Обобщенный педагогический опыт
педагога муниципального образовательного учреждения
МДОУ №5 «Радуга»
Терехиной Надежды Николаевны.
Тема опыта: Развитие речи детей дошкольного возраста.
Идея опыта:
Формирование всех компонентов устной речи: лексической, грамматической, фонетической культуры.
Развитие связной речи и свободного общения в различных видах детской деятельности.
Практическое овладение нормами родного языка.
Сведения об авторе
Образование: среднее специальное.
Угличское педагогическое училище 1983год.
Специальность по диплому: учитель начальных классов общеобразовательной школы.
Место работы: МДОУ №5 «Радуга» - воспитатель.
Педагогический стаж: 32 года
Стаж в занимаемой должности: 30 лет
Квалификационная категория: высшая.
Награды:
Почетная грамота Министерства образования РФ 2002г.
Структура описания обобщенного педагогического опыта.
Условия формирования опыта
Изучение методической литературы
Изучение опыта коллег
Курсы повышения квалификации
Активное участие в работе городских МО
Личная заинтересованность данной темой
Теоретическая база опыта
Агапова И.А. Игры со словами. Москва, издательство «Дом», 2007.
Агеева И.Д. Загадки про слова. Москва, издательство Сфера 2005.
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи. Москва,
Т.Ц. Сфера, 2005.
4. Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет. Ярославль.
5. Новоторцева Н.В. Развитие речи. Ярославль, Гринго, 1994.
6. Ушакова О.А. Программа Развитие речи в ДОУ.
3. Актуальность и перспективность опыта
В современном обществе наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
*Ухудшение состояния здоровья детей.
* Существенное сужение объема живого общения взрослых и детей.
* Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.
* Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, порождающее языковую распущенность.
Специально проведенные исследования утверждают, что более половины детей (55%) приходят в 1 класс в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения именно из-за недостаточной сформированности устной речи.
Приобщение детей к родному языку способствует развитию богатой, красивой и правильной речи.
4. Адресность
Данный опыт может быть использован педагогами ДОУ для проведения занятий, а также для организации речевой активности в свободной совместной деятельности.
5.Технология опыта
Обобщение опыта работы по развитию речи.
Идея опыта: развитие интереса и любви к родному языку.
Слово – о Слове
«Нам дан во владенье самый богатый, меткий, могучий, прекрасный и поистине волшебный русский язык».
К.Паустовский
«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний. Не условным звукам учится ребенок, изучая родной язык. Он пьет духовную силу и жизнь из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, знакомит с характерами людей, с обществом, с его историей, вводит его в народную поэзию».
К.Ушинский
Пословицы о Слове.
Слово – ключ, которым открываются сердца
Красную речь любо и слушать
Доброе слово сказать, что посошок в руку дать
От худого слова да на век ссора
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
Актуальность и перспективность опыта
Специально проведенные исследования утверждают, что более половины детей (55%) приходят в 1 класс в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения именно из-за недостаточной сформированности устной речи.
В современном обществе наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
*Ухудшение состояния здоровья детей.
* Существенное сужение объема живого общения взрослых и детей.
* Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.
* Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, порождающее языковую распущенность, хаос и бессмыслицу.
Своевременное приобщение детей к родному языку способствует развитию богатой, красивой и правильной речи.
Задачи речевого развития в ДОУ
Формирование всех компонентов устной речи: лексической, грамматической, фонетической культуры
Развитие связной речи и свободного общения в различных видах детской деятельности
Практическое овладение нормами родного языка.
Развитие словаря
Из чего складывается словарная работа в д/саду?
В нее сливаются 3 направления:
Обогащение – усвоение возможно большего количества слов, обозначающих предметы, признаки, действия.
Систематизация – подразделение слов на группы, выделенные по каким-то признакам.
Уточнение – понимание смыслового значения слов и их оттенков.
Эти процессы разграничить практически невозможно, поскольку они протекают одновременно. Их цель – активизация словаря, т.е. использование слов в речевой практике.
Игра как средство развития языка
«Игры со словом и звуками интересны дошкольнику. Он играет словом и в слове. Именно на игре словом малыш учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом» языка»
Функции дидактической игры:
Обучающая
Развлекательная
Коммуникативная
Релаксационная
Психотехническая
Воспитательная
Игр по развитию речи великое множество, поэтому возникает необходимость упорядочить их, привести в определенную систему.
Работа над развитием словаря идет в тесной взаимосвязи с развитием мышления: от наглядно-образного – к словесно-логическому и абстрактному.
«Для ребенка слова, не имеющие живого образа – пустые звуки. Богатство слов должно находиться в тесной связи с богатством представлений»
А.П.Усова
Значит, в основе словарной работы должна быть наглядность: предметы, картинки, схемы, модели, графические инструкции
Классификация игр на развитие словаря – См. раздел «Играем в Слово»