1.Понятие образования, многообразие его значений.
Образование - сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Он, бесспорно, включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, художественное развитие.
1. Образование как социальный институт
Образование - важный социальный институт. Известно, что социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
2. Образование как целостный педагогический процесс
Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многозначных понятий в педагогике.
В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:
· широкий социальный смысл - своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим;
· широкий педагогический смысл - управление развитием личности в условиях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников;
· узкий педагогический смысл - процесс специально организованного педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспечивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.
Но сегодня образование, а также и входящее в него обучение вовсе не ограничиваются только рациональной стороной, а предполагают развитие всей гаммы человеческих чувств.
С нашей точки зрения, если все это принять во внимание, не будет ошибкой сказать, что объектом педагогической науки является образование. Правда, образование
изучают также и другие науки. Существуют педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика — это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей, и для которой оно и только оно является ее собственным объектом изучения.
Подходы в образовании.
Системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью.
Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Культурологический подход к образованию. Суть ее состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Это значит, что в процессе воспитания и обучения человек не просто изучает культуру, а проживает и переживает ее как свой образ жизни и деятельности, как определенную культурную среду, а также продолжает ее развивать. Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся.
Институциональный подход.
2.Образовательный процесс, его участники.
Образовательный процесс – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков.
Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение задач образования и развития; развивающееся взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанников.
Этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные, элементы:
-
постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
-
взаимодействие педагогов и учеников;
-
использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
-
создание благоприятных условий для школьников;
Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.
Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.
Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.
Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.
Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.
Образовательный процесс – это обучение. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.
Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.
Участники образовательного процесса.
Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Иногда для достижения целей образовательного процесса необходимо участие в нем также других субъектов. В ряде случаев к участникам образовательного процесса причисляются медицинские работники. Если учебный процесс в учреждении, реализующем общеобразовательные программы, включает в себя элементы профориентации и профессиональной подготовки, в нем должны участвовать инженерно-педагогические работники. В общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой учебно-воспитательный процесс осуществляется с участием таких субъектов, как старшие воспитатели (командиры рот) и воспитатели (командиры взводов), старшины рот, руководители кружков.
3.Образование главный путь развития и социализации человека.
В сегодняшней социализации особую роль играет социальный институт – образование и приобретение профессии. Основой социализации образования сегодня должен стать антропоцентризм, что означает оказание помощи человеку в поисках адекватного приложения душевных сил, его личностного, эмоционального потенциала и творческого начала – это есть фундаментальный методологический принцип социализации образования.
Чтобы реализовать данный принцип социализация образования предполагает:
-
воспитание культурной личности, владеющей социальными качествами и способной к самообразованию;
-
высокий уровень социальной зрелости, самопознание и самореализацию;
-
стремление видеть личность человека с его индивидуальностью и человеческими качествами;
-
учет и анализ специфики состава студентов;
-
сочетание обучающей деятельности с развивающей;
-
формирование целостного специалиста и человека;
-
расширенный арсенал и потенциал средств обучения и воспитания, где важным является переход на новые технологии образования;
-
использование нетрадиционных форм занятий;
-
использование в учебном процессе самостоятельной поисковой работы;
-
формирование новой учебной базы.
Данные действия направлены на социализацию образования, а это значит, могут изменить состояние общества и социально и качественно. В конечном итоге социализация образования есть переход от понимания образования как института подготовки профессиональных кадров к пониманию его как института организации и социализации самой жизни.
Таким образом, социализация образования есть не что иное, как способность и возможность производить самого себя, свою сущность и быть субъектом собственного развития.
В наше время все специалисты разных направлений говорят о том, что образование, как социальный институт, выполняет функцию социализации личности. Но, вот механизмы и способы реализации этой функции видят и трактуют по-разному. Э. Дюркгейм, например, в образовании видел средство сохранения общественного порядка, а К. Манхейм видел в образовании способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем, образование может изменить характер взрослого общества, считал Д. Дьюи.
Если исходить из этого, то образование, по мнению Т. Парсонса, должно выполнять следующие функции:
-
экономическую функцию, суть которой он связывал с растущим значением образования в подготовке работников для различных сфер жизнедеятельности;
-
социальную функцию, благодаря которой возрастает мобильность людей и способность продвижения по социальной лестнице;
-
политическую функцию, которая нацелена на то, чтобы обеспечить социальное равенство, расовую интеграцию людей;
-
функцию социального контроля, т.е. приобщение обучающихся к социально приемлемым нормам и ценностям.
Одновременно развернулись исследования, посвященные социализирующей роли образования как фактора развития межличностных отношений. Оказалось, например, что с ростом образовательной подготовки уходит на второй план сугубо утилитарный смысл общения. Оно начинает охватывать широкий спектр проблем и обеспечивать избирательность в сфере контактов. Преимущество отдается тем людям, общение с которыми существенно обогащает человека, а отношения делает более прочными и надежными.
Дополнительные социализирующие возможности образования раскрыли сторонники «развивающей» концепции, видевшие в нем важный фактор формирования личности. В качестве одного из ведущих направлений в этой области следует выделить исследования образования как фактора социализации интеллекта. Так, научный коллектив, работавший под руководством Б.Г. Ананьева, пришел к выводу, что под влиянием образования повышается уровень развития интеллекта. Он становится более гибким и подвижным.
4.Связь образования с уровнем развития культуры, социальная и историческая обусловленность образования.
Культура и образование связаны между собой:
общим объектом - человек культуры и образования;
общечеловеческими ценностями: культура, образование, человек и др.;
творческим характером культурно-образовательной деятельности (неслучайно, К.Д. Ушинский педагогическую практику называл искусством);
общими функциями - развитие, обучение и воспитание человека.
Образование должно осуществляться в контексте определенного типа культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры.
Учитель должен являться носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности - учеников - и тем самым идентифицирует себя с культурой.
Педагогическая деятельность - это прежде всего диалог между культурами, обмен культурными ценностями (а не просто передача знаний, умений и навыков).
Всякая история есть история культуры и образования. Поэтому чтобы определять стратегические цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования.
Историческая обусловленность
Цели воспитания постоянно выражают историческую необходимость общества в подготовке подрастающего поколения, которое сможет в будущем реализовывать различные функции и играть соответствующие общественные роли. Педагогика показывает, что в различные исторические периоды, в разных государствах и у разных народов были собственные цели воспитания. Они динамичны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Так, Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), почитание Бога (религиозное воспитание). В современном мире цели воспитания разнообразны, так как определяются потребностями постоянно развивающегося общества. Процесс воспитания может зависеть от таких причин, как темпы общественного и научно-технического прогресса, уровень развития педагогической науки, возможности учебных заведений, учителей и учеников. Данные условия могут меняться в зависимости от конкретной исторической обстановки.
Социальная обусловленность.
Цели, задачи и характер образовательно-воспитательного процесса социально обусловлены, то есть зависят во многом от социального заказа государства и общества в конкретный период.
Социальная обусловленность относится к общественному процессу изучения людей в сообществе. Каждый человек живет в определенном сообществе, а значит так или иначе подвержен его влиянию. Взаимодействуя с другими, человек проходит так называемую социализацию: усваивает знания, получает опыт, ориентируется на конкретные примеры. Этот процесс двусторонен, поскольку люди не только получают что-либо от общества, но и сами так или иначе передают информацию, умения, ценности и т.д. Многие строят свою деятельность в последующем исключительно с учетом одобрения окружающими.
Социальная обусловленность является актуальной темой для обсуждения роли и сущности воспитания в формировании характера и возможностей человека. В частности, в ходе воспитания деятельность и межличностное общение выступают основными факторами формирования сознания и самосознания ребенка, становления его нравственной направленности и ведущих личностных качеств.
В настоящее время помимо прочего существует большое количество воспитательных целей, выдвигаемых социальными группами, партиями, религиозными и общественными организациями, отдельными людьми. Такое разнообразие оказывает сильное воздействие на детей, порождая растерянность, цинизм, скепсис и отчужденность от настоящей культуры.
Педагогика сегодня призвана выявить и обозначить все разнообразие общественных устремлений, их эталоны и воспитательные цели, вычислить их тенденции, нрав и настоящую значимость в публичном взаимодействии.
5.Образование как механизм сохранения и передачи культуры от поколения к поколению и стратегическая сфера развития государства и общества.
В настоящее время взаимосвязь культуры и образования обусловлено тем, что человек не может существовать вне деятельности. Каждый вид деятельности несет в себе специфический комплекс способов социальной практики конкретной национальности, этноса, сообщества, который включает в себя ценности и идеи определенной культуры. Исходя из этого, каждая культурная система должна рассматривать с двух сторон, в первую очередь как конечный результат определенных действий, с другой стороны, как основа осуществления прогноза собственного поведения в будущем.
Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Таким образом, именно культура представляет собой базовые ценности и социальные стереотипы, которые являются важным условием реализации современной системы образования. Знание этих основ, позволяет организовать действительно эффективный и продуктивный процесс образования.
Система государственного стратегического планирования
Целями создания системы являются:
-
определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому состоянию;
-
концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных, кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;
-
консолидация усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций, структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации.
Исходя из целей определяются основные функции системы государственного стратегического планирования:
-
определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития;
-
определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики;
-
выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
-
формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития;
-
определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;
-
координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;
-
осуществление стратегического контроля;
-
научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития.