СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обоснование выбора технологий, приемов, форм и методов обучения и воспитания и др., способствующих выявлению и развитию способностей обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование выбора технологий,  приемов, форм и методов обучения и воспитания и др., способствующих  выявлению и развитию способностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Обоснование выбора технологий, приемов, форм и методов обучения и воспитания и др., способствующих выявлению и развитию способностей обучающихся.»

Обоснование выбора технологий, приемов, форм и методов обучения и воспитания и др., способствующих выявлению и развитию способностей обучающихся.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв). 

Про УМК «Школа России» говорят: «Создан в России и для России». В нем бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении. УМК представлен системой учебников, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

УМК «Школа России» предполагает применения в практике учителя широкого спектра современных образова­тельных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагоги­ческих ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:

  • ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учеб­ную деятельность;

  • значительный воспитательный потенциал;

  • преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и во­просов, инициирующих детское действие с целью овладения универсаль­ными учебными действиями;

  • проектные, творческие задания, практические работы, учебные диа­логи;

  • практическая направленность содержания учебного материала с опо­рой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

  • возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окру­жающего мира;

  • возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

  • возможности для работы с современной информационно-образова­тельной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений

  • ориентация на здоровьесбережение младших школьников;

возможности для разнообразия организационных форм обучения: ин­дивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к системе образования. Технологии, которые   я  использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач.

В процессе обучения мною используются следующие технологии:

  • Технология деятельностного обучения

  • Личностно-ориентированные технологии

  • Технология «Обучение в сотрудничестве»

  • Технология уровневой дифференциации

  • Игровые технологии (дидактические игры, ролевая игра)

  • Технология обучение в сотрудничестве

  • Информационно – коммуникационные технологии 

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технология проблемного обучения

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучаемого. Изменяются позиции обучающегося — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.

Особенности личностно – ориентированного урока

  1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.

  2. Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

  3. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

  4. Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.

  5. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Технология деятельностного обучения

Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны ,а по сути.

Ещё одной особенностью использования деятельностного подхода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения.

 Деятельностный подход предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

  • Постановка учебной задачи.

  • «Открытие» нового знания.

  • Первичное закрепление.

  • Обучающая самостоятельная работа

  • Выполнение заданий на повторение

Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки и деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.

Игровая технология имеет следующие преимущества:

  • создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение обучающегося к усвоению материала;

  • в процессе игры обучающиеся (меланхолики и флегматики) получают большую мотивацию для выражения своих мнений и чувств;

  • застенчивые обучающиеся более охотно вступают в диалог с учителем;

  • позволяет обучающимся получить опыт общения, который не всегда можно получить на обычном уроке;

  • игра заставляет думать, искать нестандартные решения, предлагать новые идеи;

  • в непринужденной и легкой обстановке игры обучающиеся легче запоминают новый материал;

  • обыгрываются реальные жизненные ситуации.

За счет применения данной технологии происходит повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки. Формирование исследовательского и творческого отношения к действительности; реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределения, саморегуляции.

Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность  с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.

Информационно-коммуникационная технология имеет следующие преимущества:

  • развитие коммуникативных умений обучающихся;

  • повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся;

  • объективность оценки;

  • расширение возможностей предъявления информации;

  • объективность оценки при использование компьютерных тестов и тестовых программ.

Повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций.

Технология проблемного обучения.

Цели данной технологии:

1. Творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей у учащихся, за счет создания в их сознании проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций.

2.Пробуждение интереса учащихся к исследованию ситуации, ведущее к усвоению нового материала, решению проблемы и т.д. через умственный поиск, ведущий к развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей.

Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций (Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся). Обеспечение активного характера педагогического процесса. Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета. Формирование у учащихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

Важным результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования является развитие технологии уровневой дифференциации обучения в учебно - методическом комплексе "Школа России". Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть вариативным к особенностям каждого ребёнка. Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения. Опираясь на данное направление, можно работать как с учениками, испытывающими затруднения в обучении, так и с более продвинутыми, проявляющими ярко выраженные интересы, способности и склонности к предмету.

Осуществляя уровневую дифференциацию и индивидуальный подход в обучении, я руководствуюсь следующими требованиями: создание атмосферы, благоприятной для учащихся; активно общаться с учащимися, т. к. учебный процесс должен быть мотивирован и обучающийся учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен четко представлять себе и понимать чего от него ждут.

Создание условий для активной совместной деятельности учащихся решает технология «Обучение в сотрудничестве». Совместными усилиями ликвидируются пробелы в знаниях, решаются любые проблемы, радость успеха или горечь неудачи делится на группу. Поскольку в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль  и т. д. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:

• распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности;

• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности, также под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями,  вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.

Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.





Мы приходим к выводу, что широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует повышению их познавательных интересов.

Главная цель педагога в технологии дифференцированного обучения: научить обучающихся самостоятельно получать знания и уметь применять их на практик

Я считаю, что использование перечисленных образовательных технологий позволяет значительно повысить качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию.