МАУДО «Центр детского творчества Промышленного района»
Образец выступления педагога по защите дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
(методический материал при подготовке к конкурсу профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»)
г. Оренбург, 2018г.
Добрый день, уважаемые члены жюри и участники конкурса!
Позвольте представиться: Иванова Елена Петровна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества г. Оренбурга, высшей квалификационной категории, руководитель вокально-хорового объединения «Чистые голоса».
Представляю вашему вниманию дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Вокально-хоровое мастерство» художественной направленности для учащихся от 8 до 16 лет, рассчитанную на 3 года обучения.
Программа разработана в соответствии с федеральными и локальными нормативно - правовыми документами:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 года);
Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р) и другими документами, представленными на слайде.
Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей (СанПин 2.4.4.3172-14);
Уставом муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Промышленного района;
Положением об отделе «Гармония» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Промышленного района.
Актуальность программы определяется:
социальным заказом со стороны учащихся и их родителей на программы художественного развития;
расширением доступных средств музыкального развития и художественно - эстетического воспитания личности;
возможностью объединить в один коллектив учащихся с разными музыкальными данными.
Отличительные особенности программы:
отсутствие раздела «Музыкальная грамота», так как изучение теории музыки и ее основ не являются задачами дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокально-хоровое мастерство»;
увеличение количества часов для отработки практики: пение учебно-тренировочного материала, исполнение произведений;
интеграция методик, позволяющих научить учащихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы;
включение в содержание программы регионального компонента (разучивание и исполнение произведений оренбургских авторов и композиторов Кондратенко В., Фёдорова Н. и других).
Структура программы выдержана с учётом Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Москва, ФГАУ «ФИРО», 2015 г.).
Программа является модифицированной, комплексной (объединяет различные виды музыкального творчества), по содержанию – однопрофильной (хоровое пение), по степени освоения – многоуровневой.
Цель программы: формирование и развитие певческого голосообразования, вокально-хоровых способностей у учащихся средствами хорового исполнительства.
Задачи подразделяются: на обучающие, развивающие, личностные. Они представлены на слайде.
Задачи программы
Обучающие:
сформировать базовые знания в области вокально-хорового исполнительства;
сформировать умения и навыки в области вокально-хорового исполнительства: правильного певческого дыхания, певческой артикуляции, навыков звукообразования, интонирования, звуковедения;
совершенствовать дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию, а также орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи.
Развивающие:
развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
развивать контрольно-оценочные умения и умения самооценки себя как исполнителя;
развивать коммуникативные навыки в творческой коллективной деятельности;
развивать умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
Воспитательные:
воспитать эстетический вкус и чувство стиля в хоровом пении;
воспитывать нравственные качества личности, патриотизм, уважение к культуре и традициям народов России;
воспитывать у детей настойчивость, активность, самостоятельность, инициативу; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
Срок освоения программы и режим занятий:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально-хоровое мастерство» рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год для четырехчасовых групп и по 216 часов в год для шестичасовых групп.
Содержание строится на принципах личностно-ориентированного образования. Методы и формы подобраны с учётом возрастных и физиологических особенностей адресата программы, соответствуют поставленным цели и задачам. На занятиях используются словесные, наглядные, практические методы.
Формы организации занятий: индивидуальные, групповые, микрогрупповые.
Формы проведения занятий: теоретические, практические, комбинированные, постановка, репетиция, посещение выставок, музеев, конкурсов, фестивалей, итоговое занятие-концерт.
Оценка результативности образовательной деятельности по программе осуществляется в форме входного, текущего, итогового контроля. Для этого используются: анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование, практическое задание. Они представлены в Приложениях к программе. Учитывается участие и победы в конкурсах, фестивалях, концертах. Результаты фиксируются в личной карте достижений учащегося. Имеющиеся диагностические методики эффективны, позволяют выявить уровень усвоения каждым учащимся учебного материала, отследить сформированность и развитие умений и навыков, необходимых по программе.
Информационно-методическое обеспечение программы:
видео- и аудио-записи выступлений образцовых детских хоровых коллективов и вокалистов-академистов на CD, DVD дисках;
аудиодиски музыкальных произведений и фонограмм;
тематические слайдовые презентации;
разработки занятий и концертных мероприятий;
методические рекомендации «Воспитание ритмического чувства», «Развитие мотивации на вокально-хоровых занятиях», «Дикция и артикуляция как основные элементы передачи художественного образа музыкального произведения», «Использование элементов системы обучения Карла Орфа на вокально-хоровых занятиях в начальной школе», «Высокая позиция звука», «Целесообразное использование режима работы гортани»
Интернет-ресурсы
http://orenhor.ru/