СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обработка древесины. Вырезание растительного рисунка по темному фону.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является продолжением художественной обработки древесины. Это получение эффектного сочетания светлого и темного при удалении слоя древесины.

Просмотр содержимого документа
«Обработка древесины. Вырезание растительного рисунка по темному фону.»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Красный Зилим Муниципального района

Архангельский район Республики Башкортостан











Разработка урока по технологии для 8 класса



Тема: Обработка древесины.

Вырезание растительного рисунка по темному фону.



Учитель: Гарифуллин Рустам Рашитович, высшая категория.







с. Красный Зилим, 2017 г.








Тема: Обработка древесины. Вырезание растительного рисунка по темному фону.

Цели:

Обучающая: выработка практических навыков и умений с целью обогащения способности ценить и понимать искусство.

Развивающая: развивать глазомер, образное, пространственное мышление, творческие способности.

Воспитательная: воспитать чувство вкуса и умение правильно и аккуратно выполнять работу, воспитание трудолюбия, аккуратности, наблюдательности.

Оснащение: образец резьбы, линейка, карандаш, липовые тонированные доски, разметочный инструмент, инструменты для резьбы, кисть, морилка, рисунки резьбы, копировальная бумага.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная.

Эпиграф: Человек есть то, что он делает.

Пословица.

  1. Организационный момент.

  2. Кроссворд.

Разгадывание кроссворда. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали вы получите ключевое слово: дерево, о котором сегодня на уроке пойдет речь.

а

б

в

г









а) Чертежный инструмент.

б) Чего в мешке не утаишь?

в) Инструмент для пиления.

г) инструмент для опиливания.

3. Теоретическая часть.

Выступления учащихся.

Учитель:

- Сегодня каждый из вас принес с собой что-то, связанное с липой.

Первый ученик:

- Липовые цветы имеют восхитительный аромат, он чувствуется на большом расстоянии. Липовый цвет обладает лекарственными свойствами. Цветы собирают, сушат и заваривают чай, ароматный и приятный на вкус. Липовый чай пьют как потогонное средство при простуде.

Второй ученик:

- Липовый мед – «липец» - ценится выше всех других сортов меда, он не знает себе равных не только по вкусовым, но и лечебным свойствам. «Липец» - незаменимое средство от простуды.

Третий ученик:

- Плоды липы – маленькие круглые орешки. Они снабжены особым листком – «парусом», помогающим ветру отнести семена подальше от материнского гнезда. Ими питаются птицы и мелкие грызуны. Люди делают из них масло, а также напиток, напоминающий по вкусу кофе.

Четвертый ученик:

- Из коры молодых лип делают лыко – материал для плетения лаптей, коробов. Древесина липы – любимый материал резчиков по дереву. Она хороша также для приготовления музыкальных инструментов, посуды, фанеры и игрушек.

Пятый ученик:

- Из снятой и высушенной в выпрямленном состоянии коры делали кровлю, укрепляли днище телег, саней. А замоченная кора дает мочало – используется как обвязочный материал, из неё делают швабры, щетки.

Шестой ученик:

- Липовые ветки, собранные летом, используются зимой на корм домашним животным как источник витаминов. Из молодых побегов липы изготавливают любимые игрушки детей – свистульки.

Учитель:

- Дерево всегда прекрасно. Кто из вас не был в лесу и не любовался его красотой. Живое дерево дарит нам смолистый запах хвои, аромат распускающейся листвы или просто прохладную тень в жаркий день.

Зелень леса очищает воздух, которым мы дышим, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Она вырабатывает летучие вещества – фитонциды, убивающие микробы.

Срубленное дерево продолжает служить человеку: может стать стеной жилого дома и частью корабля, телеграфным столбом и железнодорожной шпалой.

Распиленное на брусья и доски – превратится в двери, оконные рамы, полы, книжный шкаф, упаковочный ящик и т.д.

Уходят в прошлое времена, когда дерево использовали как топливо. Ведь даже из его отходов можно вырабатывать целлюлозу, ДСП, бумагу и сотни других необходимых человеку вещей. На Руси дерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природная красота сделали его излюбленным строительным и поделочным материалом.

Из дерева строили – в старину говорили: «рубили» - крестьянские избы и роскошные царские терема, им мостили улицы, из него возводили бревенчатые частоколы и стены городов для защиты от врагов.

Самый лучший материал для художественной резьбы – мелкослойное мягкое дерево липы. Оно одинаково хорошо для всех видов обработки. Раньше из липы вырезали сложнейшие архитектурные детали, рамы картин и икон, фигурные перила лестниц.

Древесину липы и сейчас используют в художественных промыслах, в металлургии – для изготовления моделей и форм, в реставрационных и других работах.

Хорошо высушенная древесина липы мягка и пластична, легко поддается резьбе. Липу применяли когда-то даже для подделки печатей. От тех времен выражение «липовая печать» сохранилось в русском языке до наших дней.

О необходимости бережного отношения к нашему «зеленому золоту» вы знаете. Но хотелось бы еще раз напомнить, что многое здесь зависит от вас. Если во время прогулки, турпохода вы не срубите для костра молодые побеги, а используете только сушняк, если на лыжных трассах вы не сломаете, а сбережете торчащие из снега тонкие ростки, они вырастут большими деревьями.

Разумным отношением к живой природе и экономным использованием в своих работах материалов из древесины вы поможете сохранить лес.

Искусство деревянной резьбы известно с глубокой древности. Украшение резьбой архитектурных деталей и предметов быта самостоятельного значения никогда не имело. Для усиления художественной выразительности предметов резчики использовали геометрические и растительные орнаменты наряду с другими подобными приемами. Все это и получило название прикладного искусства.

Декоративная резьба по дереву художественно неотделима от изделия или сооружения, которые она украшает. Ее характер не может быть случайным: он должен соответствовать функциональному назначению, конструктивным особенностям и форме предмета.

Народные мастера разработали множество видов декоративной деревянной резьбы. С гранено-выемчатой резьбой вы уже знакомы из курса технологии предыдущих лет.

  1. Повторение. Вопросы для повторения:

- Что является основным элементом геометрической резьбы? (Выемки в виде трехгранных борозд.)

- Что можно украсить геометрической резьбой? (Ларцы, прялки, разделочные доски.)

- Каким инструментом пользуются при выполнении геометрической резьбы? (Нож-резак.)

Возможно, кто-то из вас делал ножиком узоры на палочках, обожженных в пламени костра. Вы уже немного знакомы с этим видом резьбы. Белые надрезы по черному лаку или темно-коричневому фону образуют очень эффектный контрастный рисунок. Подобная техника резьбы одинаково пригодна для создания как простых геометрических орнаментов, так и сложных тематических панно.

  1. Закрепление.

  1. Что нам ребята дает лес?

  2. Почему нужно охранять природу?

  3. Можем ли мы обойтись без «даров леса»?

  4. Что каждый из нас может сделать в области охраны природы?

  1. Практическая часть.

Учитель:

- То, чем мы займемся с вами на практической части занятия, зашифровано в ключевом слове по вертикали данного ребуса.

а) Инструмент для декоративной резьбы.

б) Зеленая гостья.

в) Режущий инструмент.

г) Лесной табурет.

д) Взялись за работу две «старушки» и получилась скалка.

е) Из древесины какого дерева делают спички.

а

б

в

г

д

е














7. Правила ТБ.

- Как располагаются резцы на рабочем столе?

- Как нужно передавать резцы и разметочный инструмент?

- Как нужно работать с острыми инструментами (ножи-косячки, стамески)?

- Для чего используется спецодежда (халат, берет)?

- Чем убираются на рабочем месте?

8. Практическая работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют рисунки резьбы на обработанных морилкой досках. Занимаются резьбой, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

  1. Итог работы.

Самооценка, взаимооценка учащихся, обсуждение ошибок.

Выставление оценок.