Образец контрольной работы для учителей русского языка и литературы, аттестующихся на первую и высшую квалификационные категории
Уважаемые коллеги!
Вам предлагается выполнить 12 заданий, посвященных различным аспектам педагогической деятельности учителя русского языка и литературы.
Каждое из заданий 1–4, 9 и частично 5 предполагает краткий ответ в виде цифры (числа), слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных в работе в отведенном для этого месте.
Остальные заданий требуют развернутого ответа, записанного в работе в соответствующем поле.
Желаем успеха!
1
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
1) | чЕлюстей |
2) | клАла |
3) | ободрЁн |
4) | исчЕрпав |
5) | кухОнный |
Ответ: .
2
Укажите слово, которое имеет следующий состав:
ПРИСТАВКА − КОРЕНЬ − СУФФИКС − СУФФИКС.
1) | загрустил |
2) | прикрывая |
3) | оденутся |
4) | сговориться |
Ответ: .
3
В морфологической характеристике какого выделенного слова допущена ошибка? Ответ запишите цифрой.
1) | (обошёл) ВОКРУГ (дома) – производный предлог |
2) | ДЕЛАВШИЙ (задание) − страдательное причастие прошедшего времени |
3) | ВТОРОПЯХ (Саша забыл закрыть дверь) – наречие со значением причины |
4) | ЗАКОНЧИВ (работу) – деепричастие совершенного вида |
Ответ: .
4
В каком предложении выделенное слово пишется слитно? Ответ запишите цифрой.
1) | (ПО)НАЧАЛУ кажется, что задание очень легкое, однако это не так. |
2) | Коленька смутился и сказал: «Я вовсе не это имел (В)ВИДУ». |
3) | Подумай, ЧТО(БЫ) тебе еще повторить перед экзаменом. |
4) | Все пошли, и я сделал ТО(ЖЕ) самое: поднялся и медленно зашагал вперед. |
Ответ: .
5
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Составьте схему предложения, подчеркните грамматические основы, укажите виды придаточных. Леонид Андреев сделал в то время тысячи фотографий своих родственников, друзей (1) и (2) когда мы приходили к нему в гости (3) то он заставлял нас (4) рассматривать все эти тысячи снимков (5) так как хотел всех удивить своим увлечением.
Ответ: ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответьте на вопрос ученика.
Ученик:
сказуемого сочетание «попросил подождать», а Вы посчитали это ошибкой.
Объясните, пожалуйста, в чем я был не прав.
Учитель:
Ответ:
Ответьте на вопрос ученика.
7
Ученик:
Я считаю, что предложения «На улице холод» и «На улице холодно» - односоставные предложения. Прав ли я? |
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
8
Прочитайте отрывок из произведения:
Князь Гвидон тот город правит.
Всяк его усердно славит.
Сопоставьте морфологические признаки глагола «править» в современном языке с теми, которые проявлены у этого глагола в данном тексте. Какая морфологическая особенность этого глагола «потерялась» в современном русском языке?
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9
Какое средство художественной выразительности использовано в выделенных фрагментах текста?
…
Не се ль Элизиум полнощный, Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
(А.С. Пушкин «Воспоминания в Царском Селе») Ответ: .
10
Прочитайте фрагмент текста.
Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Укажите автора и полное название произведения.
Дайте историко-литературный (историко-культурный) и лингвистический комментарии слов (фраз), которые существенны для понимания текста, но могут быть непонятны для современного школьника.
Ответ:
11
Ответьте на вопрос ученика.
Ученик:
Л.Н. Толстой о «Войне и мире» говорил, что «это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». Почему мы тогда называем это произведение романом и даже романом-эпопеей? |
Учитель:
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12
Предположим, что в процессе Вашей педагогической деятельности возникла следующая педагогическая ситуация:
Вас вызвали на замену заболевшего учителя математики в 11 классе, и Вам необходимо провести урок русского языка. У учащихся с собой нет учебников и пособий по русскому языку, поэтому работу необходимо организовать без них.
Ваша задача – начать изучение темы «Подготовка к ЕГЭ: позиция 9 (правописание приставок)».
Этот класс вам знаком: большинство учеников в нем учатся на «хорошо» и «отлично» (всего 3 человека имеют «тройки» по русскому за прошлый год).
Представьте письменный фрагмент Вашего урока, содержащий этап актуализации знаний и умений по изучаемой теме (исходите при этом из Вашего понимания описанной выше педагогической ситуации).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________