СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образность русской речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок, проведенный  в рамках  республиканского  семинара по внедрению ФГОС на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  "Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального района РТ"

Просмотр содержимого документа
«Образность русской речи»



Тема: Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение 5 класс

Цели: формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить тропы в текстах и определять их художественную функцию, умения самостоятельно создавать тексты с использованием изобразительных средств.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей;

Предметные результаты: владение литературоведческими терминами (эпитет, олицетворение, метафора), формирование орфографической зоркости;

Личностные результаты: формирование представлений о патриотизме, красоте природы родного края на литературном материале.

I. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий

Задание 1

            Прочитайте текст.

            Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

            Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пёстрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинах.

            Шумит золотой дождь.        

Расскажите, что вы знаете о прямом и переносном значении слова.

Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении.

II. Этап мотивации

Задание 2

 Вы знаете, что писатели и поэты, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные, более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особой выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобретательности.

Чтобы точнее описать душевное состояние лирического героя и усилить              

образность текста, С. Есенин в своём стихотворении использует такие изобразительные средства как (“костёр рябины красной”, “грустные слова”, “роща отговорила”).

Текст к заданию 2

                      Отговорила роща золотая

                      Берёзовым весёлым языком,

                      И журавли, печально пролетая,

   Уж не жалеют больше ни о ком…

               Не жаль им лет, растраченных напрасно,

 Не жаль души сиреневую цветь.

           В саду горит костёр рябины красной,

                  Но никого не может он согреть.

               Не обгорят рябиновые кисти,

                   От желтизны не пропадёт трава.

                 Как древо роняет тихо листья,

                       Так я роняю грустные слова…

(Учащиеся довольно быстро находят слова, употребляемые в переносном значении, называют олицетворения, трудные – эпитеты, говорят, что с понятием “метафора” они не занимались в начальной школе)

III. Этап   целеполагания

Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?

    (Учащиеся указывают на необходимость более подробного изучения метафор, эпитетов, олицетворений)

IV. Этап планирования

            Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Составить таблицу “Средства художественной выразительности”

Потренироваться в нахождении эпитетов, метафор, олицетворений в текстах художественной литературы.

Отредактировать художественный текст с помощью различных тропов.

Попробовать составить собственный текст с использованием изученных изобретательных средств.

V. Этап осмысливания новых сведений

Задание 3

            Составьте таблицу по нашей теме, использую словарь, информацию учебника (§34 стр.84) и тексты к заданиям 1, 2.

             (Работа выполняется в группах, защищается, выбирается лучший вариант).

VI. Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия

Задание 4          

Вы – исследователь.

 (Класс разделён на 6 групп, каждая из которых работает со своим фрагментом из      поэмы И. Бунина “Листопад”).

            Попробуйте на материале предложенного поэтического текста провести небольшое лингвистическое исследование:

Прочитайте внимательно свой фрагмент из поэмы.

Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, посчитайте их количество и определите их роль в тексте.

                                       (После выступления каждой группы делается общий вывод).

            Вставьте в текст, подходящие по смыслу слова и цифры:

В поэме ”Листопад“ _____ эпитетов, _____ олицетворений и ____ метафор. Такое большое количество изобразительных средств помогло Бунину нарисовать и сделать поэтический текст более ___, ___ и ___.

            Дополнительная информация.

            Какое ещё изобразительное средство вы увидели в поэме “Листопад”? Приведите примеры.

                                       (Учащиеся говорят о сравнении, приводят устно примеры)

Задание 5

Вы – редактор.

            Прочитайте текст.

            Солнце ушло за тучи. Лил дождь. Было холодно, как осенью. Одуванчики прикрылись листьями. Они сильно раскачивались ветром и мокли от дождя. Но вдруг появилось солнце, и одуванчики стали снова жёлтыми.

Отредактируйте текст, введя в него предложенные тропы (чёрные, глухие, беспрерывный, узкие, с поднятым зелёным воротником, заплаканные, горячее, яркое, обнажили свои  косматые золотые головы).

Сделайте вывод о роли изобразительных средств в тексте.

Задание 6

Вы – писатель.

Рассмотрите репродукцию картины К. Д. Юона “Русская зима”.

Напишите самостоятельно небольшой текст, описывая картину.

Употребите в нём эпитеты, метафоры, олицетворения.

                                  (Задание выполняется индивидуально. Зачитывается несколько работ).

Задание 7

Вы – учитель

Подготовьте вопросы и ответы для контрольной работы по изученной сегодня теме.

Самопроверка. Оцените свою работу по следующим критериям:

                1 – 2 ошибки – «5»

                3 – 4 ошибки «4»

                5 – 6 ошибок «3»

Текст к заданию 7

                       Задремали звезды золотые,

                       Задрожало зеркало затона.

                       Брезжит свет на заводи речные

                       И румянит сетку небосклона.

                       Улыбнулись сонные берёзки,

                       Растрепали шёлковые косы,

                       Шелестят зелёные серёжки,

                       И горят серебряные росы.

 

                       У плетня заросшая крапива

                       Обрядилась ярким перламутром

                       И, качаясь, шепчет шаловливо:

                       “С добрым утром!”

VII Домашнее задание.  §6/Задание 8

Найдите фразеологизмы в тексте.

Докажите, что эти фразеологизмы входят в слова, употреблённые в переносном значении.

Продолжите перечень фразеологизмов со словами ГЛАЗА.








4