«ИГРА-ПУТЬ ДЕТЕЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА,
В КОТОРОМ ОНИ ЖИВУТ И КОТОРЫЙ
ПРИЗВАНЫ ИЗМЕНИТЬ»…
А.М.Горький.
Учение через учебник и языковый материал должно указать ребятам пути совершенствования. Школа должна вырастить человека, способного к саморазвитию, чтобы он учился всю жизнь сам.
Учение-процесс живой: это непосредственное общение учителя с учеником.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешное развитие навыков общения, формирования положительной мотификации и повышения интереса учащихся к истории, является игра.
В национальной школе этот прием весьма активно используется на начальном этапе. Менее интенсивно элементы игровой деятельности примеряются в 5-7 классах. С учащимися же старших классов, учителя, как правило, перестают играть совсем: считают игру делом несерьезным, не соответствующим возрасту школьников, целям и задачам завершающего этапа обучения.
А между тем возросший в последние годы интерес методистов к использованию различного рода игр ( имитационных, сюжетных, деловых и т.д.) и появление ряда работ, убедительно обосновывающих необходимость их использования при обучении истории, еще раз подчеркивает ценность игры как пути обучения.
Игра имеет большое значение в жизни школьников. По мнению А.С. Макаренко, игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает педагогам избегать назойливой назидательности, создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия.
В играх ля школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции.
Самое важное в игре – это то, что не по необходимости. Не под давлением, а по желанию самих уч-ся происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.
В ходе игры ученики незаметно для себя активизируются, начинают размышлять. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, кто умеет видеть, подмечать, быстрее реагировать в игровой ситуации.
Игры помогают совершенствовать способности и наклонности. Толковая игра в руках хорошего организатора превышается в орудие воспитания и обучения. Требует значительного умственного напряжения от ее участников, приносит им в тоже время большое удовольствие.
Большую работу во время игрового урока проводит учитель. Он умело руководит уч-ся, находится в центре всего, что происходит.
Как учитель истории, считаю, что игры можно и нужно использовать не только во внеклассной работе, но и в самом процессе обучения.
Я хочу предложить несколько игровых уроков, которые провела с учащимися 5-6 классов по истории древнего мира. Цель игры – повторение’ пройденного материала. Для начала я предложила им отгадать кроссворд о жизни и орудиях труда древнего человека. (рис I) По вертикали:
Одно из первых жилищ человека.
Название первого человеческого коллектива.
Отрезок времени, равный 100 годам.
Орудие труда древнего охотника.
По горизонтали:
Орудие труда земледельца 6-5 тыс. лет назад.
Одно из первых каменных орудий труда.
Орудие труда древних из камня или металла 13-7 тыс. лет назад.
Предводитель, избиравшийся древними воинами на время войны.
Первый металл, который использовал человек для изготовления орудий труда.
Учащиеся выполнили работу на альбомных листах. Как приятно было смотреть за тем, с каким желанием эти маленькие трудяги стремились раньше других отгадать и решить кроссворд;
Затем, закончив разгадывание кроссворда. Мы с ребятами приступили к новому заданию, более сложному.
Теперь ребята должны были не только правильно вписать слова в колонки, но еще и по вертикали должны были отыскать слово, обозначающее самое первое занятие древнего человека. Для выполнения этой игры я раздала ребятам листы с заданием и они приступили к рению головоломки (рис. 2)
Занятие древнего человека с помощью гарпуна.
Одно из первых занятий древнего человека.
Орудие труда человека 30-20 тысяч лет назад.
Первое орудие труда человека из камня.
Орудие труда из кости и рога.
Огромное животное. На которое охотились люди.
Одно из каменных орудий труда 13-7 тысяч лет назад.
Первое жилище человека.
Одно из первых средств передвижения древних людей.
Предводитель, избиравшийся на время войны.
Первое домашнее животное.
Орудие земледельца 13-7 тысяч лет назад.
Занятие древнего человека, возникшее из охоты.
Самое древнее и простейшее орудие труда.
