Тема урока: "Образ войны в музыкальном искусстве"
Цель урока: укрепить в сознании учащихся мысль о том, что музыкальный образ - это воплощение в музыке окружающей жизни, что музыкальное искусство несет в себе огромный заряд человеческих чувств и эмоций.
Художественно - педагогическая идея урока: "Когда говорят пушки, музы молчат".
Линии в драматургии урока:
- Ленинградская" симфония Д. Д. Шостаковича, "Песня о Днепре" М. Фрадкина и стихи А. Ахматовой - яркий пример того, что в годы войны "музы не молчали".
- Песня А. Новикова "Дороги" - воплощение образа воспоминания о трудных дорогах войны, о подвиге русских солдат и матерей.
- Песня А. Новикова "Дороги" и песня "Песня о моем отце" - пример песен, раскрывающих связь поколений, мысль о том, что дороги войны "позабыть нельзя".
Задачи урока:
- На примере музыки Д. Шостаковича и М. Фрадкина ребята должны почувствовать и утвердиться в мысли, что музыка в годы войны помогала людям переносить тяготы военного времени, вносила в души людей уверенность в победе.
- При исполнении песни "Дороги" А. Новикова передать грусть, раздумье о невосполнимых утратах, гибели друзей, сыновей (конкретные образы). Передать в исполнении интонацию вздоха, определяющую настрой песни, как песни - воспоминания.
- На примерах песен, а так же музыки Д. Шостаковича дать ребятам почувствовать, что музыкальный образ есть отражение окружающей жизни, а музыкальная форма - средство воплощения композитором этого образа.
- На примере звучащей на уроке "живой" музыки и музыки в "исполнении" компьютера дать ребятам почувствовать красоту звучания человеческого голоса, силу воздействия на человека звучания симфонического оркестра.
- На примерах прозвучавшей на уроке музыки организовать работу учащихся с компьютером:
а) самостоятельное добывание информации о композиторе и его музыке с целью: узнал сам - научи другого;
б) творческое создание образа в графическом редакторе компьютера;
в) введение в компьютер и воспроизведение мелодий, звучащих на уроке;
г) организуя данную работу на уроке, способствовать развитию коммуникативности в общении, взаимопонимания, эмоциональной отзывчивости.
На уроке звучит музыка:
- Муз. Фрадкина, ст. Долматовского "Песня о Днепре".
- Д. Д. Шостакович. Седьмая "Ленинградская" симфония; тема "Эпизод нашествия".
- Муз. Новикова, ст. Ошанина "Дороги".
- Муз. Петрова, ст. Куклина "Песня о моем отце".
Оборудование и технические средства:
- Проигрыватель
- Телевизор и видеомагнитофон
- Компьютерная среда Microsoft Power Point
- Фортепиано
- Нотные заготовки
- Распечатки песенного текста
- Ручки и чистый лист бумаги для самостоятельной работы учащихся.
- Ход урока
-
- Ученики входят в класс под "Песню о Днепре" композитора Марка Фрадкина на стихи Евгения Долматовского. Рассаживаясь, дети слушают 1-3 куплеты песни.
- Я очень рада, что мы снова встретились с вами. Обратите внимание на экран главного компьютера. Перед вами тема полугодия и тема урока. Исходя из темы урока, не могли бы вы сформулировать, хотя бы в общих чертах, наши цели и задачи на сегодняшнее занятие? (Какая музыка звучала во время войны? Нужна ли была музыка в то время? О чем говорила музыка?)
- Посмотрим на экран (высвечены цели и задачи, определенные учителем).
- Да, вот эти цели и задачи мы попробуем решить сегодня на уроке, мы еще вернемся к ним, заканчивая нашу встречу. А поможет нам в решении этих непростых вопросов художественно - педагогическая идея урока. Фраза эта всем известна, но я поставила вопросы, и надеюсь, мы дадим на них ответы.
- А теперь вернемся к тому, с чего мы начали наш урок. "Песня о Днепре". О чем эта песня? О том, как наши войска вынуждены были оставить красавец Днепр, великую реку Украины.
- А у вас сложилось какое-то представление об образе, главной мысли этой музыки? Тоска, боль утраты, плач, война, любовь к тому, о чес поется.
- Попробуйте определить авторов песни. Марк Фрадкин и Евгений Долматовский.
- Да, ребята! 1941 год. Из фашистского окружения, с правого берега Днепра с группой бойцов выходит поэт Евгений Долматовский. Переправиться на противоположный берег широкой реки, кажется, невозможно, ведь немцы простреливают всю водную гладь. К тому же октябрьский холод, слякоть, дождь со снегом. Но им чудом удается это сделать. Помог им выбраться к своим путевой обходчик, которого через много лет после войны Долматовский отыскал, и тот рассказал, что в октябре 1941 года он спрятал в песке железнодорожной насыпи тело писателя партизана Аркадия Гайдара. "Оказывается с Гайдаром мы были совсем рядом и могли встретиться", - вспоминает Долматовский. И вот поэт у своих, но на тех, кто вышел из окружения, смотрят подозрительно, домой на работу сообщили, что погиб. И вот командир говорит: "Будешь писать объяснение, но если ты поэт, скажи обо всем, что с тобой было, что пережил и передумал, в песне". "Она уже готова, - отвечаю я, - это о Днепре".
- Когда объявили первое исполнение песни, хор долго не мог начать. Как вы думаете, почему? Плакали.
- Да! "Спели один раз. Аплодисментов нет. Люди молча, медленно встают. Поем еще и еще. Командир сказал: "Благодарю за выполнение задания. Эта песня, сейчас, очень нужна. Вся Украина в руках врага. Солдаты тоскуют".
- Ребята! А у вас есть желание спеть эту песню?
- Далее разучиваем песню. Распеваю детей последней фразой куплета, используя прием пения закрытым ртом, на различные слоги, повышая и понижая мелодию. Затем разучиваем мелодию с текстом сначала. Работаем над выразительным исполнением, дикцией, напевностью, дыханием, фразировкой и др.
Дети, я прошу вас очень внимательно вслушаться в эту новую для вас музыку (звучит тема нашествия в исполнении учителя). Какие ассоциации возникают у вас, когда вы ее слушаете? Возможно, перед вами возник образ чего - то или кого - то? Музыка редкая, бездушная, жуткая, тяжелая, военная. То же война. Образ чего - то страшного, сильного, нечеловеческого.
Как вы думаете, если это война (та же самая война), чей образ предстоит перед нами? Образ зла, насилия в лице фашизма.
Я наиграла вам знаменитую тему нашествия из Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, которую называют еще и "Ленинградской симфонией". "Песня о Днепре" выстрадана во время войны, в самом ее начале, музыку о войне писали после ее окончания, пишут сейчас. Как вы считаете, симфония Шостаковича в какое время написана? До музыки ли было людям? Нужна ли оно была в военное время? Она помогала людям и отдыхать и бороться! Эта музыка военного времени. Конечно! Многие сражались с оружием в руках, а чем мог ответить Шостакович? Его оружием была музыка!
Перед тем, как обратиться к великой музыке Д. Д. Шостаковича, послушайте стихи А. А. Ахматовой, жившей в военные годы, как и Шостакович, в Ленинграде. Стихи 1941 года:
И в пестрой суете людской
Все изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов -
Веселых ливней весть.
А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенных слух
Поверить - по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нес
Ребенку моему.
Свое смущение надвигающейся катастрофы Ахматова дает через восприятие звука. Такое же ощущение дает нам восприятие музыки "Эпизода нашествия" из Седьмой симфонии Шостаковича.
Прошу вас обратить внимание на форму музыки, с помощью которой он рисует образ врага. Почему именно эта форма? (Звучит "Эпизод нашествия" с видеофрагментом). Трудно говорить после всего увиденного и услышанного. Но тем не менее, ваши ощущения от музыки Шостаковича. Тяжелая, громкая, железная, однообразная, музыка не имеющая человеческой души, уверенная, сметающая все на своем пути.
Мы исполним песню "Дороги". Мы с вами, живущие спустя полвека после войны, не имеем права забывать эту трагическую страницу из истории нашего народа. И музыка доказывает нам это, и помогает нам помнить простых русских парней навечно оставшихся молодыми (звучит "Песня о моем отце"). Молодцы! А теперь я прошу вас вернуться к началу урока и посмотреть на экран компьютера. "Пролистаем" цели и задачи. Добились мы намеченного? И, наконец, "Когда говорят пушки, музы молчат" ? Во время Великой Отечественной войны музыка была оружием в борьбе с врагом и внесла свой вклад в великую Победу!