Характеристика
на учащегося _ класса
_____________________________________
00.00.0000 г.
Необходимо указать дату поступления ребенка в школу, который год учится, в каких школах, классах учился, оставался ли на второй год, были ли длительные перерывы в обучении, по каким причинам.
Сведения о составе семьи, наличии других детей (их возраст, особенности развития и обучения), об уровне образования родителей, их участии в воспитании и обучении детей, особенностях воспитания в семье, отношение родителей к проблемам воспитания и обучения ребенка, др.
Особенности развития ученика за данный период, по какой программе обучался ребенок, какие результаты показывал при обучении. Сведения об успеваемости ребенка по четвертям. Состояние школьных знаний и навыков ребенка.
Этот раздел должен по возможности заключать ответ на вопросы: что усвоил ребенок из пройденного материала по чтению, письму, математике и что затрудняло его при усвоении материала.
Как относится ребенок к своим неудачам в обучении: безразлично или тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения, становится пассивным, как реагирует на оценку своей работы.
Какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей: усиленный контроль или помощь при выполнении классных занятий; облегченные домашние задания; индивидуальные в процессе фронтальной работы с классом; дополнительные занятия в школе после уроков; дополнительные задания на дом; указания родителям о помощи ребенку при подготовке уроков и т.п.
Какие результаты были при этом достигнуты: улучшилась ли успеваемость, удалось ли преодолеть затруднения, научился ли самостоятельно работать, насколько продвинулся ребенок в усвоении школьных навыков и за какой период времени были получены сдвиги.
Работоспособность и поведение ребенка в классе.
В этом разделе характеристики должны быть указаны и освещены следующие вопросы:
· Понимание ребенком требования учителя.
· Участие в работе класса.
Может ли ученик активно, целенаправленно работать, выполнять предъявленные к нему требования, следить за ходом урока, отвечать на вопросы, задавать вопросы учителю, в случае непонимания.
· Состояние работоспособности.
Эти вопросы должны быть освещены в каждой характеристике. Обратите внимание на то, как ребенок работает, заинтересован ли он в выполнении задания, целенаправлен ли он, стремится ли довести работу до конца. Усидчив ли в работе или легко отвлекается. Проявляет ли при преодолении трудностей настойчивость. Работает быстро или замедленно. Быстро утомляется и как проявляется утомление. Становится возбужденным. Наблюдаются ли резкие колебания работоспособности на протяжении урока, дня, недели, года.
Общая характеристика личности ребенка.
Очень ценно, если учитель может помимо своих наблюдений в классе, дать некоторую общую характеристику ребенка, указав на общее развитие, ориентировку в окружающем, его интересы, особенности характера.
О жизни вне школы мы узнаем или со слов родителей или самого ребенка. В то же время наблюдения учителя в этом направлении могли бы дать очень многое.
Основные трудности в процессе обучения ребенка (заключение учителя).
В данном разделе педагог должен указать основные трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения (не может списывать, копировать, не пишет на слух, не может сливать в слоги, испытывает серьезные трудности в элементарных вычислениях, не понимает хода решения задач, с трудом сосредотачивается на задании, постоянно отвлекается, и т.д.)
Самостоятельно по слуху писать не может, но списать с книги может правильно. Может запомнить, только опираясь на зрительную память.
Учебный материал доступен, но мальчик не может сосредоточиться и поэтому не успевает.
При объяснении материала очень внимателен, старателен, но освоить задание не может.