Литература 10 класс | Образ Каратаева в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" | Направляющая Нацеливается на сотрудничество с учениками, направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Мотивационно-целевой этап. Учитель использует технологию проблемного обучения. Организует поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся Организует условия, провоцирующие учебную деятельность - ставит вопрос: "Что может скрывать цитата? Какие знаки есть в цитате, связанные с содержанием романа?" Актуализация опорных знаний. Фронтальная форма организации учебной деятельности: вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия. Используя исследовательский поисковый метод, задания по функциональной грамотности, организуя фронтальную работу и работу в группах (в парах), ведёт эвристическую беседу, помогающую выстраивать логические цепочки, определять границы в романе, установить связи с Иисусом, с героями романа: с Пьером, Марией Балконской, Наташей Ростовой (на этапе усложнения положения) Систематизировать и обобщать знания. Проводя эвристическую беседу на уроке, учитель задаёт вопрос, - ставит небольшую мыслительную задачу. Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий. Вся совокупность вопросов ведёт учащихся к искомому, творческому овладению знаниями, умениями, развитию логических умений. На этапе "Результат проблемного обучения" приводит цитату Толстого, которая является обобщением по теме урока. | Базовые логические действия: выявляют и характеризуют существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений. Строят ассоциативный ряд. Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; Работа с информацией: работают с текстом, осуществляют электронный поиск, изучают философские фрагменты, высказанные в работе Платона. Доказывают их актуальность. Сопоставляют с идеями романа. Определяют, что такое Душа, в чём смысл жизни. Высказывают своё мнение. Делают выводы и обобщения. Приходят к результатам проблемного обучения: творчески овладевают знаниями, умениями. Развивают логические умения. Базовые исследовательские действия: анализ конкретных ситуаций; практикум работы с литературными источниками; -умения осуществлять основные логические операции; - умение проводить наблюдения; - умение проводить различного вида исследования; - умение различными способами организовывать данные; - умение грамотно выражать свои мысли (формулировать суждения); -умение представлять результаты исследования. Аргументировать своё мнение, свою позицию. | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах (беседа, обсуждение, сопоставление, исследовательская работа, работа с электронными носителями, работа со справочной литературой. Анализ текста. Построение ассоциативного ряда, словарная работа, работа с текстом, электронный поиск, изучение философских фрагментов в работе Платона и доказательство их актуальности. Сопоставление с идеями романа - Что такое Душа. Высказывание своего мнения, выводы и обобщения. | Совместная деятельность: -учатся вести эвристическую беседу, работать над проблемой самостоятельно, в парах, участвуя во фронтальном опросе; -воспринимать и формулировать суждения; -слушать и слышать собеседника, определять способ взаимодействия; вступать с ним в учебный диалог; -формулировать собственное мнение и позицию, учитывая позиции собеседников. -учатся полно и точно выражать свои мысли; - развивают межличностные отношения; -строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; -взаимообучение. Взаимодействуют с учителем и обучающимися. | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах. Общение: высказывают идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности взаимодействия. Представление результата | Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выбирают средства достижения целей. Планирование (определение) последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Планирование действий по решению учебной задачи; соотнесение того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. Обобщают, делают выводы. Взаимообучают построению логической цепочки рассуждений. Анализируют истинность утверждений. Корректируют свои учебные действия. Появляется понимание того, что усвоено и что необходимо усвоить. Учащиеся выдвигают версии, самостоятельно выполняют задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий (работа в паре). | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах. Учебный диалог Представление результата Рефлексивная деятельность | Учебное занятие организовано в контексте системно-деятельностного подхода. Урок соответствует критериям результативности: -цели урока выполняют передачу функции от учителя к ученику; -осуществляется учёт личностных, предметных и метапредметных планируемых результатов; -используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие активность учащихся. -Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. -Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит учащихся работать по правилу и творчески. -Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. -Цель урока достигнута: образ Каратаева рассмотрен с различных позиций, установлена логическая связь с другими образами произведения, с мировоззрением человека в целом, с пониманием цели и смысла жизни. Учитель направлял деятельность учащихся, а обучающиеся самостоятельно добывали знания, активно участвуя в эвристической беседе, выстраивая логические цепочки и раскрывая проблему. |