СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для уроков по изучению поэмы "Мертвые души".

Просмотр содержимого документа
«Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"»

Образ Плюшкина в поэме  Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Каким образом Чичиков узнал о Плюшкине? Почему он заинтересовался его имением? Критики поэмы разделили помещиков на разорителей и накопителей.  К первым относили Манилова  и Ноздрева, ко вторым – Коробочку  и Собакевича. А к кому бы вы отнесли Плюшкина? Почему?
  • Каким образом Чичиков узнал о Плюшкине? Почему он заинтересовался его имением?

Критики поэмы разделили помещиков на разорителей и накопителей. К первым относили Манилова и Ноздрева, ко вторым – Коробочку и Собакевича. А к кому бы вы отнесли Плюшкина? Почему?

Роль деталей в раскрытии характера персонажа «Внешний образ героя в “Мертвых душах” всегда гармонирует с его душевным миром и со средой, которую герой организует вокруг себя и которая не просто несет на себе отпечаток личности, но прямо продолжает личность».  Возможность показать предметный мир, окружающий помещиков, представляет для Н. В. Гоголя большой интерес: в предметно-бытовых деталях отражается личность того или иного помещика, ведь каждая усадьба словно замкнутый мир, созданный по образу и подобию своего хозяина.  Приезжая в усадьбу, Чичиков всякий раз как бы попадает  в новое «государство», живущее по своим неписанным правилам. Прозаические, будничные предметы лишены яркости и выразительности, они нередко никак не окрашены (в них отсутствует цветность) или окрашены  отрицательно.  Давайте рассмотрим предметный ряд, окружающий Плюшкина. Начнем знакомство  с описания его деревни. Обратим внимание на детали, на цветообразы, на образы-символы.

Роль деталей в раскрытии характера персонажа

«Внешний образ героя в “Мертвых душах” всегда гармонирует с его душевным миром и со средой, которую герой организует вокруг себя и которая не просто несет на себе отпечаток личности, но прямо продолжает личность». Возможность показать предметный мир, окружающий помещиков, представляет для Н. В. Гоголя большой интерес: в предметно-бытовых деталях отражается личность того или иного помещика, ведь каждая усадьба словно замкнутый мир, созданный по образу и подобию своего хозяина. Приезжая в усадьбу, Чичиков всякий раз как бы попадает в новое «государство», живущее по своим неписанным правилам. Прозаические, будничные предметы лишены яркости и выразительности, они нередко никак не окрашены (в них отсутствует цветность) или окрашены отрицательно. 

Давайте рассмотрим предметный ряд, окружающий Плюшкина. Начнем знакомство с описания его деревни. Обратим внимание на детали, на цветообразы, на образы-символы.

Деревня Плюшкина

Господский дом

Жизнь, кажется, покинула имение Плюшкина. Увечность, дряхлость, болезненность проявляется уже с первых строк описания его поместья.  «Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр. …Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский. Из-за хлебных кладей и ветхих крыш возносились и мелькали на чистом воздухе, то справа, то слева … две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с желтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся».

«Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги».

Важными составляющими дома как мира являются уют, гармоничность, одухотворенность. Быт – условие духовной жизни человека, его бытия. В обстановке плюшкинского дома, как и в его деревне, нет ничего, кажется, что связывало бы это место с человеком; автор намеренно обращает наше внимание на основную «черту» усадьбы – безлюдье. Сравним два текстовых фрагмента: описание усадьбы и комнаты в доме помещика. «Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома! Только одни главные ворота были растворены, и то потому, что въехал мужик с нагруженною телегою, покрытою рогожею, показавшийся как бы нарочно для оживления сего вымершего места…». «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе».

Давайте выделим в этих описаниях ключевые слова, характеризующие обстановку микромира Плюшкина.

Прочитаем описание сеней в доме Плюшкина.

«Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба». 

Какая деталь в этом описании является очень важной, по-вашему? Какие ассоциации вызывает у вас сравнение?

Всё пронизано духом смерти и пустоты в этом маленьком мире, запертом обычно наглухо железным «замком-исполином». Все словно вымерло в этом микромире, и усиление эффекта мертвенности его создает сравнение темных широких сеней в жилище Плюшкина с погребом, из которого дует холодом: он вызывает ассоциации с холодом подземного жилища, самого царства мертвых, ада. Эта своего рода температурная характеристика свидетельствует и о том, что пространство дома Плюшкина – пространство дискомфорта.

На какую черту характера Плюшкина указывает образ «замка-исполина»?

Приведите примеры эпизодов, где проявляется это свойство характера Плюшкина.

Автор показывает «расчеловечивание» помещика, превращение его в «прореху на человечестве». Прочитайте описание внешности Плюшкина (стр. 186). Перечислите ряд слов, которыми автор называет своего героя, пока Чичиков  не догадывается, что перед ним помещик. Почему Гоголь использует ряд этих слов?

Автор показывает «расчеловечивание» помещика, превращение его в «прореху на человечестве».

  • Прочитайте описание внешности Плюшкина (стр. 186).
  • Перечислите ряд слов, которыми автор называет своего героя, пока Чичиков не догадывается, что перед ним помещик.
  • Почему Гоголь использует ряд этих слов?
  • Прочитаем описание внешности Плюшкина на стр. 188.
  • Какая деталь в портрете Плюшкина является особенно значимой и почему? Присутствовала ли она в описании других помещиков?

Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат; рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош.

Всегда ли Плюшкин был таким? Описывая маниакальную жадность своего героя, Гоголь сообщает: «…он ходил ещё каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — всё тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты… после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу: если баба… позабывала ведро — он утаскивал и ведро».  Прочитаем описание комнаты (стр. 186-187). 1. Какие детали описания указывают, что раньше  в этом доме была другая жизнь? 2. Какая деталь говорит об остановившемся времени? 3. Какие еще детали характеризуют Плюшкина и его образ жизни?

Всегда ли Плюшкин был таким?

Описывая маниакальную жадность своего героя, Гоголь сообщает: «…он ходил ещё каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — всё тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты… после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу: если баба… позабывала ведро — он утаскивал и ведро».

Прочитаем описание комнаты (стр. 186-187).

1. Какие детали описания указывают, что раньше в этом доме была другая жизнь?

2. Какая деталь говорит об остановившемся времени?

3. Какие еще детали характеризуют Плюшкина и его образ жизни?

«Старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине».

«А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Всё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины. Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его...» (стр. 189)

Обратите внимание на важную деталь:

«В доме были открыты все окна…»

  • Вглядитесь в кадр из фильма режиссёра М. Швейцера «Мёртвые души».
  • Как удалось актёру И. Смоктуновскому передать особенность характера Плюшкина в этот, счастливый для него, период?
  • Кратко перескажите биографию Плюшкина (стр. 189-191).
  • С кем сравнивает Гоголь Плюшкина?

Какой приём оказал Плюшкин Чичикову? Чем кормит хозяин гостя? (стр.195) Найдите в тексте фрагмент,  в котором на лице Плюшкина появляется некое подобие человеческого чувства (стр. 196). Смешон, страшен или трагичен образ Плюшкина? Почему вы так считаете? Какие мысли вызывает  у автора образ этого героя?  (стр. 197-198). О чём лирическое отступление  в начале 6-й главы? Как оно связано с содержанием главы? Иннокентий Смоктуновский в роли Плюшкина в фильме Михаила Швейцера (1984).
  • Какой приём оказал Плюшкин Чичикову?
  • Чем кормит хозяин гостя? (стр.195)
  • Найдите в тексте фрагмент, в котором на лице Плюшкина появляется некое подобие человеческого чувства (стр. 196).
  • Смешон, страшен или трагичен образ Плюшкина? Почему вы так считаете? Какие мысли вызывает у автора образ этого героя? (стр. 197-198).
  • О чём лирическое отступление в начале 6-й главы? Как оно связано с содержанием главы?

Иннокентий Смоктуновский в роли Плюшкина в фильме Михаила Швейцера (1984).

Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова? Прочитайте фрагмент по ролям. Почему Чичиков уехал от Плюшкина в самом весёлом расположении духа?
  • Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова? Прочитайте фрагмент по ролям.
  • Почему Чичиков уехал от Плюшкина в самом весёлом расположении духа?

Плюшкин

Портрет

Характеристика

«…какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский ка­пот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы...», «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тем­ных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не за­таился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух...»

Усадьба, дом, деревня

  Нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него доро­же людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.

«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти че­ловек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».

Образ жизни

Всюду в доме царил беспорядок: «... как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель...». Пришедшая в полную негодность бревенчатая мосто­вая, «особенная ветхость» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел каким-то «дряхлым инвалидом». Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

Автор сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «всё текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». «Омертвение» души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, об­раз, созданный Гоголем, мог бы вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и урод­ливо-безобразное в пределах одной жизни.

Аналогия «душа — сад» традиционна в мировой культуре. Прокомментируйте образ сада Плюшкина, сравнив его с душой хозяина  (стр. 184-185). В чём особенность сада?  В чём его отличие  от предметов неодушевлённых? Обратите внимание  на цветообразы, на пространственные образы. Какую надежду даёт читателю Гоголь?
  • Аналогия «душа — сад» традиционна в мировой культуре. Прокомментируйте образ сада Плюшкина, сравнив его с душой хозяина (стр. 184-185).
  • В чём особенность сада? В чём его отличие от предметов неодушевлённых? Обратите внимание на цветообразы, на пространственные образы.
  • Какую надежду даёт читателю Гоголь?

Плюшкин — чистилище

Всё путешествие предпринимателя Чичикова — это путешествие по аду, чистилищу и раю. Ад — Манилов, Коробочка, Ноздрёв и Собакевич; чистилище — это Плюшкин. Не случайно описание его поместья находится посередине, в шестой главе. В Плюшкине осталось что-то человеческое, у него есть душа. Это подтверждается, в частности, описанием преображения лица Плюшкина, когда речь зашла о его товарище. Важной отличительной чертой является и то, что у Плюшкина живые глаза: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…»

Дом

Дом Плюшкина тихо и постепенно мельчал, «умирал», «с каждым годом притворялись окна», пока окончательно не превратился в «дряхлого инвалида». Дом «ослеп», когда окна в нем закрыли ставнями и заколотили досками. «Дом – символ основы, фундамента жизни, дом схож с человеком своим внутренним теплом, глазами-окнами, которые, подобно глазам человека, отражают все то, что происходит внутри».

Автор показывает крушение патриархального плюшкинского мира; доминирующий мотив главы, посвященной Степану Плюшкину, – это мотив рушащегося дома, мотив «руин». Но … уничтожение старого потенциально подразумевает рождение нового... И присутствие двух церквей в пространстве плюшкинского имения указывает на возможность возрождения Дома.

Дом символизирует нисхождение во тьму перед возрождением, то есть чтобы попасть в рай (в данном случае сад), нужно пройти через тьму. Сад находится позади дома и, таким образом, произрастает свободно, выходя за село и пропадая в поле.

Сад Сад — один из излюбленных образов художественной литературы. Садовый пейзаж характерен для русской традиции, особенно поэтической. Гоголь, создавая пейзаж сада Плюшкина, входил в эту традицию. Сад, как образ рая, является обиталищем души. И если исходить из того, что Плюшкин, как было сказано выше, обнаруживает признаки души, то сад в шестой главе поэмы «Мёртвые души» — это метафора души нашего героя: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый…». У сада Плюшкина нет ограждений, он выходит за село и пропадает в поле. За ним нет догляда, он предоставлен самому себе. Он как будто безграничен. Как душа. Соединенные вершины деревьев автор сравнивает с куполами (снова присутствие Бога). Таким образом освобожденные от жестокого человеческого вмешательства деревья превращаются в купола, соизмеримые с небесным сводом.

Сад

Сад — один из излюбленных образов художественной литературы. Садовый пейзаж характерен для русской традиции, особенно поэтической. Гоголь, создавая пейзаж сада Плюшкина, входил в эту традицию.

Сад, как образ рая, является обиталищем души. И если исходить из того, что Плюшкин, как было сказано выше, обнаруживает признаки души, то сад в шестой главе поэмы «Мёртвые души» — это метафора души нашего героя: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый…». У сада Плюшкина нет ограждений, он выходит за село и пропадает в поле. За ним нет догляда, он предоставлен самому себе. Он как будто безграничен. Как душа.

Соединенные вершины деревьев автор сравнивает с куполами (снова присутствие Бога). Таким образом освобожденные от жестокого человеческого вмешательства деревья превращаются в купола, соизмеримые с небесным сводом.

Сад — царство растений, поэтому всегда важно, что растёт в нём и как. В саду Плюшкина Гоголь упоминает берёзу, хмель, бузину, рябину, лесной орешник, чапыжник, клён, осину. Остановимся на первом упомянутом в саду Плюшкина дереве — берёзе. Берёза играет роль Космического дерева, соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Корни дерева символизируют ад, ствол — земную жизнь, крона — рай. Берёза была лишена верхушки, но не всей кроны. Можно разглядеть параллель с образом Плюшкина, у которого всё-таки осталась душа в отличие от Манилова, Коробочки, Ноздрёва и Собакевича.

Автор сравнивает берёзу с колонной. Колонна символизирует мировую ось, удерживающую Небо и связывающую его с Землёй; также символизирует Древо Жизни. Из этого следует, что душа Плюшкина тянется к Небу, к раю.

Излом, которым оканчивался ствол березы, представлен в виде птицы. Птица — символ освобожденной от плоти человеческой души. Но птица чёрная. Черный — символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции чёрный символизирует горе, оплакивание и скорбь. Белый — божественный цвет. Символ света, чистоты и истины.

Остановимся на некоторых других растениях, связь которых с Плюшкиным и нашим его пониманием удалось установить. Это хмель, ива, чапыжник. «…Дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья…» Данный фрагмент напоминает описание внешности Плюшкина: «Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей». Растительность на лице Плюшкина как седой, жёсткий чапыжник. Однако скребница из проволоки уже утрачивает связь с садом: это не живая плоть, а металл.

По всему саду произрастал хмель. Он рос понизу, обвивал до середины березу и оттуда свешивался вниз, цеплялся за вершины других деревьев, висел в воздухе. Хмель считается растением, соединяющим человека с духовным миром. Таким образом, в саду Плюшкина есть не только горизонтальная бесконечность, но и вертикаль, соединяющая землю с небом. Сломанная в берёзе, она восстанавливается хмелем.

Далее упоминается клён. Клён — символ молодости, юности красоты, любви, свежей силы, жизни. К этим значениям присоединяется и значения огня. Огонь символизирует солнце и солнечный свет, энергию, плодородие, божественный дар, очищение. Кроме того, огонь — это медиатор, связывающий небо и землю. Разумеется, нельзя думать о возможном преобразовании Плюшкина, но на духовное преображение человека Гоголь, судя по всему, надеется. Затем следует описание осины. Осина представляет символ плача и стыда. Ворона — символ одиночества. Жизнь Плюшкина даёт основание для того  и другого. Таким образом, всё, что было или может быть в человеке лучшего, живого, уходит в сад. Мир человеческий тускл и мёртв, а сад буйно живёт и сияет. Сад, как место пребывания души, позволяет вспомнить, что в гоголевском мире мёртвых есть проблеск жизни.

Далее упоминается клён. Клён — символ молодости, юности красоты, любви, свежей силы, жизни. К этим значениям присоединяется и значения огня. Огонь символизирует солнце и солнечный свет, энергию, плодородие, божественный дар, очищение. Кроме того, огонь — это медиатор, связывающий небо и землю. Разумеется, нельзя думать о возможном преобразовании Плюшкина, но на духовное преображение человека Гоголь, судя по всему, надеется.

Затем следует описание осины. Осина представляет символ плача и стыда. Ворона — символ одиночества. Жизнь Плюшкина даёт основание для того и другого.

Таким образом, всё, что было или может быть в человеке лучшего, живого, уходит в сад. Мир человеческий тускл и мёртв, а сад буйно живёт и сияет. Сад, как место пребывания души, позволяет вспомнить, что в гоголевском мире мёртвых есть проблеск жизни.

Помещик Экономический упадок  Плюшкин Моральное разложение Скряга, доведший своё имение и крестьян  до полного разорения «Прореха на человечестве» Мы рассмотрели образы всех помещиков, изображенных в поэме «Мертвые души». Одного из них Гоголь намеревался «взять» вместе с Чичиковым  с собой в дальнейший путь – провести их через «чистилище» к «раю», то есть возрождению. Как вы думаете, кто этот помещик? Почему вы так думаете?

Помещик

Экономический упадок

Плюшкин

Моральное разложение

Скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения

«Прореха на человечестве»

Мы рассмотрели образы всех помещиков, изображенных в поэме «Мертвые души». Одного из них Гоголь намеревался «взять» вместе с Чичиковым с собой в дальнейший путь – провести их через «чистилище» к «раю», то есть возрождению. Как вы думаете, кто этот помещик? Почему вы так думаете?

Домашнее задание: Прочитать главы 7-10. В учебнике прочитать материал на стр. 65-66. Ответить кратко на вопросы 2,3,4. Данные вопросы будем обсуждать  на следующем уроке.

Домашнее задание: Прочитать главы 7-10.

В учебнике прочитать материал на стр. 65-66.

Ответить кратко на вопросы 2,3,4.

Данные вопросы будем обсуждать на следующем уроке.

Василий Жуковский  Песня (Отымает наши радости)   К наслажденью охлажденная, Охладев к самим бедам, Без стремленья, без желания И навек очарования Слез отрадных лишена. На минуту ли улыбкою Мертвый лик наш оживет, Или прежнее ошибкою В сердце сонное зайдет — То обман; то плющ, играющий По развалинам седым; Сверху лист благоухающий — Прах и тление под ним. Оживите сердце вялое; Дайте быть по старине; Иль оплакивать бывалое Слез бывалых дайте мне. Сладко, сладко появление Ручейка в пустой глуши; Так и слезы — освежение Запустевшия души. Отымает наши радости Без замены хладный свет; Вдохновенье пылкой младости Гаснет с чувством жертвой лет; Не одно ланит пылание Тратим с юностью живой — Видим сердца увядание Прежде юности самой. Наше счастие разбитое Видим мы игрушкой волн, И в далекий мрак сердитое Море мчит наш бедный челн; Стрелки нет путеводительной, Иль вотще ее магнит В бурю к пристани спасительной Челн беспарусный манит.  Хлад, как будто ускоренная Смерть, заходит в душу к нам;

Василий Жуковский Песня (Отымает наши радости)

К наслажденью охлажденная,

Охладев к самим бедам,

Без стремленья, без желания

И навек очарования

Слез отрадных лишена.

На минуту ли улыбкою

Мертвый лик наш оживет,

Или прежнее ошибкою

В сердце сонное зайдет —

То обман; то плющ, играющий

По развалинам седым;

Сверху лист благоухающий —

Прах и тление под ним.

Оживите сердце вялое;

Дайте быть по старине;

Иль оплакивать бывалое

Слез бывалых дайте мне.

Сладко, сладко появление

Ручейка в пустой глуши;

Так и слезы — освежение

Запустевшия души.

Отымает наши радости

Без замены хладный свет;

Вдохновенье пылкой младости

Гаснет с чувством жертвой лет;

Не одно ланит пылание

Тратим с юностью живой —

Видим сердца увядание

Прежде юности самой.

Наше счастие разбитое

Видим мы игрушкой волн,

И в далекий мрак сердитое

Море мчит наш бедный челн;

Стрелки нет путеводительной,

Иль вотще ее магнит

В бурю к пристани спасительной

Челн беспарусный манит.

Хлад, как будто ускоренная

Смерть, заходит в душу к нам;

Использованные интернет-источники: 1. Сад Плюшкина: анализ шестой главы в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Бочарова А.С. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 656049, РОССИЯ, Г. БАРНАУЛ, ПР-КТ ЛЕНИНА, ДОМ 61 NovaInfo 33 https://novainfo.ru/article/3543 Опубликовано 29 апреля 2015 г. Раздел: Филологические науки 2. Мифологический образ Дома Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Маурина Светлана Юрьевна https://cyberleninka.ru/article/n/mifologicheskiy-obraz-doma-plyushkina-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi

Использованные интернет-источники:

1. Сад Плюшкина: анализ шестой главы в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Бочарова А.С.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 656049, РОССИЯ, Г. БАРНАУЛ, ПР-КТ ЛЕНИНА, ДОМ 61

NovaInfo 33

https://novainfo.ru/article/3543

Опубликовано 29 апреля 2015 г.

Раздел: Филологические науки

2. Мифологический образ Дома Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Маурина Светлана Юрьевна

https://cyberleninka.ru/article/n/mifologicheskiy-obraz-doma-plyushkina-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi