СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Каратаева в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Образ Каратаева в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»

Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Литература 10 класс

Образ Каратаева в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

 Направляющая

Нацеливается на сотрудничество с учениками, направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Мотивационно-целевой этап.

Учитель использует технологию проблемного обучения.

Организует поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся

Организует условия, провоцирующие учебную деятельность - ставит вопрос: "Что может скрывать цитата? Какие знаки есть в цитате, связанные с содержанием романа?"

Актуализация опорных знаний. Фронтальная форма организации учебной деятельности: вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.

Используя исследовательский поисковый метод, задания по функциональной грамотности, организуя фронтальную работу и работу в группах (в парах), ведёт эвристическую беседу, помогающую выстраивать логические цепочки, определять границы в романе, установить связи с Иисусом, с героями романа: с Пьером, Марией Балконской, Наташей Ростовой (на этапе усложнения положения)

Систематизировать и обобщать знания. Проводя эвристическую беседу на уроке, учитель задаёт вопрос, - ставит небольшую мыслительную задачу. Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий. Вся совокупность вопросов ведёт учащихся к искомому, творческому овладению знаниями, умениями, развитию логических умений.

На этапе "Результат проблемного обучения" приводит цитату Толстого, которая является обобщением по теме урока.




 Базовые логические действия: выявляют и характеризуют существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений.

Строят ассоциативный ряд.

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Работа с информацией: работают с текстом, осуществляют электронный поиск, изучают философские фрагменты, высказанные в работе Платона.

Доказывают их актуальность. Сопоставляют с идеями романа. Определяют, что такое Душа, в чём смысл жизни. Высказывают своё мнение. Делают выводы и обобщения. Приходят к результатам проблемного обучения: творчески овладевают знаниями, умениями. Развивают логические умения.

Базовые исследовательские действия:

анализ конкретных ситуаций;

практикум работы с литературными источниками;

-умения осуществлять основные логические операции; - умение проводить наблюдения;

- умение проводить различного вида исследования; - умение различными способами организовывать данные;

- умение грамотно выражать свои мысли (формулировать суждения);

-умение представлять результаты исследования.

Аргументировать своё мнение, свою позицию.










Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах (беседа, обсуждение, сопоставление, исследовательская работа, работа с электронными носителями, работа со справочной литературой. Анализ текста. Построение ассоциативного ряда, словарная работа, работа с текстом, электронный поиск, изучение философских фрагментов в работе Платона и доказательство их актуальности. Сопоставление с идеями романа - Что такое Душа. Высказывание своего мнения, выводы и обобщения.










Совместная деятельность:

-учатся вести эвристическую беседу, работать над проблемой самостоятельно, в парах, участвуя во фронтальном опросе;

-воспринимать и формулировать суждения;

-слушать и слышать собеседника, определять способ взаимодействия; вступать с ним в учебный диалог;

-формулировать собственное мнение и позицию, учитывая позиции собеседников.

-учатся полно и точно выражать свои мысли;

- развивают межличностные отношения;

-строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

-взаимообучение.



Взаимодействуют с учителем и обучающимися.












 Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Общение: высказывают идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности взаимодействия.

Представление результата

Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выбирают средства достижения целей.

Планирование (определение) последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Планирование действий по решению учебной задачи; соотнесение того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Обобщают, делают выводы. Взаимообучают построению логической цепочки рассуждений. Анализируют истинность утверждений. Корректируют свои учебные действия. Появляется понимание того, что усвоено и что необходимо усвоить. Учащиеся выдвигают версии, самостоятельно выполняют задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий (работа в паре).




















Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Учебный диалог

Представление результата



Рефлексивная деятельность

Учебное занятие организовано в контексте системно-деятельностного подхода. Урок соответствует критериям результативности:

-цели урока выполняют передачу функции от учителя к ученику;

-осуществляется учёт личностных, предметных и метапредметных планируемых результатов;

-используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие активность учащихся.

-Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

-Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит учащихся работать по правилу и творчески.

-Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

-Цель урока достигнута: образ Каратаева рассмотрен с различных позиций, установлена логическая связь с другими образами произведения, с мировоззрением человека в целом, с пониманием цели и смысла жизни.

Учитель направлял деятельность учащихся, а обучающиеся самостоятельно добывали знания, активно участвуя в эвристической беседе, выстраивая логические цепочки и раскрывая проблему.