Технологическая карта урока
Дата:__23 декабря_____________________________________________________________________________________________________
Класс:9____________________________________________________________________________________________________
Предмет: литература___________________________________________________________________________________________________
Учитель: Носова Т.М. ________________________________________________________________________________________________
Тема: Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений, завершающих тему родины: «Прощай, немытая Россия», «Родина». _____________________________________________________________________________________________________
Тип урока: комбинированный___________________________________________________________________________________________________
Цель урока: обзор-осмысление Родины в ранней и поздней лирике поэта ___________________________________________________________________________________________________
Планируемый результат обучения
Предметные: умение анализировать лирическое стихотворение, понимать авторскую позицию и выражать своё отношение к ней_________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества, развитие интереса к лирике Лермонтова__________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Метапредметные :умение анализировать, сравнивать, делать выводы; организовывать собственную деятельность; формулировать свою точку зрения____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Ресурсы: проектор, экран, компьютер, диск, тексты стихотворений Лермонтова, презентация____________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Этапы урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
| | | |
1. Мобилизующий этап. Цель: Включение в активную деятельность. Формулирование темы урока. | Предлагает вспомнить темы ранее изученной лирики Лермонтова и сформулировать тему урока. | Называют темы лирики поэта: бегства и одиночества, поэта и поэзии. Пытаются сформулировать тему урока и соотнести тему урока с эпиграфом. | К:умение строить речевое высказывание. Р:умение организовать свою учебную деятельность. Л:мотивация учения. |
2.Этап целеполагания. Цель: постановка проблемного вопроса. | Используя записи (см проектор), предлагает определить цели урока (вспомнить ранее изученное, познакомиться с темой Родины в поздней лирике поэта, закрепить умение анализировать лирическое стихотворение). | Самостоятельно формулируют цели урока, определяют границы знания и незнания. | К:выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учёт мнения окружающих, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Р:умение ставить задачу. П:целеполагание, выводы. Л:самоопределение, смыслообразование. |
Этап актуализации знаний. Цель: актуализация знаний обучающихся по ранней лирике Лермонтова. | Проверяет домашнее задание (выразительное чтение ранней лирики на тему Родины, определение лейтмотива в каждом из них). | Прослушивают чтение стих. «Смерть», «Монолог», «Жалобы турка». Определяют лейтмотив каждого стихотворения и записывают в тетрадь. | К:умение строить речевое высказывание. П:умение ориентироваться в системе своих знаний; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
4. Этап усвоения новых знаний. Цель: понимание жанра лирического раздумья о родине. | Организует работу обучающихся в группах по анализу стихотворений, завершающих тему родины в лирике Лермонтова: «Прощай, немытая Россия», «Родина» (Приложение №1) | Объединяются в две группы. Анализируют стихотворения в соответствии с планом анализа лирического стихотворения. Делают записи в тетради. По истечении времени публично защищают работу своей группы. Осуществляют взаимоконтроль. | К:умение строить речевое высказывание, работать в группе, слышать и слушать других, корректировать свою т.зр., приходить к общему решению. П:умение искать и выделять необходимую информацию. Р:умение проводить последовательные действия. |
5. Этап закрепления нового материала. Цель: отработка приёмов анализа лирического стихотворения. | Проводит беседу с обучающимися: - Какую черту империи автор отмечает как главную? - Как характеризует поэт внутреннюю суть народа? - Как можно связать это стих. с биографическими сведениями поэта? -Каков лейтмотив стих. «Прощай, немытая Россия»? - Какие качества сближают это стих. с эпиграммой? - Какие интонации слышите в стих. «Родина»? - Почему Лермонтов называет своё отношение к родине «странною любовью»? | Отвечают на вопросы. | П: умение структурировать знания. К:умение связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь одноклассников. Л:умение этически оценивать усваиваемое содержание материала. |
6. Информация о домашнем задании. | Предлагает д/з: 1). Стих. «Родина» наизусть 2). Сравнить портрет поэта работы П.Е.Заболотского и автопортрет (Удалось ли художнику передать сложную и одновременно тонкую душу поэта? Что хотел подчеркнуть и выделить в своём облике сам Лермонтов?) 3).Подготовиться к викторине (Приложение №2) | Записывают домашнее задание. | |
7. Этап рефлексии. Цель: формирование личной ответственности за результаты своей деятельности. | Предлагает поставить общую оценку за занятие в оценочных листах (путём выведения средней оценки из поставленных). (Приложение №3) | Работают с оценочными листами. | Л: смыслообразование. Р: умение оценивать качество и уровень усвоения материала. П: контроль и оценка результатов. |
Приложение № 1
План анализа лирического стихотворения
1. Дата написания.
2. Библиографический комментарий с использованием фактического материала.
3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание, раздумье и т.д.)
4. Идейное содержание:
1). Ведущая тема.
2). Основная мысль.
3). Эмоциональная окраска чувств.
4). Внешние впечатления и внутренняя реакция на него.
5. Структура стихотворения.
1). Основные образы.
2) Основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония, олицетворение и т.д.)
3). Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, эпифора и др.)
4). Стихотворный размер (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль), рифма (перекрёстная, парная, кольцевая).
5). Звукопись (аллитерация - повторение однородных согласных звуков, ассонанс - повторение однородных гласных звуков).
6). Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие и т. д.)
Приложение № 2
Викторина
Более 200 лет назад, 15 октября 1814 года, началась короткая и блистательная жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Он до обидного мало прожил неполных 27 лет. Всего 4 года на глазах изумлённых современников развёртывалось его творчество.
Что вы знаете о его жизни и творчестве?
1. Назовите родовое имение М.Ю. Лермонтова.
2. Какими западноевропейскими языками владел поэт в совершенстве?
3. На каких музыкальных инструментах играл Лермонтов?
4. Как называлась школа, в которую он был принят в 1832 году?
5. Каким трём женщинам посвящал свои стихи поэт?
6. Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?
7. На какое стихотворение царь наложил следующую резолюцию: «Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».
8. Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана.
- Назовите стихотворение.
9. Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно…
- Назовите стихотворение.
10. В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я…
- Назовите стихотворение.
11.Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал…
- Назовите произведение.
12. «Когда она отошла от нас, тогда я шепнул Григорию Александровичу: «Ну что, какова?» «Прелесть», - отвечал он. - А как её зовут?» «Её зовут…»
- Как её зовут?
13. При каких обстоятельствах было написано стихотворение «Тучи»?
14. Как звали Печорина?
15. Какое стихотворение заканчивается строками: …Надо мной, чтоб вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
16. Когда, где и с кем произошла дуэль поэта?
17. Кто сказал о стиле Лермонтова: «Никто не писал у нас такой правильной, такой прекрасной, такой благоуханной прозой»?
Приложение № 3
Оценочный лист
Ф.И. обучающегося--------------------------------------------------------------------------------------------
Группа-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Д/з | Работа в группе | Устный ответ | Фиксирование в тетради | Балл | Оценка |
| | | | | |