Образ человека - главная тема в искусстве
Питер Пауль Ру́бенс
Иван Фирсов.
Портрет камеристки
Юный живописец
Альбрехт Дюрер
Автопортрет
Аргунов
Автопортрет Рембрандта,
приблизительно 1655
Портрет неизвестной в
русском костюме , 1784
Портрет – изображение человека или группы людей в произведениях живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры.
Слово «портрет» произошло от латинского слова. Его можно перевести как
« извлечение сущности» , то есть выявление внутреннего содержания. Это и есть основная задача создания художественного образа.
Стефано Торелли.
Коронационный портрет Екатерины II
СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ ЦАРИЦЫ НЕФЕРТИТИ. Египет....
- Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем вечно. Необходимо было соблюдать портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Огромные величественные изваяния создавались в те времена, один из известных портретов, портрет Неферттити (около 1360 года до нашей эры).
- Искусство портрета донесло до нас лица различных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя , но каждое изображение для нас – нечто большее, чем сходство с одним человеком. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи , понимание окружающего мира, характер жизни. Именно это мы и ценим в портретах.
Фаюмский
портрет молодой
девушки. Лувр.
Фаюмский
портрет юноши.
II век н. э.
Фаюмский портрет мальчика по имени Евтихий.
из собрания Музея Метрополитен
Портрет Константина Великого, ок. 324–337
Нерон. Капитолийские музеи
Адриан, Прадо
- В Древнем Риме внимание художников сосредотачивалось на особенностях лица- каждая морщинка, шрам , складка выявляли жизненный путь человека, его натуру. Здесь не заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию.
Императрица Феодора (деталь мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна)
Император Юстиниан. Мозаика в базилике Сан-Витале (деталь), Равенна
Византийская императрица Феодора и император Юстиниан явлены в мерцании мозаики из кубиков смальты разноцветного стекла.
Они изображены на стене храма , но рассмотреть
их личные качества нельзя в отрешенном выражении царственных лиц.
Ян ван Эйк.
Ян ван Эйк
Портрет
Портрет Антуана Бургундского
Джованни Арнольфини
Мастерская Рогира ван дер Вейдена.
Портрет богатой женщины. 1465 г
- Утверждение , что через внешний облик можно передать духовную сущность, стало особенно важным в Средние века. С эпохой Возрождения приходит интерес к реальному человеку , к самобытности его личности. Если на юге Европы, в Италии, художники стремились воплотить в изображениях современников представления о прекрасном, то художники севера Европы научились изображать конкретных людей с особенным вниманием к своеобразию их индивидуальности .
- В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в XVII в. И вначале писали их точно таким же методом как иконы, - на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами , от слова « персона ».
- Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно.
Г. Островский.
Портрет Е.Черевиной
М.В.Скопин-Шуйский.
Парсуна (портрет)
Фамильные портреты часто украшали кабинеты и гостиные в дворянских усадьбах.
Подключников Николай Иванович .(1813-1877) Изображение интерьера с картинами.
Любите живопись, поэты Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
Ф.С. Рокотов . Портрет Струйской.
Лицо в камерном портрете обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В это время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживаний.
Портрет Марии Лопухиной – самый знаменитый из портретов – образов юности, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа.
Боровиковский Владимир Лукич.
«Портрет М.И.Лопухиной»
Скульптурный портрет
М.В.Ломоносова работы Ф.И.Шубина,
Шубин Ф. И. Портрет А. А. Безбородко
Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре. Вначале скульптура развивалась медленнее, потому что в России не было традиции ставить скульптурные памятники (в честь знаменательных событий закладывали храмы), но постепенно появились свои мастера.
Самым ярким стал Ф. И. Шубин. Современников восхищало его умение изменять фактуру мрамора, превращая его то в легкую ткань, то в завитки прически, то в упругую поверхность кожи. Скульптура рассчитана на круговой обход ее зрителем.
«Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» — пример парадного барочного полотна с колонной, драпировкой, ступенькой и бесконечным пространством фона. Статуя богини Правосудия является отражением собственно фигуры императрицы, правящей правосудно.
Дмитрий Левицкий
- Портреты было принято делить на парадные и камерные.
- Парадный портрет имел целью показать общественное положение героя. Особенно ярко обобщенный образ героя
- войны с Наполеоном выражен в облике гусара Давыдова. На большом холсте, почти в рост, так называемом парадном портрете, на фоне героического предгрозового пейзажа изображен молодой полковник с умным отважным лицом. Воин, испытавший «упоение в бою», рыцарь долга и чести и задумчивый мечтатель. Необыкновенно эффектные красочные сочетания усиливают романтическую приподнятость портрета.
О Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова
Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека .
О Кипренский.
Портрет А. О. Смирновой-Россет
Республиканский художественный музей им.
М. С. Туганова, Владикавказ
Леонардо да Винчи.
«Джоконда »
Есть лица подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где вариться печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Была неказиста она, не богата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот. /Николай Заболоцкий/
Серов. Портрет актрисы
Оноре Домье
М.Н.Ермоловой.
- О чем бы не говорило искусство, оно говорит
- о человеке, о его жизни ,
- о среде, в которой она проходит, о радости и печали,
- о вере и надежде,
- о его гордости и желании быть понятым , любимым.
- Люди смотрят в свое отражение в зеркало, стараясь понять самого себя…
Автопортреты художников - пример намного более пристального внимания художника к собственной внутренней жизни, чем изображения постороннего человека.
Рембранд (1661)
КОСТА ХЕТАГУРОВ
Автопортрет
К. Брюллов
Автопортрет
Предположительный
автопортрет Леонардо да Винчи
Литература:
- Учебник « Изобразительное искусство»
6 класс автор Л.А. Неменская.
2. Использование интернет- ресурсов для подбора иллюстративного материала.
Вопросы к пройденному материалу:
- Какое изображение называется портретом?
а) изображение человека
б) изображение животного
в) изображение предмета
2. В какую эпоху появились первые портреты?
а) первобытнообщинном строе
б) фаюмская эпоха
в) 15 век
3. Впитывает ли в себя изображение человека призму времени , в котором он живет?
а) обязательно
б) сомнительно
4. Чем отличается портрет Древнего Египта от портрета Древнего Рима?
а) Древний Египет- условность
б) Древний Рим- портретная схожесть
5. Что обозначает слово « портрет»?
а) изображение человека или группы людей
б) изображение тихой природы
в) изображение пейзажа
6. В каком веке русские художники впервые обратились к созданию портретов?
а) 12 веке
б) 17 веке
в) 19 веке
7. Что такое « парсуна»?
а) личность
б) персона
в) условность
8. Назовите отличия между камерным и парадным портретами?
а) размер
б) торжественность
9. Можно ли назвать портретом скульптуру ?
а) да
б) нет
Задание : нарисуйте портрет знакомого вам человека.