Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
- Каким образом Чичиков узнал о Плюшкине? Почему он заинтересовался его имением?
Критики поэмы разделили помещиков на разорителей и накопителей. К первым относили Манилова и Ноздрева, ко вторым – Коробочку и Собакевича. А к кому бы вы отнесли Плюшкина? Почему?
Роль деталей в раскрытии характера персонажа
«Внешний образ героя в “Мертвых душах” всегда гармонирует с его душевным миром и со средой, которую герой организует вокруг себя и которая не просто несет на себе отпечаток личности, но прямо продолжает личность». Возможность показать предметный мир, окружающий помещиков, представляет для Н. В. Гоголя большой интерес: в предметно-бытовых деталях отражается личность того или иного помещика, ведь каждая усадьба словно замкнутый мир, созданный по образу и подобию своего хозяина. Приезжая в усадьбу, Чичиков всякий раз как бы попадает в новое «государство», живущее по своим неписанным правилам. Прозаические, будничные предметы лишены яркости и выразительности, они нередко никак не окрашены (в них отсутствует цветность) или окрашены отрицательно.
Давайте рассмотрим предметный ряд, окружающий Плюшкина. Начнем знакомство с описания его деревни. Обратим внимание на детали, на цветообразы, на образы-символы.
Деревня Плюшкина
Господский дом
Жизнь, кажется, покинула имение Плюшкина. Увечность, дряхлость, болезненность проявляется уже с первых строк описания его поместья. «Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр. …Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский. Из-за хлебных кладей и ветхих крыш возносились и мелькали на чистом воздухе, то справа, то слева … две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с желтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся».
«Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги».
Важными составляющими дома как мира являются уют, гармоничность, одухотворенность. Быт – условие духовной жизни человека, его бытия. В обстановке плюшкинского дома, как и в его деревне, нет ничего, кажется, что связывало бы это место с человеком; автор намеренно обращает наше внимание на основную «черту» усадьбы – безлюдье. Сравним два текстовых фрагмента: описание усадьбы и комнаты в доме помещика. «Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома! Только одни главные ворота были растворены, и то потому, что въехал мужик с нагруженною телегою, покрытою рогожею, показавшийся как бы нарочно для оживления сего вымершего места…». «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе».
Давайте выделим в этих описаниях ключевые слова, характеризующие обстановку микромира Плюшкина.
Прочитаем описание сеней в доме Плюшкина.
«Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба».
Какая деталь в этом описании является очень важной, по-вашему? Какие ассоциации вызывает у вас сравнение?
Всё пронизано духом смерти и пустоты в этом маленьком мире, запертом обычно наглухо железным «замком-исполином». Все словно вымерло в этом микромире, и усиление эффекта мертвенности его создает сравнение темных широких сеней в жилище Плюшкина с погребом, из которого дует холодом: он вызывает ассоциации с холодом подземного жилища, самого царства мертвых, ада. Эта своего рода температурная характеристика свидетельствует и о том, что пространство дома Плюшкина – пространство дискомфорта.
На какую черту характера Плюшкина указывает образ «замка-исполина»?
Приведите примеры эпизодов, где проявляется это свойство характера Плюшкина.
Автор показывает «расчеловечивание» помещика, превращение его в «прореху на человечестве».
- Прочитайте описание внешности Плюшкина (стр. 186).
- Перечислите ряд слов, которыми автор называет своего героя, пока Чичиков не догадывается, что перед ним помещик.
- Почему Гоголь использует ряд этих слов?
- Прочитаем описание внешности Плюшкина на стр. 188.
- Какая деталь в портрете Плюшкина является особенно значимой и почему? Присутствовала ли она в описании других помещиков?
Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат; рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош.
Всегда ли Плюшкин был таким?
Описывая маниакальную жадность своего героя, Гоголь сообщает: «…он ходил ещё каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — всё тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты… после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу: если баба… позабывала ведро — он утаскивал и ведро».
Прочитаем описание комнаты (стр. 186-187).
1. Какие детали описания указывают, что раньше в этом доме была другая жизнь?
2. Какая деталь говорит об остановившемся времени?
3. Какие еще детали характеризуют Плюшкина и его образ жизни?
«Старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине».
«А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Всё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины. Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его...» (стр. 189)
Обратите внимание на важную деталь:
«В доме были открыты все окна…»
- Вглядитесь в кадр из фильма режиссёра М. Швейцера «Мёртвые души».
- Как удалось актёру И. Смоктуновскому передать особенность характера Плюшкина в этот, счастливый для него, период?
- Кратко перескажите биографию Плюшкина (стр. 189-191).
- С кем сравнивает Гоголь Плюшкина?
- Какой приём оказал Плюшкин Чичикову?
- Чем кормит хозяин гостя? (стр.195)
- Найдите в тексте фрагмент, в котором на лице Плюшкина появляется некое подобие человеческого чувства (стр. 196).
- Смешон, страшен или трагичен образ Плюшкина? Почему вы так считаете? Какие мысли вызывает у автора образ этого героя? (стр. 197-198).
- О чём лирическое отступление в начале 6-й главы? Как оно связано с содержанием главы?
Иннокентий Смоктуновский в роли Плюшкина в фильме Михаила Швейцера (1984).
- Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова? Прочитайте фрагмент по ролям.
- Почему Чичиков уехал от Плюшкина в самом весёлом расположении духа?
Плюшкин
Портрет
Характеристика
«…какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы...», «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух...»
Усадьба, дом, деревня
Нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.
«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».
Образ жизни
Всюду в доме царил беспорядок: «... как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель...». Пришедшая в полную негодность бревенчатая мостовая, «особенная ветхость» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел каким-то «дряхлым инвалидом». Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.
Автор сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «всё текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». «Омертвение» души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, мог бы вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни.
- Аналогия «душа — сад» традиционна в мировой культуре. Прокомментируйте образ сада Плюшкина, сравнив его с душой хозяина (стр. 184-185).
- В чём особенность сада? В чём его отличие от предметов неодушевлённых? Обратите внимание на цветообразы, на пространственные образы.
- Какую надежду даёт читателю Гоголь?
Плюшкин — чистилище
Всё путешествие предпринимателя Чичикова — это путешествие по аду, чистилищу и раю. Ад — Манилов, Коробочка, Ноздрёв и Собакевич; чистилище — это Плюшкин. Не случайно описание его поместья находится посередине, в шестой главе. В Плюшкине осталось что-то человеческое, у него есть душа. Это подтверждается, в частности, описанием преображения лица Плюшкина, когда речь зашла о его товарище. Важной отличительной чертой является и то, что у Плюшкина живые глаза: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…»
Дом
Дом Плюшкина тихо и постепенно мельчал, «умирал», «с каждым годом притворялись окна», пока окончательно не превратился в «дряхлого инвалида». Дом «ослеп», когда окна в нем закрыли ставнями и заколотили досками. «Дом – символ основы, фундамента жизни, дом схож с человеком своим внутренним теплом, глазами-окнами, которые, подобно глазам человека, отражают все то, что происходит внутри».
Автор показывает крушение патриархального плюшкинского мира; доминирующий мотив главы, посвященной Степану Плюшкину, – это мотив рушащегося дома, мотив «руин». Но … уничтожение старого потенциально подразумевает рождение нового... И присутствие двух церквей в пространстве плюшкинского имения указывает на возможность возрождения Дома.
Дом символизирует нисхождение во тьму перед возрождением, то есть чтобы попасть в рай (в данном случае сад), нужно пройти через тьму. Сад находится позади дома и, таким образом, произрастает свободно, выходя за село и пропадая в поле.
Сад
Сад — один из излюбленных образов художественной литературы. Садовый пейзаж характерен для русской традиции, особенно поэтической. Гоголь, создавая пейзаж сада Плюшкина, входил в эту традицию.
Сад, как образ рая, является обиталищем души. И если исходить из того, что Плюшкин, как было сказано выше, обнаруживает признаки души, то сад в шестой главе поэмы «Мёртвые души» — это метафора души нашего героя: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый…». У сада Плюшкина нет ограждений, он выходит за село и пропадает в поле. За ним нет догляда, он предоставлен самому себе. Он как будто безграничен. Как душа.
Соединенные вершины деревьев автор сравнивает с куполами (снова присутствие Бога). Таким образом освобожденные от жестокого человеческого вмешательства деревья превращаются в купола, соизмеримые с небесным сводом.
Сад — царство растений, поэтому всегда важно, что растёт в нём и как. В саду Плюшкина Гоголь упоминает берёзу, хмель, бузину, рябину, лесной орешник, чапыжник, клён, осину. Остановимся на первом упомянутом в саду Плюшкина дереве — берёзе. Берёза играет роль Космического дерева, соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Корни дерева символизируют ад, ствол — земную жизнь, крона — рай. Берёза была лишена верхушки, но не всей кроны. Можно разглядеть параллель с образом Плюшкина, у которого всё-таки осталась душа в отличие от Манилова, Коробочки, Ноздрёва и Собакевича.
Автор сравнивает берёзу с колонной. Колонна символизирует мировую ось, удерживающую Небо и связывающую его с Землёй; также символизирует Древо Жизни. Из этого следует, что душа Плюшкина тянется к Небу, к раю.
Излом, которым оканчивался ствол березы, представлен в виде птицы. Птица — символ освобожденной от плоти человеческой души. Но птица чёрная. Черный — символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции чёрный символизирует горе, оплакивание и скорбь. Белый — божественный цвет. Символ света, чистоты и истины.
Остановимся на некоторых других растениях, связь которых с Плюшкиным и нашим его пониманием удалось установить. Это хмель, ива, чапыжник. «…Дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья…» Данный фрагмент напоминает описание внешности Плюшкина: «Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей». Растительность на лице Плюшкина как седой, жёсткий чапыжник. Однако скребница из проволоки уже утрачивает связь с садом: это не живая плоть, а металл.
По всему саду произрастал хмель. Он рос понизу, обвивал до середины березу и оттуда свешивался вниз, цеплялся за вершины других деревьев, висел в воздухе. Хмель считается растением, соединяющим человека с духовным миром. Таким образом, в саду Плюшкина есть не только горизонтальная бесконечность, но и вертикаль, соединяющая землю с небом. Сломанная в берёзе, она восстанавливается хмелем.
Далее упоминается клён. Клён — символ молодости, юности красоты, любви, свежей силы, жизни. К этим значениям присоединяется и значения огня. Огонь символизирует солнце и солнечный свет, энергию, плодородие, божественный дар, очищение. Кроме того, огонь — это медиатор, связывающий небо и землю. Разумеется, нельзя думать о возможном преобразовании Плюшкина, но на духовное преображение человека Гоголь, судя по всему, надеется.
Затем следует описание осины. Осина представляет символ плача и стыда. Ворона — символ одиночества. Жизнь Плюшкина даёт основание для того и другого.
Таким образом, всё, что было или может быть в человеке лучшего, живого, уходит в сад. Мир человеческий тускл и мёртв, а сад буйно живёт и сияет. Сад, как место пребывания души, позволяет вспомнить, что в гоголевском мире мёртвых есть проблеск жизни.
Помещик
Экономический упадок
Плюшкин
Моральное разложение
Скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения
«Прореха на человечестве»
Мы рассмотрели образы всех помещиков, изображенных в поэме «Мертвые души». Одного из них Гоголь намеревался «взять» вместе с Чичиковым с собой в дальнейший путь – провести их через «чистилище» к «раю», то есть возрождению. Как вы думаете, кто этот помещик? Почему вы так думаете?
Домашнее задание: Прочитать главы 7-10.
В учебнике прочитать материал на стр. 65-66.
Ответить кратко на вопросы 2,3,4.
Данные вопросы будем обсуждать на следующем уроке.
Василий Жуковский Песня (Отымает наши радости)
К наслажденью охлажденная,
Охладев к самим бедам,
Без стремленья, без желания
И навек очарования
Слез отрадных лишена.
На минуту ли улыбкою
Мертвый лик наш оживет,
Или прежнее ошибкою
В сердце сонное зайдет —
То обман; то плющ, играющий
По развалинам седым;
Сверху лист благоухающий —
Прах и тление под ним.
Оживите сердце вялое;
Дайте быть по старине;
Иль оплакивать бывалое
Слез бывалых дайте мне.
Сладко, сладко появление
Ручейка в пустой глуши;
Так и слезы — освежение
Запустевшия души.
Отымает наши радости
Без замены хладный свет;
Вдохновенье пылкой младости
Гаснет с чувством жертвой лет;
Не одно ланит пылание
Тратим с юностью живой —
Видим сердца увядание
Прежде юности самой.
Наше счастие разбитое
Видим мы игрушкой волн,
И в далекий мрак сердитое
Море мчит наш бедный челн;
Стрелки нет путеводительной,
Иль вотще ее магнит
В бурю к пристани спасительной
Челн беспарусный манит.
Хлад, как будто ускоренная
Смерть, заходит в душу к нам;
Использованные интернет-источники:
1. Сад Плюшкина: анализ шестой главы в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Бочарова А.С.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 656049, РОССИЯ, Г. БАРНАУЛ, ПР-КТ ЛЕНИНА, ДОМ 61
NovaInfo 33
https://novainfo.ru/article/3543
Опубликовано 29 апреля 2015 г.
Раздел: Филологические науки
2. Мифологический образ Дома Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Маурина Светлана Юрьевна
https://cyberleninka.ru/article/n/mifologicheskiy-obraz-doma-plyushkina-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi