Ход урока.
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
До-ре-ми, ми-ре-до –поздоровались легко,
Ре-ми-фа, фа-ми-ре – поздоровались уже.
Ми-фа-соль, соль-фа-ми – очень рады встрече мы,
Фа-соль-ля, ля-соль-фа – начинать урок пора! (Слайд 2)
2. Повторение пройденного материала прошлого урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним о чем вы говорили на прошлом уроке.
3.Изучение новой темы.
Учитель: Очень хорошо.
Сейчас я хочу прочитать вам одно стихотворение, которое напрямую связано с темой нашего урока. Ваша задача: после прочтения мною стихотворения, рассказать о ком или о чем шла речь.
«На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней одно,
Из двух слогов – простое слово «мама»!
И нет слов нужнее, чем оно!»
Дети: Сегодня мы будем говорить о маме!
Учитель: Правильно, а точнее сказать – об образах матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве.
(Дети записывают тему урока)
Учитель: Давным-давно древнерусские мастера создавали не картины, а иконы. Таких людей называли – иконописцами, то есть это мастера, специализирующиеся в создании икон. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, который и написал образ Богородицы. (Слайд 3) С греческого языка икона – это образ, священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Главная святыня земли Русской - "Богоматерь Владимирская", икона начала XII века. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ. И вы никогда его не забудете. Я хочу познакомить вас с иконой Владимирской Богоматери, созданной в первой половине ХII века. (Слайд 4)
(учитель показывает изображение Богоматери Владимирской)
В этой картине воплощена идея материнства. Скажите, что вы видите на ней?
(Ответы детей)
Учитель: На этой картине изображена Богоматерь с маленьким Иисусом, который прильнул к своей маме, прижавшись к ее щеке. Именно такое изображение на иконе называется «умиление». Богоматерь задумалась, прижимая к себе сына. Ее взгляд устремлен к людям, полон печали и тревоги. Прижимая его к себе, она словно пытается его защитить от уготованной участи.
Долгое время эта икона находилась во Владимире, где исцеляла больных. Также, она считалась покровительницей и заступницей Русской земли- перед ней молились русские князья и цари, отправляясь в боевые походы, чтобы избежать поражения. На данный момент икона Богоматери Владимирской находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. (Слайд 5)
(Дети записывают в тетрадях название иконы)
Долго можно говорить об этой прекрасной иконе, но лучше поэтических слов Максимилиана Александровича Волошина не скажешь:
«А она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье».
Учитель: Прошу вас посмотреть на следующее изображение (учитель показывает изображение «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти). Это картина Рафаэля Санти – известного итальянского живописца и архитектора, художника, которая называется «Сикстинская мадонна». Находится эта картина в Дрезденской галерее, она имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену. Что на ней изображено? (Слайд 6)
(Ответы детей)
Учитель: Здесь изображена дева Мария с младенцем Иисусом, папа Сикст и святая Варвара. Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Иисуса на страдания и муку. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Эта картина самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства. Мы также видим спокойные тона красок, нет сильного контраста. Картина дарит спокойствие, умиротворение, на нее хочется не просто смотреть, но и вслушаться в эту льющуюся прямо с полотна музыку…
(Дети записывают в тетрадях название и автора картины)
(звучит «Аве Мария» Франца Шуберта)
Учитель: Сейчас прозвучала музыка Франца Шуберта «Аве Мария», которая на мой взгляд идеально сочетается с этой картиной.
(Дети записывают в тетрадях название произведения и композитора)
Учитель: И как писал известный итальянский поэт Данте Алигьери об этой картине:
«Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…»
Учитель: Какими чувствами проникнуто это стихотворение?
Дети: Нежностью, печалью…
Учитель: Тем самым, я хочу вам сказать, что художники воспевают материнскую любовь в картинах, поэты- поэтическим словом, а композиторы – музыкой.
4.Физминутка «Маму я свою люблю»
(дети повторяют за учителем слова и движения)
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю .
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, и ни разу,
И ни разу ни словечка не скажу.
5.Продолжение изучения новой темы.
Учитель: Скажите, а какие песни про маму вы знаете?
(Ответы детей)
Учитель: Узнаете ли вы эту песню?
(Звучит «Мама –первое слово» из к/ф «Мама») (С\лайд 7)
Дети: Да! (подпевают)
Учитель: А эту песню?
(Звучит «Песенка мамонтенка» из м/ф «Мама для мамонтенка») (Слайд 7)
Учитель: А много ли стихов про маму вы знаете?
(Ответы детей)
Учитель: Вот одно из них:
«Кто может быть дороже мамы?!
Кто свет и радость нам несёт?!
Когда больны мы и упрямы
Кто пожалеет и спасёт?!
Нам мамы многое прощают,
Не обижаясь, не броня.
Лишь терпеливо объясняют,
Не осуждая, не виня…»
6.Игра «Солнышко материнской любви».
Учитель: Скажите, а с чем у вас ассоциируется слово «мама»?
Дети: С теплотой, лаской …
Учитель: А что нас еще согревает? Я вам подскажу – посмотрите на небо в окошко.
Дети: Солнышко!
Учитель: Правильно. И сейчас я хочу с вами создать солнышко материнской любви.
(Учитель раздает «лучики» из картона).
Учитель: Ваше задание: написать на лучике слово, а точнее имя прилагательное, которое характеризует вашу маму (то есть какая моя мама? Заботливая, добрая, нежная и т.д.)
(Дети выполняют задание, по одному выходят к доске и приклеивают лучики к солнышку)
7.Вокально-хоровая работа.
Учитель: А теперь самое время исполнить песню про маму, которая называется «Мамино сердце», но прежде, для хорошего исполнения, нам стоит распеться. (Слайд 8)
( Дети распеваются; исполняют песню «Мамино сердце»)
8.Закрепление полученных знаний. Итог урока.
Учитель: Ребята, понравился ли вам наш сегодняшний урок? О чем мы говорили? Что нового вы узнали? Приведите примеры образов матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
(Ответы детей)
Учитель: Этот урок я провела неспроста. Совсем недавно, а именно 26 ноября был День матери. Вы наверняка поздравили своих мам с этим праздником, порадовали подарками, сделанными своими руками, приятными словами и хорошим поведением. И я хочу вам сказать, что радовать своих мам нужно не только в этот день, а на протяжении всей жизни, ведь мама- это самое святое в жизни, она источник нашей жизни, наш ангел-хранитель, лучший друг, женщина, которая растит тебя с самого рождения, воспитывает, заботиться и любит тебя. И обращаясь к мальчикам, хотелось бы сказать, чтобы вы поняли, что девочки тоже будущие мамы и их нужно уже сейчас беречь, ценить и уважать.
На этом все. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок. До свидания! (Выставление оценок). (Слайд 9)
Жасмин - Мамино сердце
Все мои самые светлые сны,
Радуги, звёзды, легенды и храмы
Были как в зеркале отражены
В ясных глазах моей мамы.
Ты меня за руку в мир привела,
Ласково чуть подтолкнула ладонью
И на пути моём солнце зажгла,
Что называют любовью.
Припев:
Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно.
Ты отличать научила меня
Зло от добра под любою одеждой
И начинать утро каждого дня
С веры, любви и надежды.
В мыслях к тебе прихожу я всегда,
Вновь обращаясь к тебе за советом,
Пусть в темноте я брожу иногда,
Путь ты укажешь мне к свету.
Припев:
Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать чтоб никогда не разбилось оно.
Мамино сердце,
Мамино сердце,
Как же сберечь мне его.
Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно.
Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно...
Жасмин - Мамино сердце
Все мои самые светлые сны,
Радуги, звёзды, легенды и храмы
Были как в зеркале отражены
В ясных глазах моей мамы.
Ты меня за руку в мир привела,
Ласково чуть подтолкнула ладонью
И на пути моём солнце зажгла,
Что называют любовью.
Припев:
Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно.
Ты отличать научила меня
Зло от добра под любою одеждой
И начинать утро каждого дня
С веры, любви и надежды.
В мыслях к тебе прихожу я всегда,
Вновь обращаясь к тебе за советом,
Пусть в темноте я брожу иногда,
Путь ты укажешь мне к свету.
Припев:
Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать чтоб никогда не разбилось оно.
Мамино сердце,
Мамино сердце,
Как же сберечь мне его.
Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно.
Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно