Образец портфолио учителя географии и истории
Эссе
Значение, место образования и роль учителя в судьбах отдельных народов и цивилизации в целом непрерывно возрастают по мере развития производительных сил и роста могущества цивилизации.
Всю историю человеческого общества можно изучать в контексте развития системы накопления и передачи знаний, культуры и образованности от одних поколений к другим. И проведя такой анализ, мы увидим, что именно учитель становиться постепенно центральной фигурой “истории людей”. Сегодня от учителя в первую очередь зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете.
Слово УЧИТЕЛЬ, то имею в виду не только педагогов, работающих в средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям и всем тем людям, которые ее создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях и будущность планетарной цивилизации.
Последнее означает уже нечто большее: это чувство ответственности за судьбы “людей планеты” – своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие десятилетия преодолеть трудности выживания. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовывать собственную ответственность, и зависит это будущее.
Вот почему УЧИТЕЛЬ, тот, кто передает эстафету знаний, культуры, особенно в “минуты роковые”, превращается в центральную фигуры общества.
Духовный мир человека рождается в контексте его практической деятельности, но взаимодействует с ней совсем неоднозначным образом. Его нельзя рассматривать в качестве прямого следствия материальных условий. Возникающее значение, утверждение принципов взаимодействия человека с окружающей природой, его способность передавать накопленный опыт следующим поколениям начинают сами оказывать прогрессирующее влияние на действительность и становятся движителем общественного развития.
Но для того чтобы система “УЧИТЕЛЬ” была способна содействовать процветанию нации, все те, кто ее создает и обеспечивает ее функционирование, должны четко представлять потребности страны и те трудности, с которыми столкнется человечество уже в ближайшее время. А предсказать многие особенности того, что нас ожидает, почти невозможно. Значит, развитие этой системы не может следовать каким-либо раз и навсегда данным стандартам, а должно непрерывно корректироваться изменениями условий жизни. Система “УЧИТЕЛЬ” должна сочетать положительный опыт традиций с постоянно возникающими новыми потребностями, и, по мере того как растет скорость изменения условий жизни, должна расти скорость поиска новых форм образования и воспитания, должно происходить включение в систему новых знаний и отбраковывание старых.
Совершенствуя образование, важно знать сегодняшние потребности общества, видеть перспективу их развития, представлять себе того человека, которому предстоит преодолеть те беды, которые нас подстерегают.
Сегодня на авансцену выходят проблемы взаимоотношения природы и общества.
До сих пор было принято считать, что природные факторы всего лишь некоторый фон, на котором разворачиваются события, происходящие в обществе. И такой подход был в известной мере оправдан, поскольку за время жизни ряда поколений природные условия оставались практически неизменными.
Теперь же природная ситуация меняется катастрофически быстро. И из фона среда, окружающая человека, превращается в действующий персонаж человеческой трагедии. Воздействие человека так быстро меняет среду, что обратное влияние изменяющихся условий на жизнь человека становится определяющим фактором его судьбы. Поэтому за время жизни одного поколения поведение человека, его образ жизни, его навыки и традиции должны подвергнуться качественному изменению.
Значит, самое первое – нам надо самим осознать идею единства, включить ее в наше общее образование, сделать частью нашей общей культуры. В этом я вижу нашу глобальную обязанность и нашу ответственность перед обществом, перед потомками.
Я убежден, что сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и воспитании и новой нравственности! Об этом тоже не надо забывать