителю. Человек 21 века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе. Чтобы воспитать такого человека, нужно измениться и самому воспитателю.
Мы все являемся классными руководителями, но не все еще работаем по ФГОС (лишь кл рук-ли 5, 6, 7 классов). В сентябре кл рук-ли 5 классов столкнулись с проблемой построения воспитательной работы с кл коллективом согласно ФГОС.
3) Сегодня мне хотелось бы рассказать о той деятельности, которую вы должны организовать с классом, работая по ФГОС. (на что именно сделать акценты в своей работе согласно системно-деятельностному подходу)
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает ключевое место.
4) Напомню вам структуру деятельности (эта структура приемлема не только на уроке, но и при организации любого КТД) :
Проблема (придумать АГИТБРИГАДУ по ПДД) - Цель -» (мотивируем их на успех) Мотивация- Подбор методов решения проблемы -» Действия(проводим КТД) - (получаем рез-т, какое то место)Результат - (я, как кл. рук-ль, контролирую проведение КТД)Контроль выполнения- Рефлексия- Самоанализ (проведенного мероприятия)
Именно в такой последовательности должны выстраиваться любая деятельность (любое КТД) в вашем классном коллективе.
5) В работе с классным коллективом я занимаю разные позиции в учебной и внеурочной деятельности.(Учебная деятельность – классный руководитель организатор и руководитель. Внеучрочная деятельность – старший товарищ, участник.)
В своей работе я применяю элементы современных воспитательных технологий деятельностного типа:
-здоровьесберегающие,
-проектные технологии,
- технологии портфолио,
-технология КТД,
-диагностические технологии,
- ИКТ технологии.
Сейчас я расскажу какую деятельность вы должны организовать, работая кл руководителем, по новым должностным инструкциям.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
А) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Наряду с учебной деятельностью важным средством формирования системно-деятельностного подхода учащихся является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Итак, работу классного самоуправления так же можно отнести к внеурочной деятельности. В нашем классе Президент, Первый Министр координирует работу каждого Министерства. У нас есть Министр законности и порядка, министр образования, министр культуры, министр праздников, здравоохранения и спорта. Каждый ответственный в той или иной области организует работу по своему направлению. Так, Филимонова Вероника-министр порядка, занимается организацией дежурства по школе, распределяет ответственных на посты, контролирует выполнение должностных инструкций дежурных учеников. Малявина Виктория-министр праздников, составляет списки именинников по месяцам, заранее информирует уч-ся о предстоящем торжестве и делает подборку стихотворений для поздравления.
В прошлом году наш класс работал над проектом «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ШАГАЕТ ПО КАМЫШИНУ». Над данным проектом мы работали целый год.
Итак, цель нашего проекта: создать Бессмертный полк семей учащихся 5 б класса, увековечить память о своих родных-ветеранах войны.
Внеурочной деятельностью можно считать классные часы, КТД, посещение музея, театра. Метод коллективных творческих дел дает возможность самоактивизации, саморегулирования, самоконтроля и самооценки учащихся
В этом учебном году в 1 четверти нам удалось:
- Посетить пожарную часть №28
- Провести костюмированную конкурсно-развлекательную вечеринку «Хеллоуин по-русски»
В прошлом году самыми запоминающимися стали следующие КТД:
-Агитбригада «Безопасная дорога» (как школьный, так и городской уровень).
- Ролевая игра «Cудим пагубные привычки» и музыкальный классный час «Я слышу слово Сталинград».
- Совершили экскурсию на милицейскую конюшню и экскурсию в ДЭБС.
- В краеведческом музее посетили выставку «Экзотические животные».
- Побывали на празднике Дня Лешего в худ галерее.
- Посещение ветерана Софью Степановну, прониклись ее трогательной историей о голоде в годы войны.
- Совершили поездку в Николаевск, посетили музей Шолохова, Парк Победы и Музей Космонавтики.
- В мае ездили в Волгоград на Мамаев Курган и посетили музей Энштейна.
Но также внеурочной деятельностью считается и кружковая деятельность. Согласно ФГОС, все обучающиеся должны заниматься внеурочной деятельностью. В моем классе все уч-ся посещают кружки. Ребята с удовольствием посещают ДЮЦ, худ. школу, хореографическую школу, ДЮСШ 1, 4, 5, клубы различной направленности, ЦРТДЮ Спектр. Ребят не пугает удаленность данных центров от дома. Им нравится развиваться.
Я организую внеурочную (кружковую) деятельность в своем классе, согласно следующим этапам:
Подготовительный этап (анкетирование, диагностирование уч-ся с целью выявления их склонностей и интересов)
Следующий этап – это анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности. Наши уч-ся посещают кружок по ПДД и активно участвуют в гор. конкурсе “Безопасная дорога” и акциях по ПДД.
Агитация кружков. Посещение центров. Запись уч-ся в кружки. В этом году после посещения мастер класса, Морозенко Влад и Гребенюк Саша записались в новый кружок “Фото” в ЦРДЮ Спектр.
Составление базы данных по занятости уч-ся во внеурочное время. Подтверждение занятости справками.
Контроль за посещением кружков (2 раза в год).
(показать папку по занятости учащихся во внеурочное время)
2) ПОТРФОЛИО УЧАЩИХСЯ
С целью мониторинга развития учащихся активно использую метод Портфолио: достижение результата, прогресс в личностном развитии. Он является возможностью самооценки (учащийся видит свои успехи и неудачи, ставит цели, анализирует).
Создание портфолио должно решать следующие педагогические задачи:
1 поддержка высокой мотивации школьников во всех областях их деятельности;
2 поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
3 развитие навыков самоанализа и самооценки;
4 формирование умения планировать и организовывать свою деятельность;
5 индивидуализация процесса оценивания достижений ученика с сохранением пятибалльной отметки за учебу.
В прошлом году кл руководителям 5 классов была предложена свободная форма портфолио, но с определенными структурными компонентами.
(показать портфолио)
Главное, что должны помнить ученики, это то, что работа с портфолио должна носить системный характер. В нашем классе портфолио хранится в кабинете. На каникулах ребята забирают портфолио домой и пополняют его.
3) РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ
Жизнь школьников интересна и увлекательна. Каждый может найти себе занятие по душе. С прошлого года в нашем классе действует рейтинговая оценка каждого ученика, которая позволяет определить лучших (активных) учащихся в каждой четверти и за весь год. Рейтинговая оценка представляет собой выставление баллов каждому ученику за участие во всех видах внеурочной деятельности (классной и общешкольной). За 1 четверть также подведены рез-ты. Остается дождаться первого кл часа для того, чтобы огласить результаты.
На итоговом кл часе «Минута Славы» мы подвели итоги, наградили лучших учеников и благодарили родителей.
Главный стимул любой деятельности, организуемой классным руководителем- ее результативность. А у нас результативность есть, мы 1 по результатам рейтинговой оценки классных коллективов в прошлом учебном году. Наградой классу стала поездка в Волгоград.
«Жить — вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника.
Выходя из моих рук, он будет -соглашаюсь с этим - не судьей, не
солдатом, не священником: он будет прежде всего Человеком: всем, чем
должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости,
так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала
его с места на место, он всегда будет на своем месте»
Ж. Ж. Руссо