СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.»

ФИО автора: Третьякова Светлана Дмитриевна

Населённый пункт: село Поначёво, Курагинский район

Образовательная организация: МКОУ Поначёвская ООШ №28

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема раздела: Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

Тема урока: Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Цель: познакомиться с понятием об обращении, научиться находить обращение в предложении (в устной и письменной речи), отличать подлежащее от обращения, отрабатывать навык выделять на письме знаками препинания и интонацией в речи, использования обращений в разных речевых ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение обращения, уметь находить их в предложении, графически обозначать, употреблять в речи.


Метапредметные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

 развивать способность ставить перед собой учебную цель и сохранять её, умение работать в группе, создавать собственный текст.


Личностные: формировать навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях, воспитание культуры общения.

Действия учителя

Действия учеников

  1. Создание ситуации успеха. Мотивация к учебной деятельности

(Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха ).

Я бы хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне?

«С малой удачи начинается успех!» (слайд)

- Как вы понимаете эти слова?

И ещё : «Я знаю, что ничего не знаю» - так говорил известный древнегреческий мыслитель Сократ.(слайд)

- Сегодня на уроке мы постараемся опровергнуть его слова.

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Я буду этому очень рада!


Приветствуют учителя

Определяют уровень своей готовности к уроку.

Включаются в деловой ритм.


Высказывают своё мнение.








Поддерживают учителя.



2.Организация поисковой деятельности (продолжается эмоциональный настрой): Определение темы, целей и задач урока.(Организует деятельность по определению темы, цели урока и его результатов )


А)На дворе золотая осень. На душе прекрасное настроение
И звучит музыка осеннего леса, которая настраивает нас всех на продуктивную работу. (П.И.Чайковский «Времена года»).

Б) Работа с текстом.

-Осенняя картина. Текст (слайд)

Сколько цветных корабликов на пруду! Желтые, красные и золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. Они плавно падают на холодную воду и плывут с поднятыми парусами. Небо чистое. Но вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края. Счастливого пути, ласточки!

Ответьте на вопросы( в парах).

  • 1. О чем этот текст?

  • 2. Скажите, как вы поняли, что это за кораблики?

  • Как догадались? Вспомните, как называется такой прием в литературе, когда предмет открыто не называется, а только через скрытое сравнение угадывается? (Метафора)

  • 3. Определите интонацию 1-го и последнего предложений. (Восклицательная)

В) Счастливого пути, ласточки!


  • Обратите внимание на последнее предложение.

  • К кому обращается автор? Как выделяется это слово в устной речи? (повышенной звательной интонацией)

  • Произнесите правильно предложение.

Как обозначается это слово на письме? (Запятой)

Итак, такое слово, называющее лицо или предмет, к которому обращаются с речью, называется…

(обращением).

Молодцы, ребята!

Г) А сейчас я к кому обратилась и похвалила? Заметили обращение?

А теперь вспомните, какое приветствие рассыпалось в самом начале урока? ( Здравствуйте, ребята!)

С какой целью я произнесла слово ребята?

(Приветствие)


3.Организует правильность оформления темы и цели урока.

-Какова же тема нашего урока? (Обращение. Употребление и знаки препинания)

-Какова же цель нашего урока? (познакомиться с понятием об обращении, научиться находить обращение в предложении )

-Чему мы должны научиться? (Находить, правильно употреблять, расставлять знаки препинания)

4.Организует составление алгоритма изучения темы:

1. Что такое обращение?

2. С какой интонацией произносится обращение?

3. Чем может быть выражено обращение? В форме какого падежа?

4. Каким членом предложения может быть обращение?

5. Где в предложении может стоять прямая обращение?

6. Какие знаки препинания используются для выделения обращения?

НО!!! Местоимение не может быть обращением!

5. Усвоение новых знаний

Дает установку на самостоятельную работу с учебником :

Прочитать, составить лингвистический рассказ о прямой речи, рассказать товарищу. Прослушать, откорректировать при необходимости.



Слушают музыку.(немного удивлены)



Рассматривают картину.





Работают в парах.

Читают текст друг другу. Отвечают на вопросы.

Фиксируют затруднения и их причины











Анализируют предложение


Отвечают на вопросы.


Вспоминают и дают определение литературного приёма.


По очереди читают первое и последнее предложения. Делают вывод об интонации.

Делается вывод о постановке запятой.









Формулируют и записывают тему урока;

формулируют цель















Самостоятельное усвоение знаний по алгоритму.

Работа с учебником.

Работают индивидуально.

Составляют лингвистический рассказ по алгоритму.

6. .Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 

Раздает задания.Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Теоретический штурм

1. Я предлагаю вам оценить уровень ваших теоретических знаний по теме урока.

Возьмите голубые листочки с цифрами

Ответьте словами ДА или Нет на вопросы

  1. В речи вполне можно обойтись без обращений.(нет)

  2. Обращение - это уточнение подлежащего. (нет)

  3. Обращение произносится с особой интонацией.(да)

  4. Обращение имеет форму именительного падежа. (да)

  5. Обращение является подлежащим. (нет)

  6. Обращением может быть одно слово или сочетание слов. (да)

  7. Обращение может находиться только в начале предложения. (нет)

  8. Обращение выделяется запятыми. (да)

  9. По обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. (да)

Уверены ли вы в своих ответах?

Давайте проверим себя (открывается информация  с правильными ответами).

Поднимите руку, кто не сделал ошибок.

7.Первичное закрепление.

Организует работу, контролирует правильность ее выполнения

А).      Найдите обращения, прочитайте с правильной интонацией, расставьте знаки препинания. Составьте схемы.

1.      Соседушка я сыт по горло.

2.      Друзья к чему весь этот шум?

3.      Стой братцы стой!

4.      Я братец сам виноват.

5.      Защити отец родной!

6.      Чего ты скулишь бедняжка?

7.      Не шуми сосна. Не пыли дорога.

8.      Ты не пой соловей под моим окном.

 

Б). На слайде иллюстрации к сказке. Вспомните эпизоды к сказке и записать предложение, используя обращения. Сравнить с эталоном.



В )Организует работу в группах. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Прочитайте предложения с обращениями. Запишите в тетрадь 1 предложение, чтобы обращение находилось: 1 группа- в начале,2 группа- в середине , 3 группа- в конце предложения. Поставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы


1. Ребята давайте жить дружно.

2. Ребята собрались в поход.

3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?

4.Подкралась осень незаметно.

5.Добро пожаловать скворец.

6. Не трещите морозы в заповедном бору.

7. К утру мороз крепчал.

8. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

9. Муравьи санитары леса.

10. Догорай костер дотла.

11. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

12. В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.

13. Песню эту пронесем друзья по свету.

14. Друзья познаются в беде.

15. Прощай любимый город.

Вывод: Где может находиться обращение в предложении?

Внимание! Каждая группа найдёт предложение, где обращения нет. Полчеркните грамматическую основу.

С каким членом предложения можно спутать обращение?( с подлежащим)

Как их различать?( (Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения).








Работая по способу действия, записывают ответы на вопросы. Осуществляют самопроверку, воспроизводя способ действий .







Выполняют задание, проверяют правильность ответов, исправляют ошибки, дают правильный вариант ответа.


















Работают индивидуально, составляют схемы.












Вспоминают названия сказок, составляют предложения с обращениями, сравнивают.





Читают предложения. Выписывают предложения по заданию.

Один учащийся из группы выступает с комментарием перед классом.

















Делают вывод о месте обращения в предложении и знаках препинания.




Вместе находят отличия.

8.Физминутка.

А сейчас немного отдохнем. Встаньте, ребята. Я читаю предложения с обращением, вы определяете, к какой схеме оно относится, и двигаетесь в нужном направлении. Определите жанр данного текста.

Ветры, бури, ураганы,                  

Дуйте, что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи. (стихотворение)

 

К Муравью ползет она:

  «Не оставь меня, кум милый!» (басня)

 

Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» (сказка)

 

Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. (рассказ, мультфильм)

 

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. (письмо)




Слушают, выполняют действия

9.Этикет и обращение.

. Закрепление полученных знаний.

Беседа.Ребята, от чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящегои, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.

Порой пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами.

- А какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т. д.)

Практикум.

- Итак, ребята, мы поговорили о важности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие. Давайте проверим, умеем ли мы вежливо общаться с людьми. Постарайтесь использовать «слова вежливости». Можете выполнить это задание в паре или группой.

Перед вами этикетные формулы-просьбы: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать.

И ситуации: 1.Попросите своих родителей о покупке …  2 .Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника. 4. Вы опоздали на урок. Попросите разрешения у учителя войти в класс.

Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

 


















Называют добрые слова.







Выполняют это задание в паре или группой.





Разыгрывают ситуации.

10. .Самостоятельная работа

Контролирует правильность выполнения работы


Самостоятельная работа

Упр. 343, зад. 2, 3



Выполняют упражнение по заданию в тетради


11. Восстановите текст

.Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому ______________________________.

 Обращение выражается именем _____________________

 в _________________________ падеже.

Обращение произносится со ___________________ интонацией.

 Обращение может состоять из _________слова, а может состоять из ___________ слов.

Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________ и в _______________ предложения.

 На письме обращение выделяется ______________________.

 Местоимения ТЫ, ВЫ ______________________ обращениями

 

 



Восстанавливают текст на слайде.

12. 8. Рефлексия учебной деятельности

Оцените результат своей работы на уроке:

Зеленая карточка - Я доволен собой, так как я все понял, могу объяснить товарищу

Оранжевая карточка - Я понял для себя, объяснить затрудняюсь

Синяя карточка - Было трудно, надо поработать

Выставление отметок




Самооценка деятельности.

Домашнее задание: написать сказку об обращении.