Тема | Цели | Задачи | Контрольные вопросы и задания | Д/з |
Обратная матрица. Матричные уравнения. | Дидактическая | Определить алгебраическое дополнение какого-либо элемента, невырожденную матрицу, обратную матрицу, присоединенную матрицу, ознакомить с алгоритмом нахождения обратной матрицы методом присоединённой матрицы, с общим видом простейших матричных уравнений, начать формирование умений и навыков нахождения матрицы, обратной к данной, решения простейших матричных уравнений. | 1) Обобщить и закрепить необходимые для изучения обратной матрицы умения и навыки решения задач с матрицами и определителями. 2) Определить алгебраическое дополнение какого-либо элемента, невырожденную матрицу, обратную матрицу, присоединенную матрицу. 3) Изучить метод присоединённой матрицы. 4) Начать формирование умений и навыков нахождение обратной матрицы, решения простейших матричных уравнений. | Вопросы и задания занятия. | Изучить и записать конспект лекции, решить задания по образцу, найти матрицу, обратную к данной А = , решить матричное уравнение Х ∙ = . |
Развивающая | Развивать логическое мышление и память. |
Воспитательная | Воспитывать любознательность и самостоятельность. |
Обратная матрица. Матричные уравнения.
1) Мотивация изучения обратной матрицы и матричных уравнений (ознакомиться).
Изучение понятия обратной матрицы расширит наши знания, умения и навыки по решению задач с матрицами и определителями, позволит изучить и в дальнейшем использовать матричный метод для решения матричных уравнений и систем линейных алгебраических уравнений.
2) Актуализация необходимых для изучения обратной матрицы опорных знаний (записать в конспект).
Вспомним правила вычисления определителей 1-го и 2-го порядка:
− Если определитель 1-го порядка, то он равен своему элементу.
− Если определитель 2-го порядка, то он равен разности произведения элементов главной диагонали и побочной:
=
-
= действительное число.
Закрепим эти правила на примерах.
Пример 1. Вычислите определители:
∆ =
= - 9.
∆ =
= 5.
∆
=
= -7∙1-6∙4 = -7 – 24 = -31 (умножаем элементы, расположенные по главной диагонали, а затем вычитаем произведение элементов на побочной диагонали).
∆ =
= 5∙9 - 3∙(-2) = 45 + 6.
∆ =
= решите самостоятельно.
∆ =
= решите самостоятельно.
∆ =
= решите самостоятельно.
∆ =
= решите самостоятельно.
Вспомним правило умножения матрицы на число и правило умножения двух матриц:
− Произведением матрицы А на число α называется матрица, элементы которой получаются из соответствующих элементов матрицы А умножением на число α.
− Произведение А · В матрицы А на матрицу В определяется только при условии, что количество столбцов матрицы А равно числу строк матрицы В. Пусть данные матрица А размера mxn и матрица В размера nxp.
Произведением А∙В матриц А и В, записанных в выдающейся последовательности, называется матрица С, элементы которой определяются по следующим соотношением:
.
Закрепим эти правила на примерах.
Пример 2. Вычислите 5А, А ∙ В, если А =
, В =
.
5А = 5
= (чтобы умножить на число, необходимо каждый элемент умножить на это число) =
=
.
А∙В =
∙
= (берём элементы 1-ой строки 1-ой матрицы и умножаем на соответствующие элементы 1-го и 2--го столбцой 2-ой матрицы, а затем берём 2-ю строку 1-ой матрицы и умножаем на соответствующие элементы 1-го и 2--го столбцой 2-ой матрицы) = =
=
=
.
3) Изучение нового материала. Алгебраическое дополнение (изучить и записать):
Определение. Алгебраическим дополнением какого-либо элемента определителя n-го порядка называется определитель (n-1)-го порядка, взятый с тем же знаком, если сумма цифр номера – число чётное и с противоположным – если нечётное. Обозначается
.
Пример 3.
Возьмём определитель 2-го порядка ∆ =
и найдём алгебраические дополнения для некоторых элементов:
= (сразу ставим минус, так как 1+2=3 - число нечётное, вычёркиваем 1-ю строку и 2-ой столбец, так как номер элемента 12, записываем, что остается) = - (-2) = 2.
= 1 (знак не меняется, вычёркиваем 1-ю строку и 1-й столбец, что осталось – записали).
= найти самостоятельно.
Пример 4.
Возьмём определитель 3-го порядка ∆ =
. Найдём:
= ( знак не меняется, так как 3+1=4, вычёркиваем 3-ю строку и 1-й столбец) =
= 5∙1 – (-7)∙(-1) = 5 – 7 = -2.
= (знак меняется, так как 2+3=5, вычёркиваем 2-ю строку и 3-й столбец) = -
= - (15 – 10) = - 5.
= найти самостоятельно.
= найти самостоятельно.
4) Изучение нового материала. Обратная матрица (изучить и записать в конспект).
Определение. Квадратная матрица n-го порядка называется невырожденной (неособенной), если соответствующий ей определитель отличен от нудя. В противном случае – матрица вырожденная (особенная).
Определитель. Для невырожденной матрицы существует обратная
, такая, что А
=
= Е (единичная матрица).
5) Изучение нового материала. Метод присоединённой матрицы (изучить и записать в конспект).
Для нахождения матрицы, обратной к данной, можно применять метод присоединённой матрицы и формулу:
=
∙
,
где ∆ - определитель матрицы,
(тильда А) – присоединённая матрица, составленная из алгебраических дополнений элементов матрицы А.
Алгоритм нахождения матрицы, обратной к матрице А.
1
) Найти ∆ для матрицы А. Если ∆ = 0, то обратной матрицы не существует, если ∆ = 0, то
2) Найти
для всех элементов матрицы А
3) Составить присоединенную матрицу
4) Транспонировать присоединённую матрицу
5) Найти обратную матрицу по формуле
=
∙
Пример 5. Найти матрицу, обратную к матрице А =
.
1
) ∆ =
= 3∙1 - 4∙(-2) = 3 + 8 = 11 = 0
2)
= 1
= -4
= -(-2) = 2
= 3
3)
=
4)
=
5)
=
∙
=
∙
=
. Если внутри полученной матрицы сократимые дроби, то их нужно сократить.
Пример 6. Найти матрицу, обратную к матрице А =
. Решите самостоятельно.
6) Изучение нового материала. Матричные уравнения (изучить и записать в конспект).
Рассмотрим понятие матричного уравнения и получим формулы для решения простейших матричных уравнений.
Определение. Уравнение, содержащее неизвестную матрицу называется матричным. Чаще всего неизвестная матрица обозначается Х.
Простейшими матричными уравнениями считаются уравнения вида:
А ∙ Х = В или Х ∙ А = В.
Для того, чтобы найти неизвестную матрицу Х необходимо умножить левую и правую часть уравнения на обратную матрицу
с той стороны, где открыт доступ к матрице А (ведь делить матрицы нельзя!):
∙ А ∙ Х =
∙ В или Х ∙ А ∙
= В ∙
.
По определению обратной матрицы
∙ А = А ∙
= Е – единичная матрица, т.е. 1. Мы знаем, что при умножении какого-либо элемента на единицу этот элемент не меняется. Получаем формулы для решения простейших матричных уравнений:
Х =
∙ В или Х = В ∙
.
Мы получили формулы для решения простейших матричных уравнений. Для применения этих формул необходимо найти обратную матрицу
(5 шагов) и умножить две матрицы в соответствии с формулой. Имеем алгоритм решения простейшего матричного уравнения:
1
. Найти ∆ для матрицы А. Если ∆ = 0, то обратной матрицы не существует, если ∆ = 0, то
2. Найти
для всех элементов матрицы А
3. Составить присоединенную матрицу
4. Транспонировать присоединённую матрицу
5. Найти обратную матрицу по формуле
=
∙
.
6. Находим неизвестную матрицу Х по одной из формул Х =
∙ В или Х = В ∙
в соответствии с видом уравнения.
Пример 7. Решить матричное уравнение Х ∙
=
.
Решение.
Выбираем формулу решения в соответствии с видом уравнения: Х = В ∙
Обозначим матрицы: А =
, В =
.
Выполним алгоритм пошагово:
1) ∆ =
= 2∙1 – (-1)∙0 = 2 ≠ 0
2)
= 1
= -(-1) = 1
= - 0 = 0
= 2
3)
=
4)
= =
5)
=
∙
= =
∙
(умножать не нужно)
6) Берём выбранную формулу Х = В ∙
и применяем её:
Х =
.
∙
= (перенесём числовой множитель вперёд) =
∙
=
∙
= (из первой матрицы для умножения берём строки, а из второй – столбцы) =
∙
= (а теперь умножим матрицу на число) =
= =
.
7) Домашнее задание. Изучить и записать конспект лекции, решить задания по образцу, найти матрицу, обратную к данной А =
, решить матричное уравнение Х ∙
=
.