РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Ф.Т. Жарова г. Шатуры»
Шатурского муниципального района
Московской области
_______________________________________________________________
Урок русского языка в 4-ом классе.
Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже».
Учитель начальных классов:
Юнисова Нина Ивановна
январь
2016 год
Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже».
Цель: Учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Формируемые УУД:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня освоения материала;
личностные: - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания , обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку. Вы готовы продолжить свой путь по дороге знаний.
Чистописание:
Вв ве
– Прочитайте слова:
верный верность доверие
- Что можете сказать про эти слова?
- Скажите всё, что можете сказать про имя прилагательное верный.
- Прочитайте предложение, спишите, над словами поставьте знак ударения, вставьте пропущенное окончание.
Только верн… другу доверишь свою тайну.
- Что можете сказать про окончание прилагательного?→Безударное.
- Можно ли сказать, что гласная в безударном окончании прилагательного – орфограмма?
- Расскажите порядок/алгоритм рассуждения для определения написания безударного окончания имён прилагательных (алгоритм).
Блок-схема : сущ. + прил.□
Составляют алгоритм.
1.Найти существительное, связанное с именем прилагательным.
2. Определить падеж, число и род имени существительного и прилагательного.
3. От имени существительного поставить вопрос.
4. По вопросу определить окончание прилагательного.
Объясните, какое окончание вы написали у прилагательного верному.
- Предположите, о чём мы с вами будем говорить на уроке?→Будем говорить о прилагательных в дательном падеже.
- Сформулируйте задачу урока.→ Научимся правильно писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
- Произведите морфологический разбор существительного «другу» и прилагательного «верному».
- Оцените свою работу.
Работа по теме урока.
●Работа по учебнику.
Упражнение 38.
- Рассмотрите схему.
- Сделайте вывод: как распознать имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже?→Имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос «какому»?
- Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в данной форме? → -ому, -ему.
●Составьте и запишите новое предложение, употребив прилагательное «верный» в форме дательного падежа, единственного числа, среднего рода.
На уроке мы пришли к верному решению задачи.
- Объясните написание безударного окончания прилагательного.
● Упражнение 39.
- Прочитайте отрывок стихотворения А. Кольцова.
- Напишите предложение по памяти.
- Проверьте себя по учебнику.
- Докажите, что имя прилагательное в предложении употреблено в форме дательного падежа.
-Выделите окончание.
- Объясните его написание.
Когда есть прилагательное
И нужно обязательно
Узнать про окончание –
Внимание, внимание!
Правил легче нет на свете,
Что в вопросе – то в ответе!
- Подчеркните в предложении слово-обращение.
● Работа в группах.
Класс разделён на группы.
Выбирают куратора.
Каждый учащийся в группе определяет падеж, число и род «своего» прилагательного, объясняет написание окончания прилагательного, остальные члены группы следят за правильностью объяснения. Куратор оценивает работу.
Карточка.
Определить падеж, число и род имени прилагательного, вставить окончание:
в ( ) зимн… (в …п., в … ч., в … р.) лесу
под ( ) бел… (в …п., в … ч., в … р.) одеялом
по ( ) перв…. (в …п., в … ч., в … р.) снегу
к ( ) красногруд…(в …п., в … ч., в … р.) снегирю
около ( ) заснеженн… (в …п., в … ч., в … р.) поля
( ) ранн… (в …п., в … ч., в … р.) утро
●Проверяют работу в группах.
Развитие речи.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
- Составь текст, используя слова и словосочетания.
Кормушки, сильные морозы, на старом тополе, к веточке прикрепили, узнали по ярко-красной грудке, рады прилёту.
- Можно для составления текста использовать словосочетания, которые были в карточке.
●Проверяют работу
Рефлексия.
-Что нового сегодня узнали на уроке?
- Что мы повторили?
- За что вы могли бы себя похвалить?
Оцените себя.
- Жёлтый цвет - всё понял(а), могу идти дальше. ☺.
- Зелёный цвет - допустил(а) ошибки, надо ещё поработать. ☺.
-Красный цвет - допустил(а) много ошибок, мне нужна помощь. ☺.
САША ЕЛАКОВА
МОЙ ГОРОД.
Шатура – мой город, совсем небольшой,
Люблю я его своей детской душой.
…В разрухе жизнь новую строил народ.
Родился мой город средь древних болот.
Чтоб тьму разогнать, что была сотни лет,
Мой город тепло дал народу и свет.
Когда же свинцовая дула метел,
В солдатскую город оделся шинель…
С годами мой город растёт, расцветает.
Кто город Шатуру сегодня не знает?
ЧЕРЕБЫЛО ДАНИЛА, 3 «Б».
ОСЕНЬ.
Осень золотая – чудная пора!
Птицы улетают в тёплые края.
Листья под ногами громко шелестят,
Своим звонким шумом радуют ребят.
