Тема урока: «Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. КР3»
Цели урока:
Образовательные: ввести понятия символьной информации, познакомить учащихся с функциями и процедурами, предназначенными для работы с символьными величинами, сформировать умение решать задачи с использованием символьной информации.
Развивающие: алгоритмическое мышление, познавательную деятельность учащихся; интерес к программированию; внимательность и самостоятельность при решении задач.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Контрольная работа
Переменные, структура программы, операторы ветвления, линейного алгоритма.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
3
|
1
|
3
|
4
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
4
|
1
|
1
|
1-3, 2-1, 3-4, 4-2
|
1-4, 2-1, 3-3, 4-2
|
26
|
III. Изучение нового материала
Для этого необходимо изучить новый материал.
Будем полагать, что текст — это произвольная последовательность символов некоторого алфавита. Алфавитом может служить любое множество символов. Символьный тип данных служит для представления символа, который есть на клавиатуре. Всем имеющимся на клавиатуре символам ставится в соответствие целое число — код символа. Всего кодируется 256 символов. В таблице кодов среди всех символов можно выделить следующие четыре группы:
- цифры от 0 (код 48) до 9 (код 57);
- латинские прописные буквы от «А» (код 65) до «Z» (код 90);
- латинские строчные буквы от «а» (код 97) до «z» (код 122);
- русские прописные буквы от «А» (код 128) до «Я» (код 159).
Символы в пределах каждой из групп следуют друг за другом в алфавитном порядке и их коды изменяются при этом на 1. Каждый символ строковой величины занимает 1 байт памяти.
Данные символьного типа могут быть представлены двумя способами:
- графическим, когда соответствующий символ записывается в апострофах, например: '+' (символ «плюс»);
- с помощью целочисленного кода, когда рядом со знаком целочисленного кода # указывается целое число — код данного символа в таблице ASCII. Например, #65 — представление латинской прописной буквы «А» с помощью целочисленного кода.
Строкой символов, или символьной (строковой, текстовой) константой, будем называть последовательность символов, заключенную в кавычки. Среди строк пустая строка играет ту же роль, что ноль среди чисел. Максимальная длина текстовой строки — 255 символов.
В Паскале существует тип данных, предназначенный для обработки слов (цепочки символов). Такой тип данных называется строковым (тип string). Строки выводятся на экран посредством стандартной процедуры write {writeln) и вводятся с клавиатуры с помощью стандартной процедуры read {readlri).
Объявление данных типа string:
- если данные являются константами:
const <имя_переменной>=<значение>;
- если данные являются переменными:
var <имя_переменной>: string;
<имя_переменной>: string[20];
В квадратных скобках указывается максимальная длина строки. Если длина строки не указана, то она считается равной 255 символам — максимально возможной длине.
Операции над строками.
Для строк определена операция объединения (сцепления), которая обозначается знаком + и объединяет несколько строк в одну.
Например:
A:=’ Новосибирск’;
B:=’ столица Сибири’
С:=A+’- ’+B+’!’
Переменная С иметь значение ‘Новосибирск- столица Сибири!’
Операции отношения (сравнения двух строк) =,<, >, >=,<=, <> .В результате сравнения двух строк получается логическое значение (true или false). Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символов (кодировки).
Например:
- 'строка'<>'строки'(верно, т.к. не совпадают последние символы),
- 'Abc'<'abc'(отношение истинно, т.к. код символа 'A' равен 65 в десятичной системе счисления, а код символа 'a' - 97),
- 'год'>'век'(отношение верно, т.к. буква 'г' в алфавите стоит после буквы 'в', а, следовательно.
- ‘кот ’=’ кот’ (отношение истинно, т.к совпадают все символы)
Стандартные функции и процедуры.