СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ малой Родины в лирике буденновского поэта Н.Д. Сахарова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы разработана  в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Данная  работа  предназначена  для  учащихся  8-9-х классов и направлена на расширение знаний о родном крае. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой Родины, оформление патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного краяМетодическая разработка урока литературы разработана в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Данная  работа  предназначена  для  учащихся  8-9-х классов и направлена на расширение знаний о родном крае. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой Родины, оформление патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края

Просмотр содержимого документа
«Образ малой Родины в лирике буденновского поэта Н.Д. Сахарова»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Буденновска Буденновского района» Ставропольского края

356800, город Будённовск, микрорайон 1

тел./ факс:8(86559) 3-26-78

е-mail: [email protected]




Методическая разработка урока литературы


«Образ малой Родины в поэзии Н.Д. Сахарова»




Подготовила: учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 2 г. Буденновска

Жабина Галина Михайловна



Буденновск, 2019


Методическая разработка урока литературы разработана в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Данная работа предназначена для учащихся 8-9-х классов и направлена на расширение знаний о родном крае. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой Родины, оформление патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.


Методическая разработка урока литературы

Учитель


Жабина Г.М.

Предмет

Литература

Класс

8-9 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

Образ малой Родины в поэзии Н.Д. Сахарова

Цель

Создать условия для освоения темы " Образ малой Родины в поэзии Н.Д. Сахарова"с начального уровня до базового за счёт применения объяснительно-иллюстративного метода.

Задачи

  1. Познакомить с поэтами Прикумья

  2. Познакомить со стихотворениями Н.Д. Сахарова о родном доме; 2.Развивать навыки лингвистического анализа текста; 3. Создать условия, направленные на формирование УУД. 4. Создать условия для развития логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы). 5. Воспитывать любовь к Родине.

  3. Развивать интерес к творчеству Прикумских поэтов и писателей

Основные термины, понятия

Лирическое стихотворение; центральный образ стихотворения; эпитет, метафора, олицетворение, сравнение;

Планируемый результат

Предметные умения:

. проводить параллели с художественной литературой и творчеством Н.Д. Сахарова;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы родного края, обычаям, культуре Ставрополья;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли, адекватно выражать своё отношение к фактам, явлениям окружающей действительности.









Личностные УУД:

-формулировать и аргументировать собственное мнение;

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально–нравственную отзывчивость. Регулятивные УУД: -высказывать свое предположение на основе учебного материала; -проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; -осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; -уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; -формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; -формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Познавательные УУД: -проводить наблюдение, анализ, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; - ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения. Коммуникативные УУД: - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - формирование умения взаимодействовать в группах постоянного состава на основе сочетательного диалога.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная деятельность

Коммуникативная деятельность

Регулятивная деятельность

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

Организационный момент

Обращается с просьбой о помощи в совместном строительстве урока






Положительный настрой на урок.

Актуализация опорных знаний

Беседа о Родине, значении «малой Родины» в жизни человека

Обращается с просьбой создать стихотворение в прозе на тему "Родина"

Отвечают на поставленные вопросы; Обсуждают в парах ассоциации к слову малая Родина; приходят к выводу, что место, страна, дом - это начало начал, это исток всего, что есть в человеке.

Актуализировать знания из личного опыта.


Взаимодействие с учителем во время фронтальной работы; взаимодействие в парах.

Умение устно выражать свои мысли.

Контролируют логичность ответов обучающихся.

Положительный настрой на урок.

Постановка цели урока

Обращается с просьбой назвать Буденновских писателей и поэтов, писавших о РОДИНЕ и сформулировать цель урока в форме вопросительного предложения.

Совместно с учителем формулируют цель урока

Что значит малая Родина для Н.Д. Сахарова»


Взаимодействие с учителем во время фронтальной работы.

Умение устно выражать свои мысли.

Контролируют логичность ответов обучающихся.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Объяснение знаний по теме

Шаг 1. Заочное знакомство с творческим объединением «Лана»


Рассматривают презентации, слушают сообщение обучающегося о Н.Д. Сахарове

Наблюдать, слушать в соответствии с целевой установкой.






Взаимодействие с одноклассниками.








Умение слушать и понимать речь одноклассников.






Контролируют правильность речи обучающихся.








Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.












Объяснение знаний по теме

Шаг 2. Чтение и анализ стихотворений «Мечта», «Степь – красавица моя», «Степь родная» «Родные маленькие хатки», «О Родине пою»


Отвечают на поставленные вопросы; выписывают ключевые слова и словосочетания.


Проводить лингвистический анализ текста; анализ изобразительно-выразительных средств.

Формулировать и аргументировать свое мнение с опорой на текст.

Умение оценивать действия одноклассников.

Контролируют обоснованность ответов обучающихся.




Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.






Объяснение знаний по теме

Шаг 3. Актёрское чтение стихотворения С.Есенина «Спит ковыль…». Сопоставительный анализ двух стихотворений (по предложенным вопросам таблицы: центральный образ стихотворения, образы природы, краски, настроение стихотворения).

В тетради обучающиеся, заполняя таблицу, отвечают на вопрос о том, что объединяет стихотворения, чем они различаются.


Ученики проводить частичный сопоставительный анализ текстов.






Взаимодействие обучающихся в парах

Умение работать в парах

Контролируют правильность ответов обучающихся.




Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, учебное сотрудничество в парах.

Итог урока.


Просит вспомнить цель, поставленную в начале урока, соотнести с проделанной работой. Ответить на вопрос, достигнут ли результат. Обращается с просьбой написать синквейн, первой строчкой которого будет «... огонёк всегда со мною…»

Сопоставляют цель урока с работой на уроке. Сочиняют синквейн.

Умение осуществлять контроль в творческой форме и оценивать процесс и результаты деятельности.

Высказывают собственное мнение по итогу урока.

Умение слушать и принимать мнение одноклассников, высказывать собственное мнение.

Выслушивают мнения одноклассников.


Самооценка деятельности.







Рефлексия.

Предлагает учащимся оценить работу в группах (слаженность, взаимопомощь, толерантность); продолжить незаконченное предложение "Сегодня на уроке...".





Оценивают работу в группах.

Заканчивают начатое предложение.


Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.


Домашнее задание

Запись домашнего задания, комментарий.

Выучить одно из стихотворений Н.Д. Сахарова о родном крае

Осуществляют выбор домашнего задания.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.









Список использованной литературы



  1. Н.Д. Сахаров. Родные мои просторы. Сборник рассказов и стихов. – Орел: С.В. Зенина, 2011. – 232 с.

  2. http://www.museum-esenin.ru/tvorchestvo/1161

  3. https://stapravda.ru/20091125/zhuravl_v_rukakh_41220.html

  4. http://www.zeninasvet.ru/pdf/1-086.pdf

  5. http://gorodskoyportal.ru/stavropol/news/news/8698762/

  6. https://monogoroda.com/saharov/

  7. http://www.zeninasvet.ru/avtor/saharov/

  8. https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-literaturi-saesenin-lirika-obrazi-maloy-rodini-1118729.html

  9. https://www.youtube.com/watch?v=5tc_uPLxzwc