Урок русского языка по теме: «Обособление уточняющих членов предложения» в 8 классе.
Цели урока:
1.Общеобразовательные
-отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения
-научить отделять уточняющие члены предложения запятыми
-научить конструировать предложения с уточняющими членами
2.Развивающие
-активизировать познавательную деятельность учащихся
-стимулировать и развивать мыслительные процессы
-развивать память, внимание , быстроту реакции
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Ход урока:
1 Фронтальный опрос по пройденным темам из раздела «Обособление».
Что такое обособление ? (Обособить — отделить особо
,выделить, выгородить, исключить из общего .
Обособление — интонационное и смысловое выделение второстепенных членов предложения.
Какие члены предложения называются обособленными?(выделенные второстепенные члены
Как выражается обособление на письме? В устной речи ? (на письме запятыми, в устной речи – интонационно).
В каком случае обособляются определения ,приложения ?(Если стоят после определяемого слова, относятся к личному местоимению ,имеют дополнительное обстоятельственное значение ,относятся к имени собственному)
Каковы правила обособления обстоятельств? (В русском языке есть случаи обязательного обособления обстоятельств –
это обособление обстоятельств , выраженных одиночным деепричастием или деепричастным оборотом)
- Что такое определяемое слово, как его обозначаем?(определяемое слово, то к которому относится обособленный член предложения)
- В каком случае не выделяются обособленные обстоятельства ( если являются устойчивым выражением(фразеологизмом) Например: Работать спустя рукава. Сломя голову, затаив дыхание.
В рабочем листе учеников даны семь предложений с обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями. Ученики читают предложения и устно объясняют постановку знаков препинания .
1.Ваза ,стоявшая на столе ,поразила меня.
2.Под облаками , заливая воздух серебряными звуками , пели жаворонки.
3.Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку.
4.Данко бросился вперед , высоко держа горящее сердце.
5.Безмерно влюбленный в небо , он остался верен ему.
6.Всю жизнь бабушка работала не покладая рук.
7.Онегин , добрый мой приятель , родился на брегах Невы.
Один из учеников делает синтаксический разбор второго предложения (устно). Предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа : Жаворонки –подлежащее , пели – сказуемое. Предложение простое двусоставное. В предложении есть второстепенные члены. Пели где? Под облаками – поэтому оно распространенное. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
2.Объяснение нового материала: «Обособление уточняющих членов предложения»
На доске написаны предложения:
а) Завтра мы пойдем на экскурсию.( в 10 часов)
б) Золотая осень землю украшает.(с желтыми листьями)
в) Постепенно гаснут в небе звезды. (очень медленно)
Попробуйте конкретизировать данные члены предложения , сделать их более точными, ясными.
Учащиеся приводят свои примеры уточнения.
Попробуем сделать вывод. Какие слова обособляются в данных предложениях?
Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.
Для чего нам нужно употреблять в речи уточняющие члены предложения ?
а) Чтобы не ошибиться при назначении места встречи (где , когда ,когда именно) Я у аптеки , а я в кино ждала вас. Так значит завтра на том же месте , в тот же час.
б) Уточняющие члены предложения создают образ, имеют художественную
ценность. Золотая , с желтыми листьями, осень землю украшает.
в) помогают раскрыть различные чувства. Мы беседовали хорошо, по-дружески.
Вопросы: Какие члены предложения называются уточняющими ?
Как выделяются в устной речи ?В письменной ?
Составление таблицы « Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.» Таблица вывешена на доске Такая же таблица в рабочих листах учащихся .Один ученик у доски а остальные в своих рабочих листах должны соотнести левую и правую часть таблицы . Найти предложения, соответствующие каждому пункту таблицы.
Обособляются слова и словосочетания ,уточняющие смысл предшествующих слов
Уточняющие обстоятельства места | Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу. |
Уточняющие обстоятельства времени | Далеко, в лесу, раздавались удары топора. |
Уточняющие обстоятельства образа действия | Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость приехавший из Самары. |
Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста. | Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней. |
Уточняющие приложения с союзом или (= то есть) | Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. |
Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д) | Он наивно, по детски, вытер пальцами глаза. |
6.Закрепление материала.
Выборочное (осложненное ) списывание.
Из предложенных пар предложений выбрать только предложения с уточняющими членами.
А.1.Здесь, среди болот, проб...рается тоненький ручеек.
2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.
Б.1.Войдя в юрту Макар подошел к камельку.
2.Сегодня ,в восемь часов вечера,мы поед...м в гости.
В. 1.Нутрия ,или водяная крыса ,ценит(т ,ть )ся своим мехом.
2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.
Г. 1.Я ничего не слышал ,кроме шума листьев.
2.На севере ,слабо мерцая , подымались какие-то белесоватые облака.
После выполнения этого задания учащиеся обмениваются своими работами и производят взаимопроверку. Оценивают по следующим критериям :
2 предложения - «3»
3 предложения - «4»
4 предложения - «5»
Лексическая работа : В рабочих листах при выполнении этого задания вы заметили выделенные слова. Попробуйте определить лексическое значение этих слов из контекста.
-Учащиеся предлагают свои варианты ответа.
-Учитель зачитывает правильное толкование слов.
Хутор : 1)Обособленный участок земли с усадьбой владельца.
2)На Украине , Кубани — небольшой крестьянский поселок.
Камелек : Небольшой камин или очаг для обогревания.
Белесый : Беловатый, тускло-белый. (Суффикс -оват- обозначает неполный признак,, например, красноватый , грустноватый ).
4.Конструирование предложений.
Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .
а) Половодья , весной , сейчас ,с , опасением ,мы, ранней, ждем.
Сейчас , ранней весной , мы с опасением ждем половодья .
б) Сидели , дети , дома , около , скамейке , на .
Около дома , на скамейке , сидели дети.
в) Изучаем , то есть , мы , предложения ,науку , о , словосочетании , предложении , и.
Мы изучаем синтаксис , то есть , науку о словосочетании и предложении.
У доски три ученика составляют предложения с уточняющими членами , прикрепляя магнитами слова к доске и объясняют постановку знаков препинания в предложениях с уточняющими членами предложения.
5.Составить схемы предложений с уточняющими членами .(Аудирование)
Предложения зачитываются один раз (без повторения). После каждого предложения ученики записывают схемы предложений в своей тетради.
Затем схемы предложений записываются на доске .
Поздно вечером , часов в одиннадцать , я вышел в сад
Вправо от дома , на берегу реки , раскинулся огромный парк.
Мы беседовали хорошо , по-дружески.
В воздухе изредка появлялись белые комары , то есть снежинки.
Он работал весело , с огоньком.
Проверка:
когда , когда именно ,
где , где именно ,
как , как именно .
Что , то есть .
как , как именно.
6.Творческое задание.
Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники» , используя предложения изученной конструкции. Вспомните , какие праздники отмечаются в нашей школе и попробуйте написать небольшой рассказ , используйте предложения с уточняющими членами .
Ученики пишут рассказы, две -три работы зачитываются.
Праздники : 1 сентября — День знаний , 5 октября — День учителя , Новый год ,
8 Марта , 12 апреля — День Космонавтики.