МИХАЙЛОВА МИЛЕНА, 3 «Б».
ОСЕНЬ.
Осень золотая.
Солнечные дни.
Очень не хочу я,
Чтоб кончились они.
И вдвоём мы с мамой
Весело идём
И шуршим листвою,
Песенку поём.
ЛОГУНОВ НИКИТА, 3 «Б».
ОСЕНЬ.
Пожелтела у дома трава,
И лежит на бордюрах листва.
Дождик нам намочил башмаки,
Дождь умыл золотые листки.
Будем пить поздним вечером чай,
Первым снегом, зима, нас встречай!
ПЕЛЛЯ АРИНА, 3 «Б».
ОСЕНЬ.
Осень сказкой к нам пришла,
Радость солнца принесла.
Листья золотом горят,
Веселят наших ребят.
Птицы в стаи собрались,
Звери в норки забрались.
Сонным станет всё вокруг,
Птицы улетят на юг.
ПАВЛОВА МАРИЯ, 3 «Б».
ОСЕНЬ.
Наступила осень,
Начались дожди.
Опадают листья.
В школу все пошли.
Как-то грустно стало –
Дни лета пронеслись.
Птицы косяками
Улетают ввысь.
КАРПОВА ЕЛИЗАВЕТА, 3 «Б».
МОЙ БРАТИШКА.
Мой братишка очень мал.
Он вчера весь день проспал.
Ничего не говорит.
Только ест и только спит.
Почему молчит братишка?
Кто слова его поймёт,
Если соской занят рот?
Я сумела разгадать,
Что хотел он нам сказать.
Ведь недавно я сама
Сказать и слова не могла.
А теперь без передышки
Читаю мысли я братишки.
Вот и вырос он немножко.
Стал смышлёным взгляд его.
Уронил свою он ложку,
Взглядом просит дать её.
Дорастай скорей, братишка,
Мы по травке побежим,
Наберём цветов красивых
И мамулечке вручим.
ГОРЕЛОВА ЕКАТЕРИНА, 3 «Б».
ПРО МАМУ.
Мамочку свою люблю!
Утром чаем напою,
И посуду всю помою,
И сестрёнку накормлю.
Мы гуляем вместе в парке.
Никогда не скучно нам.
Вы, ребята, берегите
И любите своих мам!
А когда ей грустно станет,
Я ей песенку спою.
Свою маму дорогую
Очень сильно я люблю!
КАРТОШКИНА МАРИЯ, 3 «Б».
ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА.
Люблю гулять с подружками
Зимою во дворе.
Здесь горка, санки, лыжи,
Коньки и белый снег.
Повсюду счастье, радость
И звонкий смех детей.
И даже снеговик
Как будто веселей.
Снежинки в дружном танце
Падают, кружась.
Зима нам дарит сказку.
Встречай её, смеясь.
БОТОВ ДАНИЛА, 2 «Б».
МАМЕ.
Мамочка любимая! Милая моя!
Хочется мне крикнуть,
Что я люблю тебя!
Ты дороже всех на свете!
Ты одна такая!
Самая хорошая!
Самая родная!
Ты прости, пожалуйста,
Мамочка, меня,
Если я обидел когда-нибудь тебя.
Я хочу, чтоб ты всегда
Счастливая была!
И в глазах твоих читалась
Гордость за меня!
КОНТОРЩИКОВ АЛЕКСЕЙ, 2 «Б».
ОСЕНЬ.
Осень наступила,
Кругом сплошная тишь.
Листья облетели,
Пожелтел камыш.
Лес стоит угрюмый.
Дождик моросит.
Острый клин гусиный
Небо бороздит.
Беленький зайчишка
Прячется в траве.
Поменял он шубку –
Виден стал везде.
На лесной речушке
Домики стоят.
Там бобры-трудяги
Тихо, мирно спят.
По природному закону
Скоро на земле
Осень вручит эстафету
Зимушке-зиме!
ИСТОМИНА ЕЛИЗАВЕТА, 4 «Б».
٭٭٭
Как хорошо зимой гулять!
С друзьями льдинки собирать.
Как хорошо зимой мечтать!
Себе подарки загадать.
Как много радости кругом:
На санках мчаться с ветерком,
И на коньках, пока светло –
Промчаться лихо, с ветерком!
ЕЛИСЕЕВА ВАЛЕРИЯ, 4 «Б».
٭٭٭
Небо нынче хмурится.
Снега нет на улице,
Как слепить снеговика
Не придумали пока.
Появилась вдруг идея:
Эй, тащи носок скорее!
Тут отрезали, там сшили,
Внутрь вату положили.
Дали имя «Снег» ему,
Совсем по-новогоднему!
Получилось загляденье,
А ещё стихотворенье!
МУРАВЬЁВА АНАСТАСИЯ, 4 «Б».
КОРОБКА С ИГРУШКАМИ.
В кладовке на полке
Лежат в коробке игрушки для ёлки.
Большие шары, огоньки, мишура,
Скоро нарядим мы ёлку.
Ура!
ШАХОВ НИКИТА, 4 «Б».
٭٭٭
Имя Даша краше всех.
Всех Дашулек ждёт успех.
У меня сестрёнка Даша,
Нет прекрасней Даши нашей.
ИГНАТОВА КАПИТАЛИНА, 4 «Б».
ОСКОЛКИ СЕРДЦА.
Когда-нибудь мы встретимся с тобою,
Пройдёшь и не узнаешь – всё забыто.
И лишь во сне, как прежде собираешь
Осколки сердца, что давно разбито.
ГУСЕВА ДАРЬЯ, 4 «Б».
٭٭٭
Ах, Дарья! Имя звонкое,
Как песня соловья!
Душа у Дарьи тонкая,
Но сила есть своя.
Энергии и силы
Ей, впрямь, не занимать,
Но милой терпеливей
Мы пожелаем стать.
А если уж за дело
Возьмётся Даша вдруг,
Всё сделает умело
И справится за двух.
Живи счастливо, Дарьюшка!
Светла твоя душа!
Радушная хозяюшка,
Всегда будь хороша!
И. ЖУКОВ.
ЛИСЬИ ПОХОРОНКИ.
Жил-был волк «зубами щёлк». Выл он каждую ночь на Луну. Однажды пришёл в деревню поздно вечером и стал громко выть. Да так сильно, что перепугал всех жителей. Старики, бабы, дети не поняли, что случилось, включили свет в домах, выскочили на улицу с лопатами и топорами и увидели, что никого нет, а волка и след простыл. Они говорят: «Как сквозь землю провалился!» А волк и правда провалился, только не сквозь землю провалился, а в яму, которую выкопала и прикрыла ветками и листьями лиса для того, чтобы прятать туда ворованную рыбу. Вот так лиса и спасла волка.
Вот и сказочке конец,
А кто слушал молодец!
МОСЕНЗ П.
СКАЗКА О ЛИСЕ И БЕЛКЕ.
Жила-была лиса, звали её Маруся. Она ходила в лесной садик. Ребята часто обзывали её «Маруся патрикеевна». Лисичке это было неприятно.
Однажды к ним в детский садик пришла белка, звали её Клавой. Ребята стали смеяться над её именем и обзывать её. Тут за неё заступилась лисичка.
«Разве можно смеяться над именами?» - сказала она ребятам. Белка расплакалась и убежала. Лисичка пошла за ней. Она долго её искала. Вдруг лисичка услышала, как кто-то плачет под сосной. Это была белка. Лисичка постаралась её успокоить и пожалеть. Она рассказала, что ребята тоже над ней часто смеются, но её мама научила не обращать внимания на это. Лисичка и белочка посидели ещё немного и решили, что пора возвращаться обратно.
Тем временем другие ребята в садике стали переживать, что лисички и белочки так долго нет. Они поняли, что обидели их. Вдруг лиса и белка вышли из леса к ребятам. Все так обрадовались их появлению. С тех пор их больше никто не обзывал, над их именами не смеялся. Ребята поняли, что поступали плохо!
ПАУЧОК.
Жил-был маленький паучок. Он был совсем один и очень горевал, что у него нет друзей. Однажды он решил пойти и найти себе друзей. Была весна, солнышко пригревало, и на травке блестела роса. Над зелёным лугом летали два мотылька. Один белый, а другой – серый. Они увидели маленького паучка, и белый мотылёк спросил его:
- Ты почему такой грустный?
- Потому что у меня нет друзей, - ответил паучок.
- Но мотыльки с пауками не дружат, потому что пауки не умеют летать, - сказал белый мотылёк.
А серый мотылёк сказал:
- Давай с тобой дружить, и я тебя научу летать.
Паучок очень обрадовался и согласился.
С тех пор они стали друзьями и вместе летали над лугом. Мотыльки на крылышках, а паучок на воздушном шаре из паутины.
НАХБАРОВ РУСЛАН.
Жила-была белка, и было у неё три бельчонка: Рыжик, Хвостик и Попрыгун. Летом много в лесу было еды, и белка легко могла накормить своих детей. Бельчата были такими непослушными, что белка не успела припасти запасы на зиму, приглядывая за ними. Наступила зима. Еды в лесу не было.
Бедная белка пробежала весь лес в поисках еды. Так она устала, что просто валилась с ног. Бельчатам было жалко маму, и они решили ей помочь. Пока белка отдыхала, ребята выскочили из дупла и увидели на вершине много шишек. Одной белке не достать. Стали бельчата стараться сообща. Встав друг на друга, достали много шишек, которых им надолго хватит. Выйдя из дупла, белка увидела шишки и своих сыновей. Она поняла, что всё надо делать вместе, дружно. На это и нужна семья!