Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Имя существительное». Исследование слова мороз».
Цели урока:
- организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной задачи.
- создать условия для формирования таких личностных качеств
как ответственность; коммуникабельность.
Задачи:
1) закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»;
2) закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;
3) закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.
Тип урока: урок-исследование
Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.
Оборудование:
1. Карточки с названиями разделов русского языка;
2. Карточки для каждого учащегося с текстом для орфографической работы;
3. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова;
4. «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой;
5. «Словарь антонимов русского языка» М.В. Львова;
6. «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жукова;
7. «Словообразовательный словарь русского языка»А.Н. Тихонова;
8. «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля;
9. Схема к составлению словосочетаний;
10.Книги о Морозе (сказки).
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап
Учитель: Ребята, мы закончили изучение темы «Имя существительное». Сегодня урок обобщения знаний об имени существительном. Урок у нас будет необычный, урок-исследование. А вы будете исследователями. Предметом нашего исследования будет слово, спрятанное в загадке (загадку читает заранее подготовленный ученик).
Ученик:
Невидимкою зимою
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне,
Учитель открывает на доске слово «мороз».
Учитель: Посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.
П. Познавательный этап
Учитель: Что изучает фонетика?
Ученики: Это - наука о звуках, а звук - это то, что мы слышим и произносим.
Учитель: Рассмотрим, из каких звуков состоит слово. Для этого произведем фонетический анализ слова (один ученик работает доски)
Мороз - 2 слога, мо-роз [м а р о с]
м [м] - согл., звон., непарн., тверд.
о [а] - гласи., безударн.
Р [р] ~ согл., звон., непарн., тверд.
о [о] - гласи., ударн.
з [с] - согл.. глух., парн.. тверд.
5 б., 5 зв.
Учитель: Подведем итог:
- Что можно сказать о количестве букв и звуков? (оно одинаково)
- Сколько гласных? (2)
- Сколько согласных? (3)
- Какие звуки в слове не соответствуют написанию? [а], [с]
- Почему? ([о] в безударном положении произносится как [а], а бук-«з» в конце слова оглушается.)
- Какие же трудности в связи с этим появляются? (Как правильно написать слово). Поможет нам здесь следующий раздел.
Учитель: Что изучает раздел орфография? (правописание).
а) Какие орфограммы есть в слове мороз? (Безударный гласный, непроверяемый ударением, парный согласный в корне слова). Доказать написание (мороз - морозы)
б) Перед вами текст с пропущенными орфограммами. Какое задание вы бы задали себе? (Дети определяют задание. Задание уточняется: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное. Работают дети самостоятельно).
Со...нце землю греет слабо,
По н ...чам тр...щит мороз.
Во дв...ре у снежной бабы
П...белел м...рковный но... .
Учитель подводит итоги этапа урока. Проверка написанного. Дети читают слова, доказывают ответ.
Учитель: Вот мы и нашли тесную связь между 2-мя разделами науки о языке. Между орфографией и фонетикой. А что изучает лекксика?
Ученики: Лексика изучает значение слова, антонимы, синонимы, многозначность.
Учитель: Как известно, маленькие дети задают много вопросов; почему? как? что? зачем? Как бы вы объяснили значение слова «мороз» младшему братику или сестре? (2-3 ученика отвечают на вопрос, дают объяснение слова).
Учитель: Посмотрим, как объясняет это слово С.И. Ожегов в словаре.
Ученик зачитывает объяснение из словаря С.И. Ожегова.
Учитель: А как объясняет это слово В.И. Даль в словаре?
Ученик зачитывает объяснение из словаря В.И. Даля.
Учитель: Где точнее определение? Как по-вашему, кто ближе всего, точнее дал свое определение? (Рассуждение детей)
Учитель: Как вы думаете, есть ли у слова «мороз» синоним? (овеет детей). Уточним в словаре синонимов (работа детей со словарём. Мороз-холод, объяснение орфограмм)
Учитель: Есть ли у слова «мороз» антонимы? (ответ детей). Уточним в словаре антонимов (работа детей со словарем. Мороз -зной).
Учитель: Посмотрите на ряд слов. Мороз, морозом, морозы, морозец (слова выписываются на доске) Какое слово лишнее? (Дети отвечают).
Учитель: Почему?
Ученики: Слово морозец это не форма слова мороз, а новое слово.
Учитель: Какие части слова участвуют в образовании новых слов?
Ученики: приставки, суффиксы.
Учитель: Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление?
Ученики: Словообразование.
Учитель: Самостоятельно в тетради образуйте новые слова от слова мороз (работа в группах по 4 человека, образовать 3-4 слова, затем зачитать варианты).
Учитель: Посмотрим в словообразовательный словарь. Какие еще слова могут быть образованы? (Зачитать в словообразовательном словаре).
Учитель: Что исследует морфология?
Ученики: Слово как часть речи.
Учитель: Какой частью речи является слово «мороз»?
Ученик: Существительное.
Учитель: Докажите, что это - существительное
Ученик: Вопрос что?, явление природы.
Учитель: Что мы знаем об этом имени существительном?
Учитель: Произвести морфологический разбор - исследование.
(Ученики производят разбор у доски).
Учитель: Какой раздел науки о русском языке изучает словосочетание и предложение?
Ученики: Синтаксис.
Учитель: Придумайте словосочетание со словом «мороз» по схеме.
Ученики работают по группам.
1 | | X |
Имя прилагательное | Имя существительное |
Учитель: Выберите самое красивое, самое удачное словосочетание. Проверка.
Учитель: Придумайте предложение со своими словосочетаниями
Учитель: Ребята, я тоже придумала предложение, но вот незадача: все слова рассыпались. Помогите составить предложение.
Сковал, льдом, быструю, трескучий, реку, мороз. (Запись на
доске.)
Дети составляют предложение: Трескучий мороз сковал льдом . Затем проводится запись, разбор по членам предложения и частям речи.
Учитель: Назовите словосочетания
(дети называют: трескучий мороз, сковал льдом, быструю реку, сковал реку).
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. С позиции какого раздела науки о языке мы еще не исследовали слово «мороз»?
Ученики: Фразеология.
Учитель: Что изучает фразеология?
Ученики: Устойчивые словосочетания, «крылатые» слова.
Учитель: Какие вы знаете устойчивые сочетания со словом «мороз»?
Ученики: Мороз по коже.
Учитель: Что оно означает? Как вы думаете, почему появилось это выражение.
Ученики отвечают исходя из своего опыта. Если у детей возникают затруднения, рекомендуется воспользоваться словарем.
Учитель: Пословицы и поговорки - это тоже крылатые слова. А какие вы подготовили пословицы и поговорки, где звучит слово мороз? (ответы детей).
1. Береги нос в большой мороз.
2. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
3. Мороз невелик, да стоять не велит.
4. Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.
5. Мороз разбирает да расшевеливает.
6. Стужа да мороз; на печи мужик замерз.
7. Был бы покос, да пришел мороз.
8. День дню рознь: нынче тепло, а завтра мороз.
9. Зима не без морозов.
10. Мороз да нужда - нет их хуже.
11. Солнце на лето, зима на мороз.
12. И март морозом на нос садится.
Учитель: Русский народ всегда любил зиму и мороз. Мороз представляли живым человеком и сказки о нем слагали:
«Мороз Иванович» (показать книгу, зачитать отрывок: «Была зима морозная, была зима серьезная. Дедушка Мороз все деревья в белые шубки нарядил, а на избы белые шапки нахлобучил»).
«Старый Мороз и молодой Морозец» (Жил старый Мороз, и был у него сынок - молодой Морозец»).
Учитель: Поэты тоже посвящали стихи морозу, зиме. (Отрывки стихотворений читают дети.)
III. Итоговый этап урока
Учитель: Сегодня мы исследовали слово «мороз». Мы изучили это слово с точки зрения разных разделов, каких? (Ученики называют разделы.
Учитель. Что было особенно интересным? Какое задание вызвало трудности? Что вы узнали нового?
IV. Домашнее задание.
Найти пословицы и поговорки о морозе.
Мини - сочинение «Морозный день»
Разделы науки о языке.
№ | Раздел науки о языке | Что изучает данный раздел? |
1. | Фонетика | Это - наука о звуках, а звук - это то, что мы слышим и произносим. |
2 | Орфография | Правописание |
3 | Лексика | Значение слова, антонимы, синонимы |
4 | Словообразование | Образование новых слов. |
5 | Морфология | Слово как часть речи. |
6 | Синтаксис | Словосочетание и предложение. |
7 | Фразеология | Устойчивые сочетания, «крылатые слова» |
2.
Со...нце землю греет слабо,
По н ...чам тр...щит мороз.
Во дв...ре у снежной бабы
П...белел м...рковный но... .
Александр Сергеевич Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись...
Афанасий Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Яков Полонский
Вот на каретных стеклах в блеске
Огней и в зареве костров,
Из бледных линий и цветов
Мороз рисует арабески.
С.Я. Маршак
Нашу речку, слово в сказке,
За ночь вымостил мороз...
Здесь проехали полозья
И сверкает на морозе
Серебристый гладкий лед...
Нина Погодина
От зари ли, от мороза
Зарумянилась береза?
Неба синь над головой
Снег, как небо, голубой.
Николай Алексеевич Некрасов
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.