СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образ коня в героическом эпосе". Сценарий и технологическая карта урока литературы Ивановой А.А.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий и технологическая карта интегрированного урока русской и якутской литератур в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«"Образ коня в героическом эпосе". Сценарий и технологическая карта урока литературы Ивановой А.А.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тамалаканская средняя общеобразовательная школа»

муниципального района «Верхневилюйский улус (район)»

Республики Саха (Якутия)






«Образ коня в героическом эпосе»


Сценарий и технологическая карта урока литературы в 6-м классе







Иванова Агния Афанасьевна,

учитель русского языка и литературы




2018



Сценарий урока литературы в 6-м классе «Образ коня в героическом эпосе»


Тема: “Образ коня в героическом эпосе”

Тип урока: урок прохождения новой темы. Вид урока - интегрированный урок: литература + якутская литература, краеведение.

Технологии на уроке: системно-деятельностный подход (по ФГОС), информационные технологии, метод проекта (творческое домашнее задание).

Оборудование урока:

Отрывки текста олонхо П.А. Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный», отрывок мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник», видеослайд «Лошади», презентация «Сюжет олонхо», картина В. Васнецова «Три богатыря».

Цели:

1) Раскрыть основные средства изображения образа коня в героическом эпосе; в былине и олонхо.

2) Совершенствовать навыки сопоставления, умения анализировать поэтический текст, способствовать развитию творческого воображения;

3) Способствовать воспитанию познавательного интереса к олонхо.

Этапы урока:

  1. Организационная часть. Ребята усаживаются по группам.

  2. Мотивация к учебной деятельности. Использование приема антиципации (угадывания).

На доске словосочетание «Дьөһөгөй оҕото». Прочтите и скажите, о чем будет идти речь.

Прочтите второе словосочетание “Героический эпос” и скажите, какие вопросы могут быть рассмотрены. Словарная работа:

Эпос – произведения устного народного творчества, в переводе от греческого означает слово, речь. Это героические сказания о жизни рода, племени, народа, в важные исторические моменты. Героический эпос – это сказания о богатырях, о героях.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности:

  • В каких произведениях вы читали или узнали о богатырях? (Былины, т.е песни-сказания о богатырях, народных героях и об исторических событиях времен Древней Руси.)

  • Каких богатырей из русского героического эпоса вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) Оборудование: Картина Васнецова “Три богатыря”.

  • Просмотр отрывка мультфильма “Илья Муромец и Соловей-разбойник ”. Задание: Кто этот богатырь? Кто знает о нем? Кто расскажет о нем? (Учащиеся рассказывают о нем, что знают).

  • У каких народов еще есть эпические произведения о богатырях? (Бурятский гэсэр, киргизский манас, якутский олонхо). Что такое олонхо? (Олонхо – это сказания якутского народа, в которых воспеваются подвиги древних богатырей, защитников айыы аймага и ураанхай саха).

  • Что вы знаете о содержании олонхо? (Просмотр медиа-презентации “Сюжет олонхо” по олонхо П.А. Ойунского “Ньургун Боотур Стремительный”.)

  1. Построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи: мы увидели, что у всех богатырей есть лошади. Каковы они в былине и олонхо? (Смелые, сильные, богатырские).

  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности: учащиеся читают и обсуждают в группе.

  • Работа по тексту № 1: отрывок былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Как описан бег коня в былине? Высказываются о беге коня:

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холм стал перемахивать,

Мелки реченки, озерка промеж ног спущал.

Таким образом, использован прием гиперболы.

  • Работа по тексту № 2: отрывок текста олонхо П.А. Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный» - описание богатырского коня. Подчеркните слова-сравнения, которые использовал олонхосут, описывая богатырского коня. При затруднении понимания проводится словарная работа ( в слайде с изображением богатырского коня объясняются непонятные слова: коновязь, удила, поводья, седло, подруга, стремена, ноздри, десятисаженная длина). Высказываются о изображении внешнего вида богатырского коня. Использованы эпитеты, метафоры, сравнения.

Сыпал черными искрами

Черный хвост.

Широкие белые уши его

Настороженно торчали вверх,

Как боевые ножи.

Гулко трескучие ноздри коня

Трепетали.

Бронзовые удила

Сверкали, как солнечный луч.

Шелковые поводья на нем

Десятисаженной длины;

Плотно сидит на спине

Ладное крутое седло;

Как двенадцать радуг,

Двенадцать подпруг

Пестрым шитьем горят.

  • Работа по тексту № 3: подчеркните слова, которые описывают бег коня. Словарная работа: чащоба, толща. Использованы прием гиперболы, эпитеты, сравнения.





Мчался конь падучей звездой,

Рассыпая искры огня,

Рассекая воздух густой.

От богатырского скока его

Закачался высокий небесный свод,

Задрожала толща земли,

Отгулом грянул подземный мир…


В блистающей выси небес

Стоя рожденный конь Вороной –

Когда касался земли

Четверкой стальных копыт,

Градом взлетали за ним

Грузные глыбы камней.

Тучей летели за ним

Тысячи мелких камней…

Конь прямиком,

Без дороги скакал;

Чаща лесная встречалась ему – Чащобу ломал,

Как траву топтал...




  • Слово учителя: ребята, конь в олонхо не только средство передвижения. Он может говорить, советовать, защитить своего хозяина. Поэтому про него говорят “Вещий конь”.

Сейчас мы прочитаем, импровизируя, слова коня богатыря Үрүҥ Уолана. Это Мотыльково-белый конь. (Учащиеся одевают маску коня и читают отрывок олонхо).

  1. Включение в систему знаний: как изображен конь в героическом эпосе? (Он изображен с любовью, с восхищением, как друг и товарищ).

  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности: а почему так с любовью, с восхищением описывался конь? (Учащиеся выражают свое мнение).

Слово учителя: ребята, у якутов издревле был культ лошади. Это отразилось и в олонхо. Так, красивую женщину сравнивают с прекрасной кобылой, сестра Ньургуна Боотура Айыы Умсуур удаганка протянула ему волшебную плетку – орудие управления конем, еда на праздниках из конского мяса, кумыс конский и т д. Конь предназначался богатырю с рождения. Таким образом, конь – основа жизни народа саха.

А сейчас как? Как сейчас относятся к лошади наши современники? (просмотр видеослайда о лошадях). Что вы знаете о лошадях?

  1. Включение в систему знаний – обобщение знаний об изображении образа коня в героическом эпосе.

  2. Домашнее задание - заполнить и оформить буклетик об образе коня в олонхо. Заполнить таблицу по сравнению образа коня в былине и в олонхо. Дополнить информацией о лошадях, о культе лошади в национальной культуре народа саха.

  3. Рефлексия деятельности.


Технологическая карта урока «Образ коня в героическом эпосе»

Этапы урока

Деятельность учителя

Формы работы на уроке

Деятельность учащихся

Формы контроля

Познава-
тельная

Коммуни-
кативная

Регуля-
тивная

Организационная часть

Настраивает детей на работу.


Включаются в деловой ритм.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Могут быть:

Мотивация к учебной деятельности:

• посмотрите и скажите, о чем будет идти речь.

.

Применяет прием антиципации (угадывание последующего изложения).

Слайд с 4-мя картинками: лошадь, богатырь, кнут, Аал-луук мас.

фронтальная

Настраиваются на работу, рассуждают на тему

Выражают мысли,

аргументируют свое мнение.

(Конь богатырей.

Конь в олонхо).

Принимают учебную задачу.

Проводят рефлексию: определяют границу своих знаний.

Беседа по вопросам.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности:

обсуждение темы русских богатырей в былинах


Призывает прочитать 1 текст

Проводит словарную работу.

В каких произведениях вы читали или узнали о богатырях? Каких богатырей из русского героического эпоса вы знаете? Картина В.М. Васнецова «Три богатыря».

Просмотр отрывка мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Задание6 кто этот богатырь? Кто знает о нем? Кто расскажет о нем? Есть ли сказания у якутов о богатырях?

фронтальная

Проводят наблюдения над словом, выдвигают гипотезу, узнают из информационного листа:

Былины, т.е. песни-сказания о богатырях, народных героях и об исторических событиях времен Древней Руси.

Олонхо – сказания якутского народа, в которых воспеваются подвиги древних богатырей, защитников айыы аймага и ураанхай саха.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Рассказывают об Илье Муромце, говрят об олонхо.

Контролируют процесс и результат деятельности, осознают тему.

Записи в тетради, беседа.


Постановка учебной цели

Что вы знаете о содержании олонхо? Просмотр медиа-презентации «Сюжет олонхо» по олонхо П.А. Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный».

Вопрос: мы увидели, что у всех богатырей есть лошади. Каковы они в былине и в олонхо?

индивидуальная


Узнают о сюжете олонхо, читают, находят общее: лошадь.

Осуществляют действия анализа, сравнения.

Озвучивают результаты.

Вступают в общение, слушают друг друга, строят высказывания, доказывают правильность своего решения.

Формулируют задачу задания, последовательность действий, результат деятельности.

Записи в тетради

Построение проекта выхода из затруднения.

Первичное закрепление во внешней речи.

Проводит работу по текстам № 1,2,3.

Как описан бег коня?

Подчеркните слова-сравнения, которые использовал олонхосут, описывая богатырского коня. Подчеркните слова, которые описывают бег коня.

Расспрашивает учащихся о выборе слов.

Групповая.

Используют известные знания о тропах, о гиперболе..

Понимают информацию, переводят в словесную форму., подводят факты языка под определенные понятия.

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Понимают и удерживают учебную задачу, контролируют себя.

Умение извлекать информацию из различных источников, сопоставлять, делать выводы .

Беседа по текстам.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности.

Слово учителя: ребята, конь в олонхо не только средство передвижения. Он может говорить, советовать, защитить своего хозяина. Поэтому про него говорят «Вещий конь».

Сейчас мы прочитаем, импровизируя, слова коня богатыря Үрүҥ Уолана. Это Мотыльково-белый конь.

индивидуальная

Читают слова коня, имитируя ржание лошади. Познают особенность коня в олонхо.

Развивают умение выразительно читатьб, слушать других.

Понимают и удерживают учебную задачу, контролируют себя.


Физминутка

Включает музыку песни о лошади и проводит игру-зарядку, как имитацию бега коня.






Включение в систему знаний

Учитель спрашивает: как изображен конь в героическом эпосе?

фронтальная

Обобщают, что конь изображен как друг и советчик, как человек. Автор рисует его с любовью и восхищением.

Формулируют и аргументируют свое мнение, достигают договоренностей и согласования общего решения.

Контролтруют свои действия, корректируют, оценивают.


Актуализация знаний и фсоздание проблемного обсуждения.

Учитель проводит обсуждение: а почему так с любовью, с восхищением описывался конь? А сейчас наши современники как относятся к лошади? Что вы знаете об уходе за лошадьми, о попродах, о мастях лошади?

Просмотр видеоролика о лошадях.

фронтальная


Познают, что у якутов издревле был культ лошади, что конь – основа жизни народа саха. Узнают об условиях содержания лошадей в наше время, делают выводы об отношении современников к лошадям.

Вступают в общение, слушают друг друга, осознанно строят речевые высказывания.

Высказывают свое мнение, приходят к обобщению.

Контролируют свои действия, корректируют, оценивают.


Обобщение урока

Учитель спрашивает: похожи ли кони в былинах и в олонхо? Как изображен конь в героическом эпосе?

фронтальная

Выдвигают гипотезу.

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Понимают и удерживают учебную задачу, контролируют себя.

Запись в тетради.

Домашнее задание

Учитель предлагает сделать буклетик по теме урока

индивидуальная


Самостоятельно выполняют творческую и познавательно-поисковую работу



Творческое задание

Рефлексия деят-и

Учитель предлагает оценить свою работу и урок.

индивидуальная

фронтальная

Фиксируют новое содержание, оценивает процесс и результат деятельности.

Формулируют и аргументируют свое мнение.

Оценивают свою деятельность и урок.

Кластер – дерево с зелеными или желтыми листочками