Организационный момент. | (Звучит музыка «Сказки гуляют по свету»)(Слайд №2) - Ребята, послушайте песню и подумайте с чем может быть связана тема нашего урока. - Вы правы, сегодня мы отправимся в страну сказок. Но чтобы туда попасть, давайте проверим нашу готовность к уроку. Проверка готовности к уроку. Подготовка художественных материалов к работе: гуашь, палитра, кисти, стакан для воды. | - Песня о сказках, значит сегодня мы будем рисовать иллюстрации к сказкам или сказочных героев. Учащие проверяют наличие необходимых материалов и инструментов. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирова- ние учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. | - Сегодня на уроке мы отправимся в сказку. - Что такое сказка? Сказка-это ВЫМЫШЛЕННАЯ ИСТОРИЯ СО СЧАСТЛИВЫМ КОНЦОМ. Сказки учат нас добру, учат быть сильными и смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. - Какие бывают сказки? -Чему учат сказки? (Слайд №4) - В русских народных сказках, авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. В сказках все герои делятся на отрицательных и положительных. (Слайд № 5-9). - А теперь давайте вспомним положительные женские образы в сказках. - Кто мне их назовёт? (Слайд № 5) - Те сказки, которые мы вспомнили сейчас, есть в них добрые героини? (Слайд № 6) - Какими прилагательными можно характеризовать положительные образы? (Слайд №38-39)
- Отрицательные образы? (Слайд№7-8, 38-39) | - Сказка-это произведение о вымышленных лицах и событиях, часто с участием волшебных, фантастических сил. - Русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки народов мира. - Прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящные. - Безобразные, злые, коварные, завистливые, ленивые. | Познавательные - Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. - Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде. Коммуникативные -Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу. -Слушать и понимать других, участвовать в диалоге. Личностные - Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. -Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных и эстетических ценностей. |
Введение нового материала. | - Молодцы, вы дали очень верную характеристику положительным и отрицательным героиням. А сейчас давайте представим себя сказочными полицейскими. Мы будем разыскивать отрицательных героев, чтобы наказать за их злые проделки. Уже удалось собрать некоторую информацию из русского фольклора. Внимание на экран! Досье на отрицательных персонажей. (Слайд № 10-13) К нам в участок поступило срочное сообщение. Пропали 3 человека! Их срочно требуется разыскать (Слайд №14-15) В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники раскрывают характеры. Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить портрет сказочных персонажей. - Попробуйте изобразить на своем лице радость, злость, грусть... - Составляем фоторобот сказочных героев (Слайд №17-28) - Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и черствых. Много внешне не очень приметных, но очень добрых и отзывчивых. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы. | -Называют персонажи, определяют их данные, характеры -Идентифицируют персонажи по музыкальным видеофрагментам. Учатся искусству раскрытия характера человека по лицу, изучают эмоции, мимику лица. -Выполнение задания у доски. -Создают образ сказочной героини с учетом эмоционального состояния. | Познавательные - Отделять известное от неизвестного. - Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. - сравнивать разные образы. Регулятивные - Совместно с учителем определять цель действий, предлагать версии. Коммуникативные -Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу. -Слушать и понимать других, участвовать в диалоге. Личностные -Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. |
Закрепление материала. Практическая работа. | При помощи слова в сказках доступно и точно описывается характер героинь. А как те же черты характера (кротость, гордость, своенравность, ум) помогают художнику нарисовать образ? Для этого у художников есть набор выразительных средств. Наша задача – ознакомиться с ними на уроке. Как понять, где добрая, а где злая героиня на рисунке? Значит, Снежную королеву мы стали бы изображать светлыми красками? Она у нас разве добрая? (Нет) Как вы думаете, что ещё нам может помочь, кроме цвета? Злую героиню художник старается сделать уродливее, преднамеренно искажает её черты лица, дополняет крупным, кривым носом, морщинами, большими ушами, растрёпанными волосами, нелепым головным убором. Кто помнит как называется изображение лица человека?
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, - Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед – Обязательно картина называется … - Вспомните, как называется разное положение глаз, бровей, губ. (Слайд № 18-19) - Мимика передает нам эмоции человека, его характер через положение бровей, глаз, носа, рта. - Откройте учебник на страницах 100-103, посмотрите, как ваши сверстники изобразили разных героинь, какие линии и цвета использовали, какой взгляд у разных героинь? Обсудите в парах. -Подумайте, какую героиню вы хотите нарисовать – положительную или отрицательную. Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый или злой, какими красками воспользуетесь. Помните: цветовые сочетания могут помочь рассказать о характере героя и выразить отношение художника к нему. Поэтому злой образ изображаем в холодной и темной цветовой гамме (холодные + черная), а добрый – в теплой и светлой (теплые + белая). | - Можно злого персонажа изобразить с помощью тёмных цветов. У Бабы Яги лицо серое, грязное. -Добрая изображается светлыми, теплыми красками, а злая тёмными и холодными) - У добрых героинь лица светлые, они белолицые или розовощёкие. -Линия. У доброй она плавная, а у злой резкая, заостренная. - Портрет. - Это мимика. Дети рассматривают, анализируют и обсуждают в парах. Выполняют рисунки. | Познавательные -Находить информацию в учебнике. - Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Регулятивные -Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. -Работать по предложенному плану, использовать учебник. |
Итог урока. | - Давайте рассмотрим выполненные работы и определим кто какую героиню нарисовал. - Какими средствами удалось автору передать характер персонажа? - Какие образы получились самыми выразительными, необычными, фантастическими? Что в них удивляет вас? Художник в изображении передает свое понимание персонажа (человека) через художественный образ, характер. Требования к работам: – соразмерная компоновка в листе; – хорошее владение художественными материалами; – аккуратность исполнения; – интересный портрет, выразительное сочетание материалов; – завершенность; – наличие названия. Общая оценка успешности работы. | Рассматривают рисунки и отгадывают героинь сказок. - Яркими цветами, контрастами, чертами лица, мимикой | Регулятивные - Оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные -Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу. - Слушать и понимать других, участвовать в диалоге. |