СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обратная связь: как сделать её эффективной и полезной для всех сторон»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Обратная связь: как сделать её эффективной и полезной для всех сторон»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Каменск – Уральская гимназия»



:

«Обратная связь: как сделать её

эффективной и полезной для всех сторон»



Мальцева Людмила Ивановна,

педагог-организатор













Г. Каменск-Уральский



2024

Мать должна получить соответственное образование для того, чтобы поведение ее было нравственным по отношению к ребенку. Невежественная мать будет очень плохой воспитательницей, несмотря на всю свою добрую волю и любовь. И.И.Мечников

Слайд 2: Введение. Постановка проблемы

Стать человеком может только сам человек, но в создании себя самого он будет опираться на то, что в нём заложили семья, школа, окружение. И прежде всего семья. Оноре Бальзак сказал об этом: «Будущее нации – в руках матерей», потому, что основное воспитание детей происходит в семье. И независимо от того, насколько правильные слова используются в процессе воспитания, ребенок будет копировать модели поведения родителей. В воспитании человека, как полезного члена общества, заинтересовано, прежде всего, государство, поэтому оно помогает родителям в воспитании через школу. Для этого школа должна взаимодействовать с семьёй, установить прочные отношения, основанные на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Но существует проблема: непонимание родителями школы, педагогов, отсутствие их заинтересованности в успешном обучении и воспитании своих детей. Проблема усугубляется тем, что родители часто перекладывают заботы о воспитании на школу. Низкое качество семейного воспитания, отсутствие ответственности родителей за воспитание своих детей взаимодействие школы с семьёй усложняет.

Практическая значимость и недостаточная разработанность данной проблемы предопределили выбор темы.

Актуальность темы

В современном обществе формируется особое отношение к образованию и воспитанию, как стратегическому ресурсу конструирования будущего. Этот вопрос является одним из наиболее ключевых задач, стоящих перед семьёй, обществом, государством. Для решения этих задач важно использовать обратную связь, так как она помогает установить взаимодействие между субъектами воспитательного процесса и положительно влияет на эффективность процесса воспитания и образования. Особую актуальность данная тема приобрела в настоящее время, когда наблюдается кризис духовной жизни, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, ухудшение морально-нравственной


обстановки в обществе. Во все времена сотрудничество семьи и школы считалось

приоритетом в воспитании. Но в последнее время многих родителей беспокоит, прежде всего, материальное и финансовое благополучие семьи, проблема воспитания детей уходит на второй план.

Слайды 3-8 Анализ текущей ситуации

В сложившейся ситуации особенно остро появилась потребность в сотрудничестве, в общественном договоре между обучающимися, педагогами, родителями, администрацией школы. Одной из форм установления взаимодействия являются различные формы обратной связи, которые позволяют получить своевременный отклик на событие, внести изменения в образовательный и воспитательный процесс учесть все мнения и предложения. Понятие обратной связи произошло от слова рефлексия, то есть обращение назад. Вы оборачиваетесь назад и оцениваете то, что вы сделали, действия, которые были осуществлены. Обратная связь повышает вовлечённость родителей в воспитательный процесс, их активность, инициативность, ответственность за происходящее. С помощью обратной связи повышается мотивация к достижению желаемого результата.

  • У родителей всегда есть свое мнение о школе и педагогах, которое формируется в их сознании задолго до поступления ребёнка в школу и оно не всегда совпадает с реальностью. Кроме того, дети по-разному проявляют себя в школе и дома, дома он послушен, исполнителен, в школе же проявляет совсем по – другому. У родителей другое представление об оценивании достижений обучающихся, чем те критерии, которые установлены Федеральным государственным образовательным стандартом, они не согласны с низкими оценками и объясняют низкие оценки предвзятым отношением педагога к их ребёнку. Родители не всегда понимают, что обучение – это сложный процесс, требующий от ребёнка большого труда и умения думать. Они ждут от школы только комфорта и легкого пути к успеху. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Такова непростая текущая ситуация.

Цель: выявить возможности обратной связи в работе с родителями, способствующие

развитию творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

  1. выявить уровень удовлетворенности родителей поступающей информацией об обучении их детей;

  2. определить наиболее проблемные вопросы, беспокоящие родителей и

требующие обсуждения;

  1. изучить педагогическую литературу по проблемам взаимодействия семьи и школы;

  2. ознакомиться с опытом работы коллег по организации обратной связи с родителями;

  3. разработать методические рекомендации для коллег по работе с родителями.

Методы исследования:

  1. эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетный опрос, изучение опыта работы коллег;

  2. теоретический: анализ научной и методической литературы;

  3. проектирование (разработка рекомендаций).

Результаты анализа.

В гимназии существует опыт взаимодействия образовательного учреждения, родителей и общественности, осуществляемый в рамках деятельности Управляющего совета гимназии, родительского комитета, которые стоят на защите интересов всех субъектов образовательных отношений. Управляющий совет помогает администрации и работникам школы узнать мнение родителей об организации образовательного процесса, помочь выстроить последующую управленческую деятельность с учётом образовательных потребностей детей и их родителей.

В гимназии периодически проводятся родительские собрания общегимназические и классные, круглые столы, есть родительские комитеты классов, где высказываются мнения, даются оценки, принимаются решения. Организовано родительское движение «Мы первые». Некоторые родители посещают учебные занятия, беседуют с педагогами. Но собрания проходят 1 – 2 раза в месяц, посещения бывают время от времени и не всеми родителями. Поэтому в последние годы складываются новые формы обратной связи. Для получения

обратной связи с родителями используются анкеты, опросники, чаты в WhatsApp, Telegram, в Контакте, страница на сайте гимназии, книга отзывов и предложений. На сайте гимназии публикуется информация о событиях в гимназии: занятия, выставки, праздники, проекты, конкурсы, есть страницы «Новости», «Наши достижения», «Фотогалерея», «Школьный театр» и др. https://ku-gimnazia.ru/index.php/shkolnyj-teatr.

Родители не всегда могут посещать мероприятия, поэтому проводится прямая трансляция с мероприятий. Ссылки, на которые распространяются в чатах родительских групп с просьбой оставить комментарии.

Родители приглашаются для участия в мероприятиях, для совместного отдыха, для поездок с выступлениями в другие учебные заведения и города, например, в Екатеринбург, Казань, Санкт-Петербург.

В результате анкетного опроса родителей об обратной связи были выявлены следующие результаты.

В какой форме Вы хотели бы, чтобы проходило общение с педагогом?

В какой форме Вы хотели бы

получать оперативную информацию о Вашем ребёнке?



Какие проблемы, на Ваш взгляд, требуют совместного решения?

Анкета оценки воспитательного мероприятия.

Анализ ситуации показал высокую активность небольшой части родителей, подавляющее большинство заинтересованность проявляет формально, немногим жизнь ребёнка в гимназии неинтересна совсем.

По мнению большей части родителей обучающихся согласование интересов детей, родителей и педагогов является правильным и необходимым. Воспитательным мероприятиям, как родители, так и педагоги придают большое значение. Но в то же время считают, недостаточной работу педагогического коллектива по реализации потенциала семьи в воспитании детей в условиях общеобразовательного учреждения. Основными недостатками существующей практики установления обратной связи являются: нерегулярность, стихийность, бесплановость, недостаточная полнота и достоверность поступающей обратной информации.

Предложения и рекомендации.

Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей  педагог должен хорошо знать всех родителей класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей,

но и членов каждой семьи.  Важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать доброжелательную атмосферу, выстроить доверительные отношения.

Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в гимназии. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется. 

Педагоги традиционно привыкли к такому стилю общения, когда они сами говорят, а родители слушают, педагог рассказывает о негативных проявлениях их ребёнка: низкой успеваемости, плохой дисциплине и т. д. Если педагоги хотят в лице родителей видеть союзников, а не врагов, то в общении с родителями нужно научиться слушать и слышать их. Внимательно выслушивая родителей, педагог может снимать их страхи и направлять их энергию в правильном направлении. Если необходимо рассказать о проблемах ребенка, то начинать надо с похвалы, потом дать информацию о проблемах, а закончить общение на позитивной ноте. Родители слишком близко к сердцу принимают критику своих детей, поэтому педагогу приходится выбирать методы, чтобы донести до них и негатив тоже.

Обратная связь для родителей.

1. Регулярно информируйте родителей об успехах и неудачах ученика.

Обговорите заранее, как часто вы будете давать родителям обратную связь. В какой форме будет обратная связь: электронная почта, электронный дневник, мессенджер в общем чате, в личных сообщениях, в телефонном разговоре или при их личном посещении.

Озвучивайте конкретные и объективные примеры из занятия. Обозначьте области, в которых ребенок преуспевает, и те, где требуется улучшение. Показывайте видео, фото для наглядности.

Даже в случае обсуждения отставания ребёнка, настрой преподавателя должен оставаться позитивным. Фокусируйтесь на возможностях для развития.

2. Предлагайте родителям рекомендации, как помочь ученикам в домашних

условиях.

Будьте в курсе того, над чем ребенок  сейчас работает в ходе подготовки мероприятия, какова его роль.

Поддерживайте позитивное отношение к участию в занятиях кружка, мероприятиях (отмечать успехи, верить в успех в случае неудачи)

3. Не бойтесь обсуждать сложности и проблемы, но не делайте акцент исключительно на них.

Подробно и четко объясните, в каких моментах учебного процесса у ребенка возникают трудности. Это могут быть не обязательно пробелы в знаниях, но и проблемы с запоминанием нового или с использованием имеющихся знаний в практических заданиях. После обсуждения трудностей предложите несколько стратегий улучшения ситуации, поделитесь опытом преодоления похожих проблем. Это могут быть советы о том, как помочь ребенку с конкретными задачами, рекомендации по учебным материалам или идеи по изменению подхода родителей к обучению ребенка.

Обратная связь происходит

также в реализации форм работы педагогов с родителями.

Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.  Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Она должна способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.  Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия, принимают участие в спектаклях, помогают в ремонте, уборке, обустройстве кабинета и игровой и т.д.  Родители могут положительно повлиять на успех детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.  У родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.  Привлечение отцов, братьев, сестер и других членов семьи к воспитательной работе.  Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.  Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.  Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.  Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.  Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.  

Слайд 9. Заключение. Перспективы дальнейшего развития.

В дальнейшей работе планируется развивать уже имеющиеся в арсенале формы обратной связи и применять новые: электронные отчёты, онлайн-опросы, создать свой сайт, сайт педагога-организатора, где родители смогут увидеть фотографии, краткое описание мероприятий, информацию об успехах и достижениях обучающихся, размещать там дипломы, грамоты, благодарности, сертификаты детей. На этом сайте создать страницу обратной связи с комментариями.

Работу по применению обратной связи привести в систему, сделать её своевременной, так как родитель должен узнавать о достижениях ребенка сразу же после занятия, а не через месяц на общем собрании; индивидуальной, и сравнивать

достижения не разных учеников, а этого конкретного ребёнка, как было раньше и как стало сейчас; регулярной, ведь постоянное общение с родителями помогает педагогу не только рассказать им о динамике достижений ребенка, но и узнать о том, как изменились его привычки, поведение, предпочтения. Эта информация позволяет педагогу более эффективно взаимодействовать с ребенком на уроке.

Последний 10 слайд. Вопросы и ответы. Благодарность


Использованные ресурсы.

1.Сборник статей по материалам педагогических чтений. Техники организации обратной связи между учителем, родителями и обучающимися https://shkola-na-beregu.ru/pub1

2.М. И. Корсакова, М. Ю. Петрова, Н. М. Кламм, А. П. Борзенкова. Методическая копилка. Взаимодействие с родителями. https://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/mdou73/SiteAssets/2022

3.Гайфуллин А. Ю. Проблемы оптимизации обратной связи в социальном управлении в условиях трансформации российского общества https://www.dissercat.com/content/problemy-optimizatsii-obratno

4.Бутырская Е. Почему всем нужна обратная связь, как её принимать и запрашивать https://habr.com/ru/companies/yandex_praktikum/articles/739274/

5.Васильева О. А. Эффективная обратная связь – ключевой фактор успешности коммуникационного процесса. https://research-journal.org/en/archive/6-6-2012-november/effek

6.Приемы организации «обратной связи» в рамках мероприятий с родителями воспитанников. https://znanio.ru/media/priemy-organizatsii-obratnoj-svyazi-v-ramkah-meropriyatij-s-roditelyami-vospitannikov-2543960



7.Брауэр Е. А. Роль воспитания в современном образовательном процессе. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/519460-statja-po-teme-rol-vospitanija-v-sovremennom-

8.Главные качества современного человека. https://dzen.ru/a/YLxdfnf08xQ-L0s4