Во время игры ребята иногда затруднялись в ответах и обращались с вопросом ко мне, получая помощь, они работали дальше. И вот, вся работа позади. Задание выполнено. Кто-то огорчен, что позже других решил задание, кто-то радуется, что получил хорошую оценку. Но для меня, как учителя, самое главное то, что все учащиеся были охвачены работой, стремились дать правильные ответы на поставленные вопросы, вспомнить пройденный ранее материал. Ребятам урок очень понравился. Это было видно по их лицам, даже на перемене они оживленно обсуждали итоги урока, что-то спрашивали, о чем-то спорили. Домашнее задание: Написать небольшой рассказ о жизни первобытных людей. В настоящее время дидактические игры встречаются все чаще в практике многих учителей. Чем чаще учащиеся принимают участие играх, тем самостоятельнее они принимают решения, спорят, но присутствие учителя обязательно, он должен быть среди ребят, направлять их. Используя игру в своей практике. Я убедилась, что мои ученики стали мыслить лучше, быстрее и правильнее отвечать на поставленные вопросы. Мы добились лучшей успеваемости на уроках истории.
Игра на уроке всегда связана с эмоциональными переживаниями учащихся. Совсем недавно в 5 б. классе мы провели урок систематизации и обобщения по теме «Древний Египет». Материал учащимся был известен, надо был найти такую форму занятия, чтобы им было интересно еще раз обращаться к нему. Ребята сами выбрали, какую форму игры использовать.
Результаты игры были довольно впечатляющие. Моим шестиклассникам доставило удовольствие решение исторического кроссворда. Большая половина класса справилась раньше отведенного времени с заданием. Суть игры состояла в том, что ребята должны были, начав со «входа» в пирамиду (левая нижняя клетка) вписать слова, значение которых дано ниже. Наше путешествие по Древнему Египту должно было закончиться в столице Египта. Причем вопросы, на которые предстояло ответить ученикам, охватывали почти весь материал по Древнему Египту. Побеждал тот, кто раньше всех окажется в столице Египта.
Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на поля.
Неограниченный властитель в Египте – царь.
Человек, пускавший в ход плеть и палку, заставляя крестьян и рабов без отдыха работать на строительстве пирамид, рытье каналов.
Чтобы отвести лишнюю воду с полей, а позже ею экономно воспользоваться, египтяне рыли многочисленные…
Многолетнее водяное растение, считавшееся в Египте священным?
Злой бош пустыни, убивший доброго бога Осириса?
Имя известного египетского фараона, ведшего длительную войну в Азии (около 1500 лет до н.э.)?
Мастер, украшавший храмы в Египте?
Бог солнца, главный бог в Египте?
Искусство счета, часть математики, известное египтянам и применявшееся ими при постройке пирамид?
Человек, наблюдавший за звездами, предсказывающий время разлива Нила?
Столица объединенного царства Египта около 3000 лет назад до нашей эры?
Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале.
Ветры, дающие из пустыни ежегодно по 50 дней подряд, приносящие пыль, немыслимую жару.
Знак – рисунок, означавший слова, части слов.
Новая столица Египта (сер 3 тысячелетия до н.э.)
Урок этот прошел интересно. Он позволил мне проверить уровень знаний каждого ученика по данной теме. В оставшееся время мы с ребятами повторили как бы весь пройденный материал. Я предложила им ответить на поставленные мной вопросы по тестам.
Тутанхамон был царем
Знаменитые «Ворота Иштар» были сооружены
в Китае
в Египте
в Древнем Вавилоне
Знаменитый французский ученый 19 в. Шампольон занимался дешифровкой клинописей на глиняных дощечках, китайских иероглифов или египетский текстов?
Знаменитая Нефертити была царицей
Роджами назывались вожди
В Китае
В Индии
В Междуречье
Система шадуфов для подъема воды при поливе посевов юыла создана
В Вавилоне
В Индии
В Египте
На чем писали в Индии:
На папирусах
На глиняных дощечках
На пальмовых листьях?
Мы многое успели на этом уроке, проверили уровень усвояемости материала, учащиеся стремились размышлять, давать правильные ответы.
Ребятам урок очень понравился. Это было видно по их лицам, довольным и некоторые даже на перемене спрашивали. Домашнее задание: Написать небольшой рассказ о жизни первобытного человека.
Внесение в урок занимательности, игровых элементов, непосредственно связанных с изучаемым материалом, создает положительные эмоции, которые обеспечивают успешное протекание целенаправленной деятельности школьников.
Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, воспитывает мышление, укрепляет память, внимание, развивает познавательный интерес к предмету.
Поэтому я часто использую на уроках игру.
Обобщенный опыт работы на тему учителя истории и обществознания Тотиковой Нелли Хасановны на тему: «Развитие интереса к урокам истории»
2015-2016г.