СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Образ праздника в искусстве»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Образ праздника в искусстве»»

Ход урока.

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

До-ре-ми, ми-ре-до –поздоровались легко,

Ре-ми-фа, фа-ми-ре – поздоровались уже.

Ми-фа-соль, соль-фа-ми – очень рады встрече мы,

Фа-соль-ля, ля-соль-фа – начинать урок пора! (Слайд 2)

2. Повторение пройденного материала прошлого урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним о чем вы говорили на прошлом уроке.

3.Изучение новой темы.

Учитель: Очень хорошо.

Сейчас я хочу прочитать вам одно стихотворение, которое напрямую связано с темой нашего урока. Ваша задача: после прочтения мною стихотворения, рассказать о ком или о чем шла речь.

«На свете добрых слов живет немало,

Но всех добрее и важней одно,

Из двух слогов – простое слово «мама»!

И нет слов нужнее, чем оно!»

Дети: Сегодня мы будем говорить о маме!

Учитель: Правильно, а точнее сказать – об образах матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве.

(Дети записывают тему урока)



Учитель: Давным-давно древнерусские мастера создавали не картины, а иконы. Таких людей называли – иконописцами, то есть это мастера, специализирующиеся в создании икон. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, который и написал образ Богородицы. (Слайд 3) С греческого языка икона – это образ, священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Главная святыня земли Русской - "Богоматерь Владимирская", икона начала XII века. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ. И вы никогда его не забудете. Я хочу познакомить вас с иконой Владимирской Богоматери, созданной в первой половине ХII века. (Слайд 4)

(учитель показывает изображение Богоматери Владимирской)

В этой картине воплощена идея материнства. Скажите, что вы видите на ней?

(Ответы детей)

Учитель: На этой картине изображена Богоматерь с маленьким Иисусом, который прильнул к своей маме, прижавшись к ее щеке. Именно такое изображение на иконе называется «умиление». Богоматерь задумалась, прижимая к себе сына. Ее взгляд устремлен к людям, полон печали и тревоги. Прижимая его к себе, она словно пытается его защитить от уготованной участи.

Долгое время эта икона находилась во Владимире, где исцеляла больных. Также, она считалась покровительницей и заступницей Русской земли- перед ней молились русские князья и цари, отправляясь в боевые походы, чтобы избежать поражения. На данный момент икона Богоматери Владимирской находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. (Слайд 5)

(Дети записывают в тетрадях название иконы)

Долго можно говорить об этой прекрасной иконе, но лучше поэтических слов Максимилиана Александровича Волошина не скажешь:

«А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье».

Учитель: Прошу вас посмотреть на следующее изображение (учитель показывает изображение «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти). Это картина Рафаэля Санти – известного итальянского живописца и архитектора, художника, которая называется «Сикстинская мадонна». Находится эта картина в Дрезденской галерее, она имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену. Что на ней изображено? (Слайд 6)

(Ответы детей)

Учитель: Здесь изображена дева Мария с младенцем Иисусом, папа Сикст и святая Варвара. Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Иисуса на страдания и муку. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Эта картина самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства. Мы также видим спокойные тона красок, нет сильного контраста. Картина дарит спокойствие, умиротворение, на нее хочется не просто смотреть, но и вслушаться в эту льющуюся прямо с полотна музыку…

(Дети записывают в тетрадях название и автора картины)

(звучит «Аве Мария» Франца Шуберта)

Учитель: Сейчас прозвучала музыка Франца Шуберта «Аве Мария», которая на мой взгляд идеально сочетается с этой картиной.

(Дети записывают в тетрадях название произведения и композитора)

Учитель: И как писал известный итальянский поэт Данте Алигьери об этой картине:

«Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…»

Учитель: Какими чувствами проникнуто это стихотворение?

Дети: Нежностью, печалью…

Учитель: Тем самым, я хочу вам сказать, что художники воспевают материнскую любовь в картинах, поэты- поэтическим словом, а композиторы – музыкой.

4.Физминутка «Маму я свою люблю»
(дети повторяют за учителем слова и движения)

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю .

Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, и ни разу,

И ни разу ни словечка не скажу.

5.Продолжение изучения новой темы.

Учитель: Скажите, а какие песни про маму вы знаете?

(Ответы детей)

Учитель: Узнаете ли вы эту песню?

(Звучит «Мама –первое слово» из к/ф «Мама») (С\лайд 7)

Дети: Да! (подпевают)

Учитель: А эту песню?

(Звучит «Песенка мамонтенка» из м/ф «Мама для мамонтенка») (Слайд 7)

Учитель: А много ли стихов про маму вы знаете?

(Ответы детей)

Учитель: Вот одно из них:

«Кто может быть дороже мамы?!

Кто свет и радость нам несёт?!

Когда больны мы и упрямы

Кто пожалеет и спасёт?!

Нам мамы многое прощают,

Не обижаясь, не броня.

Лишь терпеливо объясняют,

Не осуждая, не виня…»

6.Игра «Солнышко материнской любви».

Учитель: Скажите, а с чем у вас ассоциируется слово «мама»?

Дети: С теплотой, лаской …

Учитель: А что нас еще согревает? Я вам подскажу – посмотрите на небо в окошко.

Дети: Солнышко!

Учитель: Правильно. И сейчас я хочу с вами создать солнышко материнской любви.

(Учитель раздает «лучики» из картона).

Учитель: Ваше задание: написать на лучике слово, а точнее имя прилагательное, которое характеризует вашу маму (то есть какая моя мама? Заботливая, добрая, нежная и т.д.)

(Дети выполняют задание, по одному выходят к доске и приклеивают лучики к солнышку)

7.Вокально-хоровая работа.

Учитель: А теперь самое время исполнить песню про маму, которая называется «Мамино сердце», но прежде, для хорошего исполнения, нам стоит распеться. (Слайд 8)

( Дети распеваются; исполняют песню «Мамино сердце»)

8.Закрепление полученных знаний. Итог урока.

Учитель: Ребята, понравился ли вам наш сегодняшний урок? О чем мы говорили? Что нового вы узнали? Приведите примеры образов матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

(Ответы детей)

Учитель: Этот урок я провела неспроста. Совсем недавно, а именно 26 ноября был День матери. Вы наверняка поздравили своих мам с этим праздником, порадовали подарками, сделанными своими руками, приятными словами и хорошим поведением. И я хочу вам сказать, что радовать своих мам нужно не только в этот день, а на протяжении всей жизни, ведь мама- это самое святое в жизни, она источник нашей жизни, наш ангел-хранитель, лучший друг, женщина, которая растит тебя с самого рождения, воспитывает, заботиться и любит тебя. И обращаясь к мальчикам, хотелось бы сказать, чтобы вы поняли, что девочки тоже будущие мамы и их нужно уже сейчас беречь, ценить и уважать.

На этом все. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок. До свидания! (Выставление оценок). (Слайд 9)






































Жасмин - Мамино сердце

Все мои самые светлые сны,
Радуги, звёзды, легенды и храмы
Были как в зеркале отражены
В ясных глазах моей мамы.

Ты меня за руку в мир привела,
Ласково чуть подтолкнула ладонью
И на пути моём солнце зажгла,
Что называют любовью.

Припев:
Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно.

Ты отличать научила меня
Зло от добра под любою одеждой
И начинать утро каждого дня
С веры, любви и надежды.

В мыслях к тебе прихожу я всегда,
Вновь обращаясь к тебе за советом,
Пусть в темноте я брожу иногда,
Путь ты укажешь мне к свету.

Припев:
Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать чтоб никогда не разбилось оно.

Мамино сердце,
Мамино сердце,
Как же сберечь мне его.

Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно.

Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно...

Жасмин - Мамино сердце

Все мои самые светлые сны,
Радуги, звёзды, легенды и храмы
Были как в зеркале отражены
В ясных глазах моей мамы.

Ты меня за руку в мир привела,
Ласково чуть подтолкнула ладонью
И на пути моём солнце зажгла,
Что называют любовью.

Припев:
Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно.

Ты отличать научила меня
Зло от добра под любою одеждой
И начинать утро каждого дня
С веры, любви и надежды.

В мыслях к тебе прихожу я всегда,
Вновь обращаясь к тебе за советом,
Пусть в темноте я брожу иногда,
Путь ты укажешь мне к свету.

Припев:
Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать чтоб никогда не разбилось оно.

Мамино сердце,
Мамино сердце,
Как же сберечь мне его.

Мамино сердце - хрустальная чаша,
Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно,
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще,
Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно.

Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно