СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ человека – главная тема искусства

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация разработан специально для удаленного образования. Прекрасно проиллюстрирован. Даны четкие инструкции ребёнку для выполнения работы.

Просмотр содержимого документа
«Образ человека – главная тема искусства»

XVI урок изобразительного искусства  (20 – 26 января 2021 г.)   Образ человека –  главная тема искусства Подготовила Мамедова Надежда Александровна

XVI урок изобразительного искусства (20 – 26 января 2021 г.)

Образ человека – главная тема искусства

Подготовила

Мамедова

Надежда

Александровна

 Если ты посещаешь музей или рассматриваешь альбом с репродукциями картин, то обязательно встречаешься с лицами далеких и незнакомых тебе людей. Возможно, в своей реальной жизни тебе не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться я окружающих, даже близких людей.

Если ты посещаешь музей или рассматриваешь альбом с репродукциями картин, то обязательно встречаешься с лицами далеких и незнакомых тебе людей. Возможно, в своей реальной жизни тебе не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться я окружающих, даже близких людей.

 Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя и для него тем самым тоже.   Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково — глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности! Особый путь жизни каждого человека оставляет след и в его облике.

Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя и для него тем самым тоже.

Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково — глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности! Особый путь жизни каждого человека оставляет след и в его облике.

«Королева-дева Елизавета I» Неизвестный художник, около 1588 года Это портреты молодых женщин. Похожи ли они? Можно ли прочитать их характер? «Крестьянка», Абрам Ефимович Архипов конец XIX века.

«Королева-дева Елизавета I» Неизвестный художник, около 1588 года

Это портреты молодых женщин. Похожи ли они? Можно ли прочитать их характер?

«Крестьянка», Абрам Ефимович Архипов конец XIX века.

«Портрет Жанны Самари», Огюст Ренуар Леонардо да Винчи. «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»).

«Портрет Жанны Самари», Огюст Ренуар

Леонардо да Винчи. «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»).

 О чем бы ни говорило искусство, оно говорит о человеке, о его жизни, о среде, в которой она проходит, о радости и печали, о его вере и надежде, о его гордости и желании быть понятым, любимым.  И люди смотрятся в свое изображение как в зеркало, но не в то, которое отражает внешние черты, они всматриваются вглубь, желая понять себя.

О чем бы ни говорило искусство, оно говорит о человеке, о его жизни, о среде, в которой она проходит, о радости и печали, о его вере и надежде, о его гордости и желании быть понятым, любимым.

И люди смотрятся в свое изображение как в зеркало, но не в то, которое отражает внешние черты, они всматриваются вглубь, желая понять себя.

 Портрет - образ определенного реального, человека. Смысл портрета — в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами . Для нас всегда существует радость узнавания. Но что значит «похож» или «не похож»? Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица — достаточно ли этого? Не менее важно передать особенности его поведении, манеру держать себя, темперамент.  Еще глубже лежит сходство внутреннее, то есть характера человека — властного или вдумчивого, робкого или деятельного. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит. То есть еще существует мир чувств этого человека. Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представлении и находит нужные средства выразительности. Эпоха Возрождения. Пинтури́ккьо.  «Портрет мальчика»

Портрет - образ определенного реального, человека. Смысл портрета — в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами . Для нас всегда существует радость узнавания. Но что значит «похож» или «не похож»? Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица — достаточно ли этого? Не менее важно передать особенности его поведении, манеру держать себя, темперамент.

Еще глубже лежит сходство внутреннее, то есть характера человека — властного или вдумчивого, робкого или деятельного. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит. То есть еще существует мир чувств этого человека. Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представлении и находит нужные средства выразительности.

Эпоха Возрождения. Пинтури́ккьо.

«Портрет мальчика»

 Историческое время тоже вторгается в портретный образ , это та реальность, те представления о жизни, среди которых живет художник, с которыми соотнесены его жизненные ценности и характер его умений, его изобразительный язык. Художник обычно не ставит перед собой задачу воплотить эпоху, хотя это тоже может быть целью произведения, художника интересует конкретный человек. Но он обязательно передает его через призму своего времени. И впоследствии зритель воссоздает прошедшую эпоху по ее лицам.

Историческое время тоже вторгается в портретный образ , это та реальность, те представления о жизни, среди которых живет художник, с которыми соотнесены его жизненные ценности и характер его умений, его изобразительный язык. Художник обычно не ставит перед собой задачу воплотить эпоху, хотя это тоже может быть целью произведения, художника интересует конкретный человек. Но он обязательно передает его через призму своего времени. И впоследствии зритель воссоздает прошедшую эпоху по ее лицам.

Художник Александр Алексеев на портрете Алексея Тыранова (1830-е). Родился крепостным, в 15 лет получил свободу благодаря своему учителю Алексею Венецианову . Прожил почти 70 лет. Гусар Евграф Давыдов на портрете Ореста Кипренского (1809). Кузен знаменитого поэта-гусара Дениса Давыдова. Правильно Козьма Прутков говорил: «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары»! Князь Феликс Юсупов на портрете Валентина Серова (1903). Один из богатейших людей России. Был так миловиден, что, когда переодевался в женщину, обман не разоблачали. Стал одним из убийц Распутина — после этого его назвали русским Дорианом Греем. Какой характер у этих людей?

Художник Александр Алексеев на портрете Алексея Тыранова (1830-е). Родился крепостным, в 15 лет получил свободу благодаря своему учителю Алексею Венецианову . Прожил почти 70 лет.

Гусар Евграф Давыдов на портрете Ореста Кипренского (1809). Кузен знаменитого поэта-гусара Дениса Давыдова. Правильно Козьма Прутков говорил: «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары»!

Князь Феликс Юсупов на портрете Валентина Серова (1903). Один из богатейших людей России. Был так миловиден, что, когда переодевался в женщину, обман не разоблачали. Стал одним из убийц Распутина — после этого его назвали русским Дорианом Греем.

Какой характер у этих людей?

 Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя, но каждое изображение для нас — нечто большее, чем сходство с одним человеком.   В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни . И это именно то, что мы особенно ценим в портретах. Понимание жизни художником обогащает наше понимание самих себя. Эпоха Возрождения. Сандро Боттичелли. «Портрет молодой женщины»

Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя, но каждое изображение для нас — нечто большее, чем сходство с одним человеком.

В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни . И это именно то, что мы особенно ценим в портретах. Понимание жизни художником обогащает наше понимание самих себя.

Эпоха Возрождения. Сандро Боттичелли. «Портрет молодой женщины»

Нефертари Меритенмут, XIII в. До н.э.  Портрет возник очень давно. Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни, и они находили свои способы похоже изображать лица. Фаюмские мумии, I в. н. э.

Нефертари Меритенмут, XIII в. До н.э.

Портрет возник очень давно. Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни, и они находили свои способы похоже изображать лица.

Фаюмские мумии, I в. н. э.

 В древнейшие времена, чтобы сохранить черты лица, с него делали гипсовую или восковую маску. Но такая маска не могла сохранить облика человека. Этот древний метод потребовал доработки. В Древнем Египте лицам придавали спокойствие и величие, убирали все случайное, и отрешенные от сиюминутности глаза смотрели сквозь время.

В древнейшие времена, чтобы сохранить черты лица, с него делали гипсовую или восковую маску. Но такая маска не могла сохранить облика человека. Этот древний метод потребовал доработки. В Древнем Египте лицам придавали спокойствие и величие, убирали все случайное, и отрешенные от сиюминутности глаза смотрели сквозь время.

 При раскопках в Фаюме (около Каира, Египет), были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми красками. Перед пораженными исследователями предстали ошеломляюще реалистичные образы людей, живших две тысячи лет тому назад , Их взор обращен к нам. В их образах явно преобладание духовного начала над телесным.

При раскопках в Фаюме (около Каира, Египет), были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми красками. Перед пораженными исследователями предстали ошеломляюще реалистичные образы людей, живших две тысячи лет тому назад , Их взор обращен к нам. В их образах явно преобладание духовного начала над телесным.

Фаюмские погребальные портреты (на мумии), I - II в. н. э. https:// studopedia.su/19_53028_drevnegrecheskiy-portret.html

Фаюмские погребальные портреты (на мумии), I - II в. н. э. https:// studopedia.su/19_53028_drevnegrecheskiy-portret.html

 В Древнем Риме внимание художником сосредотачивалось на особенностях лица — каждая складка, морщина или шрам выявляли жизненный путь человека, его натуру, Здесь нe заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию.

В Древнем Риме внимание художником сосредотачивалось на особенностях лица — каждая складка, морщина или шрам выявляли жизненный путь человека, его натуру, Здесь нe заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию.

 Само слово «портрет» произошло от латинского слова persona  — «личность; особа». Его можно перевести как «извлечение сущности», то есть выявление внутреннего содержания . Это и есть основная задача создания художественного образа, только значение этого внутреннего содержания изменчиво, и потому все время идет поиск новых художественных средств, нового изобразительного языка.

Само слово «портрет» произошло от латинского слова persona  — «личность; особа». Его можно перевести как «извлечение сущности», то есть выявление внутреннего содержания . Это и есть основная задача создания художественного образа, только значение этого внутреннего содержания изменчиво, и потому все время идет поиск новых художественных средств, нового изобразительного языка.

 Византийская императрица Феодора явлена в мерцании мозаики из кубиков разноцветного стекла — смальты. Она изображена на стене храма во главе процессии Эта женщина имела противоречивый, яркий характер и насыщенную событиями судьбу, но ее личные качества нельзя усмотреть е отрешенном выражении царственного лица и застывшей позе.

Византийская императрица Феодора явлена в мерцании мозаики из кубиков разноцветного стекла — смальты. Она изображена на стене храма во главе процессии Эта женщина имела противоречивый, яркий характер и насыщенную событиями судьбу, но ее личные качества нельзя усмотреть е отрешенном выражении царственного лица и застывшей позе.

 В работе художника Жана Клуэ подробно разработанный костюм не мешает нам увидеть лицо короля Франциска I . Благородная сдержанность и бесстрастная величавость сочетаются с изяществом и упрямым взором.

В работе художника Жана Клуэ подробно разработанный костюм не мешает нам увидеть лицо короля Франциска I . Благородная сдержанность и бесстрастная величавость сочетаются с изяществом и упрямым взором.

 Утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность , стало особенно важным в Средние века.  С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности. И, если на юге Европы, в Италии, художники стремились воплотить в изображениях современников представления о прекрасном , то художники севера Европы научились изображать конкретных людей с особенным вниманием к своеобразию их индивидуальности.

Утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность , стало особенно важным в Средние века.

С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности. И, если на юге Европы, в Италии, художники стремились воплотить в изображениях современников представления о прекрасном , то художники севера Европы научились изображать конкретных людей с особенным вниманием к своеобразию их индивидуальности.

«Мона Лиза» («Джоконда»), Леонардо да Винчи, ок. 1510 г. Портрет английского короля Генрха VIII , ок 1540 г.

«Мона Лиза» («Джоконда»), Леонардо да Винчи, ок. 1510 г.

Портрет английского короля Генрха VIII , ок 1540 г.

Задание на оценку:  Ответить на вопросы теста:  https://forms.gle/szrxY8VRQGeCct6хххххххххх Очень интересный материал по портретам здесь: https :// veryimportantlot.com/ru/news/blog/portret-zhanr-zhivopisi-znamenitye-portrety-i-velikie-portretisty   Не забудь сделать очень краткий конспект с основными терминами (высылать не надо)

Задание на оценку:

Ответить на вопросы теста:

https://forms.gle/szrxY8VRQGeCct6хххххххххх

Очень интересный материал по портретам здесь:

https :// veryimportantlot.com/ru/news/blog/portret-zhanr-zhivopisi-znamenitye-portrety-i-velikie-portretisty

Не забудь сделать очень краткий конспект с основными терминами (высылать не надо)