СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний по теме «Имя существительное».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Имя существительное" Обощение пройденного.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний по теме «Имя существительное».»

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Имя существительное». Исследование слова мороз».



Цели урока:

- организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной задачи.

- создать условия для формирования таких личностных качеств

как ответственность; коммуникабельность.

Задачи:

1) закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»;

2) закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;

3) закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.

Тип урока: урок-исследование


Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.

Оборудование:

1. Карточки с названиями разделов русского языка;

2. Карточки для каждого учащегося с текстом для орфографической работы;

3. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова;

4. «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой;

5. «Словарь антонимов русского языка» М.В. Львова;

6. «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жукова;

7. «Словообразовательный словарь русского языка»А.Н. Тихонова;

8. «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля;

9. Схема к составлению словосочетаний;

10.Книги о Морозе (сказки).


Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап

Учитель: Ребята, мы закончили изучение темы «Имя существи­тельное». Сегодня урок обобщения знаний об имени существитель­ном. Урок у нас будет необычный, урок-исследование. А вы буде­те исследователями. Предметом нашего исследования будет слово, спрятанное в загадке (загадку читает заранее подготовленный уче­ник).

Ученик:

Невидимкою зимою

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне,

Учитель открывает на доске слово «мороз».

Учитель: Посмотрим на это слово с разных сторон науки о рус­ском языке.

П. Познавательный этап

Учитель: Что изучает фонетика?

Ученики: Это - наука о звуках, а звук - это то, что мы слышим и произносим.

Учитель: Рассмотрим, из каких звуков состоит слово. Для этого произведем фонетический анализ слова (один ученик работает доски)

Мороз - 2 слога, мо-роз [м а р о с]

м [м] - согл., звон., непарн., тверд.

о [а] - гласи., безударн.

Р [р] ~ согл., звон., непарн., тверд.

о [о] - гласи., ударн.

з [с] - согл.. глух., парн.. тверд.

5 б., 5 зв.

Учитель: Подведем итог:

- Что можно сказать о количестве букв и звуков? (оно одинаково)

- Сколько гласных? (2)

- Сколько согласных? (3)

- Какие звуки в слове не соответствуют написанию? [а], [с]

- Почему? ([о] в безударном положении произносится как [а], а бук-«з» в конце слова оглушается.)

- Какие же трудности в связи с этим появляются? (Как правильно написать слово). Поможет нам здесь следующий раздел.

Учитель: Что изучает раздел орфография? (правописание).

а) Какие орфограммы есть в слове мороз? (Безударный гласный, непроверяемый ударением, парный согласный в корне слова). Доказать написание (мороз - морозы)

б) Перед вами текст с пропущенными орфограммами. Какое задание вы бы задали себе? (Дети определяют задание. Задание уточняется: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написан­ное. Работают дети самостоятельно).

Со...нце землю греет слабо,

По н ...чам тр...щит мороз.

Во дв...ре у снежной бабы

П...белел м...рковный но... .

Учитель подводит итоги этапа урока. Проверка написанного. Дети читают слова, доказывают ответ.

Учитель: Вот мы и нашли тесную связь между 2-мя разделами науки о языке. Между орфографией и фонетикой. А что изучает лекксика?

Ученики: Лексика изучает значение слова, антонимы, синонимы, многозначность.

Учитель: Как известно, маленькие дети задают много вопросов; почему? как? что? зачем? Как бы вы объяснили значение слова «мо­роз» младшему братику или сестре? (2-3 ученика отвечают на воп­рос, дают объяснение слова).

Учитель: Посмотрим, как объясняет это слово С.И. Ожегов в сло­варе.

Ученик зачитывает объяснение из словаря С.И. Ожегова.

Учитель: А как объясняет это слово В.И. Даль в словаре?

Ученик зачитывает объяснение из словаря В.И. Даля.

Учитель: Где точнее определение? Как по-вашему, кто ближе все­го, точнее дал свое определение? (Рассуждение детей)

Учитель: Как вы думаете, есть ли у слова «мороз» синоним? (овеет детей). Уточним в словаре синонимов (работа детей со словарём. Мороз-холод, объяснение орфограмм)

Учитель: Есть ли у слова «мороз» антонимы? (ответ детей). Уточним в словаре антонимов (работа детей со словарем. Мороз -зной).

Учитель: Посмотрите на ряд слов. Мороз, морозом, морозы, мо­розец (слова выписываются на доске) Какое слово лишнее? (Дети отвечают).

Учитель: Почему?

Ученики: Слово морозец это не форма слова мороз, а новое сло­во.

Учитель: Какие части слова участвуют в образовании новых слов?

Ученики: приставки, суффиксы.

Учитель: Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление?

Ученики: Словообразование.

Учитель: Самостоятельно в тетради образуйте новые слова от слова мороз (работа в группах по 4 человека, образовать 3-4 слова, затем зачитать варианты).

Учитель: Посмотрим в словообразовательный словарь. Какие еще слова могут быть образованы? (Зачитать в словообразователь­ном словаре).

Учитель: Что исследует морфология?

Ученики: Слово как часть речи.

Учитель: Какой частью речи является слово «мороз»?

Ученик: Существительное.

Учитель: Докажите, что это - существительное

Ученик: Вопрос что?, явление природы.

Учитель: Что мы знаем об этом имени существительном?

Учитель: Произвести морфологический разбор - исследование.

(Ученики производят разбор у доски).

Учитель: Какой раздел науки о русском языке изучает словосоче­тание и предложение?

Ученики: Синтаксис.

Учитель: Придумайте словосочетание со словом «мороз» по схеме.

Ученики работают по группам.

1


X

Имя прилагательное

Имя существительное

Учитель: Выберите самое красивое, самое удачное словосочета­ние. Проверка.

Учитель: Придумайте предложение со своими словосочета­ниями

Учитель: Ребята, я тоже придумала предложение, но вот незадача: все слова рассыпались. Помогите составить предложение.

Сковал, льдом, быструю, трескучий, реку, мороз. (Запись на

доске.)

Дети составляют предложение: Трескучий мороз сковал льдом . Затем проводится запись, разбор по членам предложения и частям речи.

Учитель: Назовите словосочетания

(дети называют: трескучий мороз, сковал льдом, быструю реку, сковал реку).

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. С позиции какого раздела науки о языке мы еще не исследовали слово «мороз»?

Ученики: Фразеология.

Учитель: Что изучает фразеология?

Ученики: Устойчивые словосочетания, «крылатые» слова.

Учитель: Какие вы знаете устойчивые сочетания со словом «мороз»?

Ученики: Мороз по коже.

Учитель: Что оно означает? Как вы думаете, почему появилось это выражение.

Ученики отвечают исходя из своего опыта. Если у детей возника­ют затруднения, рекомендуется воспользоваться словарем.

Учитель: Пословицы и поговорки - это тоже крылатые слова. А какие вы подготовили пословицы и поговорки, где звучит слово мороз? (ответы детей).

1. Береги нос в большой мороз.

2. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.

3. Мороз невелик, да стоять не велит.

4. Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.

5. Мороз разбирает да расшевеливает.

6. Стужа да мороз; на печи мужик замерз.

7. Был бы покос, да пришел мороз.

8. День дню рознь: нынче тепло, а завтра мороз.

9. Зима не без морозов.

10. Мороз да нужда - нет их хуже.

11. Солнце на лето, зима на мороз.

12. И март морозом на нос садится.

Учитель: Русский народ всегда любил зиму и мороз. Мороз пред­ставляли живым человеком и сказки о нем слагали:

«Мороз Иванович» (показать книгу, зачитать отрывок: «Была зима морозная, была зима серьезная. Дедушка Мороз все деревья в белые шубки нарядил, а на избы белые шапки нахлобучил»).

«Старый Мороз и молодой Морозец» (Жил старый Мороз, и был у него сынок - молодой Морозец»).


Учитель: Поэты тоже посвящали стихи морозу, зиме. (Отрывки стихотворений читают дети.)


III. Итоговый этап урока

Учитель: Сегодня мы исследовали слово «мороз». Мы изучили это слово с точки зрения разных разделов, каких? (Ученики называют разделы.

Учитель. Что было особенно интересным? Какое задание вызвало трудности? Что вы узнали нового?

IV. Домашнее задание.

  1. Найти пословицы и поговорки о морозе.

  2. Мини - сочинение «Морозный день»


  1. Разделы науки о языке.


Раздел науки о языке

Что изучает данный раздел?

1.

Фонетика

Это - наука о звуках, а звук - это то, что мы слышим и произносим.


2

Орфография

Правописание


3

Лексика

Значение слова, антонимы, синонимы


4

Словообразование

Образование новых слов.


5

Морфология

Слово как часть речи.

6

Синтаксис

Словосочетание и предложение.

7

Фразеология

Устойчивые сочетания, «крылатые слова»




2.

Со...нце землю греет слабо,

По н ...чам тр...щит мороз.

Во дв...ре у снежной бабы

П...белел м...рковный но... .


Александр Сергеевич Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись...



Афанасий Фет

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.



Яков Полонский

Вот на каретных стеклах в блеске

Огней и в зареве костров,

Из бледных линий и цветов

Мороз рисует арабески.


С.Я. Маршак

Нашу речку, слово в сказке,

За ночь вымостил мороз...

Здесь проехали полозья

И сверкает на морозе

Серебристый гладкий лед...


Нина Погодина

От зари ли, от мороза

Зарумянилась береза?

Неба синь над головой

Снег, как небо, голубой.


Николай Алексеевич Некрасов

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз.