СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ природы в искусстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализировать связь музыки и изобразительного искусства

Просмотр содержимого документа
«Образ природы в искусстве»

Кара Виктория, БН-42

Конспект внеклассного занятия по музыке

Тема: Образ природы в искусстве

Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

Задачи:

познавательные:

  • показать учащимся на примере конкретных произведений взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

  • дать представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы.

развивающие:

  • развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления.

воспитательные:

  • воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;

  • помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах.

Музыкальный ряд: отрывок К. Жанекен «Пение птиц»; Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»; П.И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года», пьеса «Апрель. Подснежник», И. Козлов, А.АЛябьев «Вечерний звон» (исп. Марина Капуро).

Зрительный ряд: А.В. Сычев «Утро»; И. Левитан «Весна. Большая вода», И. Левитан «Вечерний звон».


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы снова встретились с вами на уроке музыки.

Каждый день в нашей жизни звучит музыка. Мы слышим ее повсюду, а где мы можем услышать музыку?


- Правильно. А какую музыку мы можем услышать в лесу, в парке?



- Здравствуйте.



- Дома, в театре, на концерте, в компьютере …



- Шелест листьев, пение птиц, журчание ручья.


Постановка темы и цели урока

- А как бы вы назвали такую музыку?


- Правильно, молодцы. Тема нашего урока «Образ природы в искусстве».

СЛАЙД 1

- Ребята, как вы думаете, почему на уроке музыки мы берем тему «Образ природы в искусстве», а не «Образ природы в музыке»?


- Верно. Ну а как все это взаимосвязано, мы узнаем на уроке.

- Музыка природы.





- Потому что природу можно изобразить как с помощью музыки, так и с помощью литературы и изобразительного искусства.

Изучение нового материала

- Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века - например, в хоровых пьесах Клемана Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

СЛАЙД 2


- Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами - стала зримой.

Есть даже такое выражение - «музыкальная живопись». Это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.


- Сейчас предлагаю вам послушать произведение Эдварда Грига.

Музыка нарисует вам какую-то зарисовку природы.

Давайте послушаем и подумаем, что

хотел нарисовать Э.Григ своей музыкой.

СЛАЙД 3

- Что вы представили, слушая музыку?

- Солнце сразу светило ярко?

А как?

-Как сначала звучала музыка?

- А что изменялось постепенно?


- Музыка рисует, как просыпается земля, оживает ветер, распускаются цветы. Оркестр рисует картину того, как солнечные лучи крепнут, светлеет вокруг. И вот солнце показалось из-за горизонта.

- Посмотрите на экран.

СЛАЙД 4

- Вы видите картину Алексея Сычева «Утро». Подходит ли прослушанное нами произведение к этой картине?


- Почему?


- Как стала звучать музыка?


- А всегда звучал весь оркестр?


- А что изменялось в звучании?







- Мы сейчас повторно прослушаем произведение. Когда вы услышите в музыке появление солнца из-за горизонта, поднимите руки.

СЛАЙД 5. 3:10


- Ребята, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?


- Молодцы. Продолжим нашу работу.


- Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному - к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.


- Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения Аполлона Майкова:

СЛАЙД

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние грёзы

О горе былом

И первые грёзы

О счастье ином...

- Как это часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг - к новым чувствам, свету, солнцу.

СЛАЙД 6

- Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой?









- Посмотрите на репродукцию картины «Весна. Большая вода».

СЛАЙД 7

- Удивительно светлые, чистые тона нашёл композитор для передачи - Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет музыкальное название «Вечерний звон». Эта картина тоже звучит.
СЛАЙД

- Посмотрите на нее. Представьте, что вы там. Что вы слышите?



- Знаменитый романс "Вечерний звон" - это гениальный перевод на русский язык стихотворения Томаса Мура. Перевод этот был сделан русским поэтом Иваном Ивановичем Козловым. Музыка к стихам И. Козлова, как считают многие исследователи, была написана А. А. Алябьевым, после чего "Вечерний звон" стал и остаётся поныне одним из самых любимых русских романсов. Настолько любимым, что в ряде популярных изданий его называют народной песней.

- Послушаем этот романс.

СЛАЙД 8


- Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве - лирическую песнь русской души.




































- Природу, восход солнца.



- Тихо, спокойно, ласково.

- Музыка звучала громче, ярче.











- Да, подходит.


Слушаю ответы детей


- Торжественно.


- Нет.


- Сначала звучали несколько инструментов, чем музыка становилась громче, ярче -тем всё больше инструментов оркестра звучало, а в момент восхода солнца играл весь оркестр.







- Мелодия, лад, гармония, темп, ритм, регистр, динамические оттенки.
















































- Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.












- Звон колоколов, шум реки, шелест травы …
















Рефлексия

- Мы познакомились с произведением русского композитора, который написал цикл «Времена года»… 


- Мы слушали пьесы из цикла «Времена года» под названием … 


- Мы познакомились с творчеством русского художника, который является мастером пейзажа-настроения…


- П.И.Чайковский.




- «Подснежник».




- И. Левитаном

Итог

- Ребята, я не зря спросила вас о средствах музыкальной выразительности. Данные слова можно применить для характеристики как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство.

Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?


- Верно, между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.

Спасибо за урок!








- Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств.