СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ главного героя. Служение людям (по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ главного героя. Служение людям (по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор")»

Конспект урока литературы в 6 классе по теме:

«Образ главного героя. Служение людям по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор».



«…Человеку надлежит быть…

верным в дружбе, милостивым

к больному и падшему, ласковым

к зверям»

А.И. Куприн



Цели урока:

- способствовать формированию морально-нравственных ценностей;

- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;

- повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;

- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственныесвязи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.

Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.

Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.



Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.)

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас урок по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Ключевыми словами на нашем уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сочувствие, сострадание, любовь. ( Эти слова написаны на доске). А эпиграфом урока станут слова автора.

II. Формулирование целей урока (1 мин.)

Учитель:

- Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";

- разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;

- дать оценку поступкам героев;

- определить нравственную проблематику рассказа.

Словарная работа. (2 мин)

Читая рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Вы уже знаете, что в конце текста даётся их толкование, в частности, что такое:

Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).

Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.

Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.

Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.

Сочельник - (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.

III. Художественный анализ текста. (12 мин.)

Теперь перейдём к анализу произведения.

1. Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

- Сколько рассказчиков в этом произведении? ( Два: тот, с кем произошла описанная писателем история, и сам автор, передающий услышанное от другого).

- Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».

Как автор описывает картину города?

Найдите описание города (По мере…позади).

Судя по прочитанному, можно точно сказать, в какое время года происходит действие рассказа? ( Зимой, перед Рождеством или Новым годом)

- С чем ассоциируются новогодние праздники? (С ёлкой, гирляндами, мандаринами).

- Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении? (Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, свершение чуда).

- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут. (Наконец …нищеты).

- Перед вами лежат листочки. На них записаны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их, соответственно отметив цифрами 1 и 2.

Мир вокруг

Мальчики

Перед огромным окном гастрономического магазина

Приплясывали от жестокой стужи

Великолепная выставка

Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки

Эффектная картина:

Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов;

Стояли пирамиды мандаринов;

Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;

Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.

Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.

Очаровательное зрелище

Произнес сурово, подавив тяжелый вздох

– Как с помощью имен прилагательных создается колоритная картина жизни мальчиков и большого города?

Прекрасные магазины

Малолюднее и темнее становились улицы

Сияющие елки

кривые, узкие переулки.

Рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками

Покосившийся, ветхий дом,

Праздничное оживление толпы

мрачные, не освещенные косогоры

Веселый гул окриков и разговоров

Темный, обледенелый и грязный двор

Разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам

Прошли в темноте общим коридором

Праздничное ликование

Закоптелые, плачущие от сырости стены

Выводы учащихся: Беззащитность детей и бездушие большого города. Маленькие детские сердца сжались от острого недетского страдания.

- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей).

- Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза.

Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?

Выводы учащихся:

- А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир.

- Следующее задание по карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры, которые встретились в тексте. Но сначала вспомним, что такое эпитет и что такое метафора.

  • Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».

  • Метафоры: «горы яблок», «пирамиды мандаринов», «запах нищеты».

С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.

- А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении? (Семья Мерцаловых оказалась в таком положении, потому что глава семейства заболел и поэтому потерял работу и теперь никак не может найти новое место, хотя старается. Весь сегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю в надежде, что тот одолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег).

V. Особенности изображения действительности. (10 мин)

- Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.

Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.

Олицетворение: «деревья дремали». Эпитет: «великое спокойствие». Метафора: «глубокая тишина».

- Скажите, какая природа в рассказе? (Царственная, спокойная, роскошная).

- А что говорится о семье Мерцаловых? (Она ведёт нищенское существование. Все это, во-первых, служит противопоставлением.

  • Почему семья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении? (Из рассказа мальчиков ясно, что их отец еще недавно был управляющим в доме одного барина, а теперь швейцар и на порог дома их не пустил, выгнал подзатыльником. Отец потерял работу из-за тяжелой болезни, а потом начали болеть и дети, девочка одна уже умерла.

  • Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой?(Да, пытался. Потеряв место, он начал «отчаянную, судорожную погоню за случайной работой», закладывал вещи, продавал все, что можно, из дома, он мечтал найти бумажник на улице или получить случайное наследство, постепенно дошел до того, что стал просить милостыню.)

Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение – уйти из жизни)

IV. ФИЗМИНУТКА. (2 мин.) - Мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо – горные вершины,

Налево – ёлок длинный ряд,

А сверху – облака на диво,

Внизу сугробов встал отряд.

Деревья ветви распушили,

Нечаянно снег вдруг уронили

И снова к небу потянулись,

Затем опять к земле пригнулись

И распрямились.

-Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение – уйти из жизни)

- О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия? (Вот лечь бы и заснуть).

- Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Грех ли это? (Он хочет покончить жизнь самоубийством.Мерцалов в отчаянии, потому что не может содержать семью, его дети голодают. Но самоубийство - это не выход, это грех).

– Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?

Учитель. Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых, во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

– Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду.

– Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)

– Что же остановило героя от страшного поступка? (Встреча с доктором). Как создается портрет «чудесного доктора»? Находим это место в тексте и понаблюдаем. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьёзное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).

Учитель. Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, и появляется реальный человек.

– В чем же проявляется «чудесность» доктора? Читаем по ролям разговор Мерцалова с незнакомцем. Постарайтесь выразить мрачное состояние одного и участие, искреннее сочувствие другого.

Учитель. Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает.

– Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезновения доктора?

– Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»? (Аптечный ярлычок на лекарстве).

– Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).

– Какую роль сыграл Н.И.Пирогов в жизни семьи Мерцаловых?

– Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?

Учитель. Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

– Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа?

– Что есть добро? Как вы это понимаете?

– Какую библейскую заповедь мы наблюдаем в рассказе?

– О чем молятся люди сейчас? С чем в трудные минуты жизни мы обращаемся к Богу?

Учитель. Так уж получается, что мы молимся о себе, своих близких. Но молимся ли о других, умеем ли? Всегда ли замечаем несчастья других? Об этом рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»

– О чем заставляет задуматься рассказ?

– Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Учитель. В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. После прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

– А сейчас мы рассмотрим ваши рисунки к рассказу «Чудесный доктор». (2 – 3 ученика комментируют свои рисунки).

VI. Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо верить в чудеса!

- С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?

- Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. (Ролевое чтение).

Найдите описание портрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?

- «Мягкий, ласковый», «умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие».

- Найдите описание портрета Мерцалова. Как его рисует автор?
- «Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный».

- Что же произошло после разговора в парке? (Один ученик рассказывает).

- Скажите, произошло ли чудо в рассказе? (Да произошло, и связано оно с появлением «чудесного доктора». Всё меняется, как в сказке, семья возвращается к нормальной жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился).

VI. Работа в парах. (3 мин.)

- Что было «чудесного» в поступках незнакомца? (Отвечают ученики).

- Запишите в тетрадях  те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?

Выводы учащихся:

- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.

- А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине.  Сообщение учащегося о докторе Н.И.Пирогове

VIII. Работа с текстом. (2 мин.)

- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? («Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?) 

- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Выводы учащихся:

- В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

IX. Дискуссия.(6 мин.)

- Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?

- И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание.

Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?

Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.

Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?

Ответы учащихся.

X. Рефлексия урока. (2 мин.)

Как вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас?

Каких у нас людей больше добрых или злых? Докажите, приведя примеры из своей жизни.

- В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.

- В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.

Перед вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?

Изменилось ли ваше мнение о доброте?

Составьте синквейн к слову «милосердие, сострадание, доброта»

Доброта.
Сердечная, бескорыстная.
Жертвует, восхищает, вознаграждает

Жизнь становится ярче.

Чудо

 XI. Домашнее задание. (1 мин.)

Напишите мини-сочинение на одну из тем:

1. Почему деятельное сострадание - это чудо?

2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?

3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?








Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – врач, основоположник военно-полевой хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя (1854-1855) во время Крымской войны в качестве доктора, первым применил наркоз во время операции на поле боя. Ему принадлежат многие открытия в области хирургии, он автор медицинских книг и атласов. Кроме того, он оставил заметный след и на другом поприще – в педагогике, в народном образовании

Алекса́ндрИва́новичКупри́н (26 августа [7 сентября1870Наровчат — 25 августа 1938Ленинград) — русский писатель, переводчик.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (сейчас Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834—1871), умершего через год после рождения сына. Мать — Любовь Алексеевна (1838—1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа она переехала в Москву, где прошли ранние годы и отрочество будущего писателя. В шесть лет мальчик был отдан в Московскую Разумовскую школу, откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Вторую Московскую военную гимназию.

В 1887 году был зачислен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою военную юность в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое напечатанное произведение — рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии, в Проскурове. Четыре года служил офицером, военная служба дала ему богатый материал для будущих произведений.

В 18931894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна есть несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В 1890-е годы опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказ «Лесная глушь», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»), в 1901 году — рассказ «Оборотень».

В эти годы Куприн познакомился с И. А. БунинымА. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург[4], начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905). В 1906 году был кандидатом в депутаты Государственной думы первого созыва от Санкт-Петербургской губернии.

В годы между двумя революциями Куприн опубликовал цикл очерков «Листригоны» (1907—1911), рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911) и др., повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1911 году с семьёй поселился в Гатчине.

Поручик Куприн, 1914

После начала Первой мировой войны открыл в своём доме военный госпиталь и агитировал в газетах граждан брать военные займы. В ноябре 1914 года был мобилизован и направлен в ополчение в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний натурализм. Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму», было привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

Отречение Николая II Куприн встретил в Гельсингфорсе, где проходил лечение, и воспринял его с энтузиазмом. После возвращения в Гатчину работал редактором газет «Свободная Россия», «Вольность», «Петроградский листок», симпатизировал эсерам.

В 1917 году завершил работу над повестью «Звезда Соломона», в которой, творчески переработав классический сюжет о Фаусте и Мефистофеле, поднял вопросы о свободе воли и роли случая в человеческой судьбе.

После Октябрьского переворота писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор, Куприн эмигрирует во Францию. Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким. В это же время перевёл драму Ф. Шиллера «Дон Карлос». В июле 1918 года после убийства Володарского был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников[2].

В декабре 1918 года имел личную встречу с В. И. Лениным по вопросу организации новой газеты для крестьян «Земля», который одобрил идею, но проект был «зарублен» председателем Моссовета .

16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал После поражения Северо-Западной армии находится в Ревеле, с декабря 1919 — в Гельсингфорсе, с июля 1920 — в Париже[7].

Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже, по утверждению А. В. Карасёва, были плодотворным периодом[2].

В 1937 году по приглашению правительства СССР Куприн вернулся на родину[2]. Возвращению Куприна в Советский Союз предшествовало обращение полпреда СССР во Франции В. П. Потёмкина 7 августа 1936 года с соответствующим предложением к И. В. Сталину (который дал предварительное «добро»), а 12 октября 1936 года — с письмом к наркому внутренних дел Н. И. Ежову. Ежов направил записку Потёмкина в Политбюро ЦК ВКП(б), которое 23 октября 1936 года приняло решение: «разрешить въезд в СССР писателю А. И. Куприну» (проголосовали за И. В. Сталин, В. М. МолотовВ. Я. Чубарь и А. А. Андреев;воздержался К. Е. Ворошилов).

Советская пропаганда пыталась создать образ раскаявшегося писателя, вернувшегося, чтобы воспевать счастливую жизнь в СССР. По утверждениям Л. Рассказовой, во всех служебных записках советских чиновников зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и не в состоянии ничего писать. Предположительно, опубликованная в июне 1937 году в газете «Известия» за подписью Куприна статья «Москва родная» была на самом деле написана приставленным к Куприну журналистом Н. К. Вержбицким. Публиковалось также интервью с женой Куприна Елизаветой Морицевной, которая рассказывала, что писатель восхищён всем увиденным и услышанным в социалистической Москве.

Куприн умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.