СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать знания об особенностях имени существительного. Отработка практических навыков в написании и определении имён существительных.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний об имени существительном как части речи.»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 4

имени Героя Советского Союза Ф.Т. Жарова г. Шатуры»

Шатурского муниципального района

Московской области

_______________________________________________________________










Урок русского языка в 4-ом классе.

Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже».





Учитель начальных классов:

Юнисова Нина Ивановна







январь


2016 год


Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже».

Цель: Учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Формируемые УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование с целью выявления общих законов,

определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня освоения материала;

личностные: - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания , обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.




















Ход урока.


  1. Организационный момент.


Учитель: Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку. Вы готовы продолжить свой путь по дороге знаний.

  1. Чистописание:

Вв ве

– Прочитайте слова:

верный верность доверие

- Что можете сказать про эти слова?

- Скажите всё, что можете сказать про имя прилагательное верный.

- Прочитайте предложение, спишите, над словами поставьте знак ударения, вставьте пропущенное окончание.

Только верн… другу доверишь свою тайну.

- Что можете сказать про окончание прилагательного?→Безударное.

- Можно ли сказать, что гласная в безударном окончании прилагательного – орфограмма?

- Расскажите порядок/алгоритм рассуждения для определения написания безударного окончания имён прилагательных (алгоритм).

Блок-схема : сущ. + прил.□

Составляют алгоритм.

1.Найти существительное, связанное с именем прилагательным.

2. Определить падеж, число и род имени существительного и прилагательного.

3. От имени существительного поставить вопрос.

4. По вопросу определить окончание прилагательного.


Объясните, какое окончание вы написали у прилагательного верному.


- Предположите, о чём мы с вами будем говорить на уроке?→Будем говорить о прилагательных в дательном падеже.


- Сформулируйте задачу урока.→ Научимся правильно писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.


- Произведите морфологический разбор существительного «другу» и прилагательного «верному».

- Оцените свою работу.




  1. Работа по теме урока.

●Работа по учебнику.

Упражнение 38.

- Рассмотрите схему.

- Сделайте вывод: как распознать имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже?→Имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос «какому»?

- Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в данной форме? → -ому, -ему.

●Составьте и запишите новое предложение, употребив прилагательное «верный» в форме дательного падежа, единственного числа, среднего рода.


На уроке мы пришли к верному решению задачи.

- Объясните написание безударного окончания прилагательного.


Упражнение 39.

- Прочитайте отрывок стихотворения А. Кольцова.

- Напишите предложение по памяти.

- Проверьте себя по учебнику.

- Докажите, что имя прилагательное в предложении употреблено в форме дательного падежа.

-Выделите окончание.

- Объясните его написание.


Когда есть прилагательное

И нужно обязательно

Узнать про окончание –

Внимание, внимание!


Правил легче нет на свете,

Что в вопросе – то в ответе!


- Подчеркните в предложении слово-обращение.


Работа в группах.

Класс разделён на группы.

Выбирают куратора.

Каждый учащийся в группе определяет падеж, число и род «своего» прилагательного, объясняет написание окончания прилагательного, остальные члены группы следят за правильностью объяснения. Куратор оценивает работу.


Карточка.


Определить падеж, число и род имени прилагательного, вставить окончание:


в ( ) зимн… (в …п., в … ч., в … р.) лесу

под ( ) бел… (в …п., в … ч., в … р.) одеялом

по ( ) перв…. (в …п., в … ч., в … р.) снегу

к ( ) красногруд…(в …п., в … ч., в … р.) снегирю

около ( ) заснеженн… (в …п., в … ч., в … р.) поля

( ) ранн… (в …п., в … ч., в … р.) утро


●Проверяют работу в группах.


  1. Развитие речи.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.



- Составь текст, используя слова и словосочетания.

Кормушки, сильные морозы, на старом тополе, к веточке прикрепили, узнали по ярко-красной грудке, рады прилёту.

- Можно для составления текста использовать словосочетания, которые были в карточке.


●Проверяют работу


  1. Рефлексия.

-Что нового сегодня узнали на уроке?

- Что мы повторили?

- За что вы могли бы себя похвалить?


Оцените себя.

- Жёлтый цвет - всё понял(а), могу идти дальше. ☺.


- Зелёный цвет - допустил(а) ошибки, надо ещё поработать. ☺.

-Красный цвет - допустил(а) много ошибок, мне нужна помощь. ☺.











САША ЕЛАКОВА

МОЙ ГОРОД.

Шатура – мой город, совсем небольшой,

Люблю я его своей детской душой.


…В разрухе жизнь новую строил народ.

Родился мой город средь древних болот.


Чтоб тьму разогнать, что была сотни лет,

Мой город тепло дал народу и свет.


Когда же свинцовая дула метел,

В солдатскую город оделся шинель…


С годами мой город растёт, расцветает.

Кто город Шатуру сегодня не знает?



ЧЕРЕБЫЛО ДАНИЛА, 3 «Б».

ОСЕНЬ.

Осень золотая – чудная пора!

Птицы улетают в тёплые края.

Листья под ногами громко шелестят,

Своим звонким шумом радуют ребят.



МИХАЙЛОВА МИЛЕНА, 3 «Б».

ОСЕНЬ.

Осень золотая.

Солнечные дни.

Очень не хочу я,

Чтоб кончились они.

И вдвоём мы с мамой

Весело идём

И шуршим листвою,

Песенку поём.


ЛОГУНОВ НИКИТА, 3 «Б».

ОСЕНЬ.

Пожелтела у дома трава,

И лежит на бордюрах листва.

Дождик нам намочил башмаки,

Дождь умыл золотые листки.

Будем пить поздним вечером чай,

Первым снегом, зима, нас встречай!

ПЕЛЛЯ АРИНА, 3 «Б».

ОСЕНЬ.

Осень сказкой к нам пришла,

Радость солнца принесла.

Листья золотом горят,

Веселят наших ребят.

Птицы в стаи собрались,

Звери в норки забрались.

Сонным станет всё вокруг,

Птицы улетят на юг.


ПАВЛОВА МАРИЯ, 3 «Б».

ОСЕНЬ.

Наступила осень,

Начались дожди.

Опадают листья.

В школу все пошли.

Как-то грустно стало –

Дни лета пронеслись.

Птицы косяками

Улетают ввысь.


КАРПОВА ЕЛИЗАВЕТА, 3 «Б».

МОЙ БРАТИШКА.

Мой братишка очень мал.

Он вчера весь день проспал.

Ничего не говорит.

Только ест и только спит.

Почему молчит братишка?

Кто слова его поймёт,

Если соской занят рот?

Я сумела разгадать,

Что хотел он нам сказать.

Ведь недавно я сама

Сказать и слова не могла.

А теперь без передышки

Читаю мысли я братишки.

Вот и вырос он немножко.

Стал смышлёным взгляд его.

Уронил свою он ложку,

Взглядом просит дать её.

Дорастай скорей, братишка,

Мы по травке побежим,

Наберём цветов красивых

И мамулечке вручим.

ГОРЕЛОВА ЕКАТЕРИНА, 3 «Б».

ПРО МАМУ.

Мамочку свою люблю!

Утром чаем напою,

И посуду всю помою,

И сестрёнку накормлю.

Мы гуляем вместе в парке.

Никогда не скучно нам.

Вы, ребята, берегите

И любите своих мам!

А когда ей грустно станет,

Я ей песенку спою.

Свою маму дорогую

Очень сильно я люблю!


КАРТОШКИНА МАРИЯ, 3 «Б».

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА.

Люблю гулять с подружками

Зимою во дворе.

Здесь горка, санки, лыжи,

Коньки и белый снег.

Повсюду счастье, радость

И звонкий смех детей.

И даже снеговик

Как будто веселей.

Снежинки в дружном танце

Падают, кружась.

Зима нам дарит сказку.

Встречай её, смеясь.

БОТОВ ДАНИЛА, 2 «Б».

МАМЕ.

Мамочка любимая! Милая моя!

Хочется мне крикнуть,

Что я люблю тебя!

Ты дороже всех на свете!

Ты одна такая!

Самая хорошая!

Самая родная!

Ты прости, пожалуйста,

Мамочка, меня,

Если я обидел когда-нибудь тебя.

Я хочу, чтоб ты всегда

Счастливая была!

И в глазах твоих читалась

Гордость за меня!

КОНТОРЩИКОВ АЛЕКСЕЙ, 2 «Б».

ОСЕНЬ.

Осень наступила,

Кругом сплошная тишь.

Листья облетели,

Пожелтел камыш.

Лес стоит угрюмый.

Дождик моросит.

Острый клин гусиный

Небо бороздит.

Беленький зайчишка

Прячется в траве.

Поменял он шубку –

Виден стал везде.

На лесной речушке

Домики стоят.

Там бобры-трудяги

Тихо, мирно спят.

По природному закону

Скоро на земле

Осень вручит эстафету

Зимушке-зиме!


ИСТОМИНА ЕЛИЗАВЕТА, 4 «Б».


٭٭٭

Как хорошо зимой гулять!

С друзьями льдинки собирать.

Как хорошо зимой мечтать!

Себе подарки загадать.

Как много радости кругом:

На санках мчаться с ветерком,

И на коньках, пока светло –

Промчаться лихо, с ветерком!



ЕЛИСЕЕВА ВАЛЕРИЯ, 4 «Б».


٭٭٭

Небо нынче хмурится.

Снега нет на улице,

Как слепить снеговика

Не придумали пока.

Появилась вдруг идея:

Эй, тащи носок скорее!

Тут отрезали, там сшили,

Внутрь вату положили.

Дали имя «Снег» ему,

Совсем по-новогоднему!

Получилось загляденье,

А ещё стихотворенье!


МУРАВЬЁВА АНАСТАСИЯ, 4 «Б».

КОРОБКА С ИГРУШКАМИ.

В кладовке на полке

Лежат в коробке игрушки для ёлки.

Большие шары, огоньки, мишура,

Скоро нарядим мы ёлку.

Ура!


ШАХОВ НИКИТА, 4 «Б».


٭٭٭

Имя Даша краше всех.

Всех Дашулек ждёт успех.

У меня сестрёнка Даша,

Нет прекрасней Даши нашей.



ИГНАТОВА КАПИТАЛИНА, 4 «Б».

ОСКОЛКИ СЕРДЦА.

Когда-нибудь мы встретимся с тобою,

Пройдёшь и не узнаешь – всё забыто.

И лишь во сне, как прежде собираешь

Осколки сердца, что давно разбито.


ГУСЕВА ДАРЬЯ, 4 «Б».


٭٭٭

Ах, Дарья! Имя звонкое,

Как песня соловья!

Душа у Дарьи тонкая,

Но сила есть своя.


Энергии и силы

Ей, впрямь, не занимать,

Но милой терпеливей

Мы пожелаем стать.


А если уж за дело

Возьмётся Даша вдруг,

Всё сделает умело

И справится за двух.


Живи счастливо, Дарьюшка!

Светла твоя душа!

Радушная хозяюшка,

Всегда будь хороша!


И. ЖУКОВ.

ЛИСЬИ ПОХОРОНКИ.

Жил-был волк «зубами щёлк». Выл он каждую ночь на Луну. Однажды пришёл в деревню поздно вечером и стал громко выть. Да так сильно, что перепугал всех жителей. Старики, бабы, дети не поняли, что случилось, включили свет в домах, выскочили на улицу с лопатами и топорами и увидели, что никого нет, а волка и след простыл. Они говорят: «Как сквозь землю провалился!» А волк и правда провалился, только не сквозь землю провалился, а в яму, которую выкопала и прикрыла ветками и листьями лиса для того, чтобы прятать туда ворованную рыбу. Вот так лиса и спасла волка.

Вот и сказочке конец,

А кто слушал молодец!



МОСЕНЗ П.

СКАЗКА О ЛИСЕ И БЕЛКЕ.

Жила-была лиса, звали её Маруся. Она ходила в лесной садик. Ребята часто обзывали её «Маруся патрикеевна». Лисичке это было неприятно.

Однажды к ним в детский садик пришла белка, звали её Клавой. Ребята стали смеяться над её именем и обзывать её. Тут за неё заступилась лисичка.

«Разве можно смеяться над именами?» - сказала она ребятам. Белка расплакалась и убежала. Лисичка пошла за ней. Она долго её искала. Вдруг лисичка услышала, как кто-то плачет под сосной. Это была белка. Лисичка постаралась её успокоить и пожалеть. Она рассказала, что ребята тоже над ней часто смеются, но её мама научила не обращать внимания на это. Лисичка и белочка посидели ещё немного и решили, что пора возвращаться обратно.

Тем временем другие ребята в садике стали переживать, что лисички и белочки так долго нет. Они поняли, что обидели их. Вдруг лиса и белка вышли из леса к ребятам. Все так обрадовались их появлению. С тех пор их больше никто не обзывал, над их именами не смеялся. Ребята поняли, что поступали плохо!




ПАУЧОК.

Жил-был маленький паучок. Он был совсем один и очень горевал, что у него нет друзей. Однажды он решил пойти и найти себе друзей. Была весна, солнышко пригревало, и на травке блестела роса. Над зелёным лугом летали два мотылька. Один белый, а другой – серый. Они увидели маленького паучка, и белый мотылёк спросил его:

- Ты почему такой грустный?

- Потому что у меня нет друзей, - ответил паучок.

- Но мотыльки с пауками не дружат, потому что пауки не умеют летать, - сказал белый мотылёк.

А серый мотылёк сказал:

- Давай с тобой дружить, и я тебя научу летать.

Паучок очень обрадовался и согласился.

С тех пор они стали друзьями и вместе летали над лугом. Мотыльки на крылышках, а паучок на воздушном шаре из паутины.



НАХБАРОВ РУСЛАН.

Жила-была белка, и было у неё три бельчонка: Рыжик, Хвостик и Попрыгун. Летом много в лесу было еды, и белка легко могла накормить своих детей. Бельчата были такими непослушными, что белка не успела припасти запасы на зиму, приглядывая за ними. Наступила зима. Еды в лесу не было.

Бедная белка пробежала весь лес в поисках еды. Так она устала, что просто валилась с ног. Бельчатам было жалко маму, и они решили ей помочь. Пока белка отдыхала, ребята выскочили из дупла и увидели на вершине много шишек. Одной белке не достать. Стали бельчата стараться сообща. Встав друг на друга, достали много шишек, которых им надолго хватит. Выйдя из дупла, белка увидела шишки и своих сыновей. Она поняла, что всё надо делать вместе, дружно. На это и нужна семья!