СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование и образовательный процесс (детальный разбор)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образование и образовательный процесс (детальный разбор)»

1.Понятие образования, многообразие его значений.


Образование - сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Он, бесспорно, включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, художественное развитие.

1. Образование как социальный институт

Образование - важный социальный институт. Известно, что социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

2. Образование как целостный педагогический процесс

Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многозначных понятий в педагогике.

В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:

· широкий социальный смысл - своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим;

· широкий педагогический смысл - управление развитием личности в условиях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников;

· узкий педагогический смысл - процесс специально организованного педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспечивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.

Но сегодня образование, а также и входящее в него обучение вовсе не ограничиваются только рациональной стороной, а предполагают развитие всей гаммы человеческих чувств. 

С нашей точки зрения, если все это принять во внимание, не будет ошибкой сказать, что объектом педагогической науки является образование. Правда, образование

изучают также и другие науки. Существуют педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика — это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей, и для которой оно и только оно является ее собственным объектом изучения.

Подходы в образовании.

Системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Культурологический подход к образованию. Суть ее состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Это значит, что в процессе воспитания и обучения человек не просто изучает культуру, а проживает и переживает ее как свой образ жизни и деятельности, как определенную культурную среду, а также продолжает ее развивать. Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся.

Институциональный подход.




2.Образовательный процесс, его участники.


Образовательный процесс – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение задач образования и развития; развивающееся взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанников.

Этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные, элементы:

  • постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

  • взаимодействие педагогов и учеников;

  • использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

  • создание благоприятных условий для школьников;

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

Образовательный процесс – это обучение. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.

Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Участники образовательного процесса.

 Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Иногда для достижения целей образовательного процесса необ­ходимо участие в нем также других субъектов. В ряде случаев к участ­никам образовательного процесса причисляются медицинские ра­ботники. Если учебный процесс в учреждении, реализующем общеоб­разовательные программы, включает в себя элементы профори­ентации и профессиональной подготовки, в нем должны участво­вать инженерно-педагогические работники. В общеобразовательных школах-интернатах с пер­воначальной летной подготовкой учебно-воспитательный процесс осуществляется с участием таких субъектов, как старшие воспи­татели (командиры рот) и воспитатели (командиры взводов), стар­шины рот, руководители кружков.

3.Образование главный путь развития и социализации человека.


В сегодняшней социализации особую роль играет социальный институт – образование и приобретение профессии. Основой социализации образования сегодня должен стать антропоцентризм, что означает оказание помощи человеку в поисках адекватного приложения душевных сил, его личностного, эмоционального потенциала и творческого начала – это есть фундаментальный методологический принцип социализации образования.

Чтобы реализовать данный принцип социализация образования предполагает:

  • воспитание культурной личности, владеющей социальными качествами и способной к самообразованию;

  • высокий уровень социальной зрелости, самопознание и самореализацию;

  • стремление видеть личность человека с его индивидуальностью и человеческими качествами;

  • учет и анализ специфики состава студентов;

  • сочетание обучающей деятельности с развивающей;

  • формирование целостного специалиста и человека;

  • расширенный арсенал и потенциал средств обучения и воспитания, где важным является переход на новые технологии образования;

  • использование нетрадиционных форм занятий;

  • использование в учебном процессе самостоятельной поисковой работы;

  • формирование новой учебной базы.

Данные действия направлены на социализацию образования, а это значит, могут изменить состояние общества и социально и качественно. В конечном итоге социализация образования есть переход от понимания образования как института подготовки профессиональных кадров к пониманию его как института организации и социализации самой жизни.

Таким образом, социализация образования есть не что иное, как способность и возможность производить самого себя, свою сущность и быть субъектом собственного развития.

В наше время все специалисты разных направлений говорят о том, что образование, как социальный институт, выполняет функцию социализации личности. Но, вот механизмы и способы реализации этой функции видят и трактуют по-разному. Э. Дюркгейм, например, в образовании видел средство сохранения общественного порядка, а К. Манхейм видел в образовании способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем, образование может изменить характер взрослого общества, считал Д. Дьюи.

Если исходить из этого, то образование, по мнению Т. Парсонса, должно выполнять следующие функции:

  • экономическую функцию, суть которой он связывал с растущим значением образования в подготовке работников для различных сфер жизнедеятельности;

  • социальную функцию, благодаря которой возрастает мобильность людей и способность продвижения по социальной лестнице;

  • политическую функцию, которая нацелена на то, чтобы обеспечить социальное равенство, расовую интеграцию людей;

  • функцию социального контроля, т.е. приобщение обучающихся к социально приемлемым нормам и ценностям.

Одновременно развернулись исследования, посвященные социализирующей роли образования как фактора развития межличностных отношений. Оказалось, например, что с ростом образовательной подготовки уходит на второй план сугубо утилитарный смысл общения. Оно начинает охватывать широкий спектр проблем и обеспечивать избирательность в сфере контактов. Преимущество отдается тем людям, общение с которыми существенно обогащает человека, а отношения делает более прочными и надежными.

Дополнительные социализирующие возможности образования раскрыли сторонники «развивающей» концепции, видевшие в нем важный фактор формирования личности. В качестве одного из ведущих направлений в этой области следует выделить исследования образования как фактора социализации интеллекта. Так, научный коллектив, работавший под руководством Б.Г. Ананьева, пришел к выводу, что под влиянием образования повышается уровень развития интеллекта. Он становится более гибким и подвижным.



4.Связь образования с уровнем развития культуры, социальная и историческая обусловленность образования.

Культура и образование связаны между собой:

общим объектом - человек культуры и образования;

общечеловеческими ценностями: культура, образование, человек и др.;

творческим характером культурно-образовательной деятельности (неслучайно, К.Д. Ушинский педагогическую практику называл искусством);

общими функциями - развитие, обучение и воспитание человека.

Образование должно осуществляться в контексте определенного типа культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры.

Учитель должен являться носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности - учеников - и тем самым идентифицирует себя с культурой.

Педагогическая деятельность - это прежде всего диалог между культурами, обмен культурными ценностями (а не просто передача знаний, умений и навыков).

Всякая история есть история культуры и образования. Поэтому чтобы определять стратегические цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования.

Историческая обусловленность
Цели воспитания постоянно выражают историческую необходимость общества в подготовке подрастающего поколения, которое сможет в будущем реализовывать различные функции и играть соответствующие общественные роли. Педагогика показывает, что в различные исторические периоды, в разных государствах и у разных народов были собственные цели воспитания. Они динамичны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Так, Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), почитание Бога (религиозное воспитание). В современном мире цели воспитания разнообразны, так как определяются потребностями постоянно развивающегося общества. Процесс воспитания может зависеть от таких причин, как темпы общественного и научно-технического прогресса, уровень развития педагогической науки, возможности учебных заведений, учителей и учеников. Данные условия могут меняться в зависимости от конкретной исторической обстановки.
Социальная обусловленность.

Цели, задачи и характер образовательно-воспитательного процесса социально обусловлены, то есть зависят во многом от социального заказа государства и общества в конкретный период.
Социальная обусловленность относится к общественному процессу изучения людей в сообществе. Каждый человек живет в определенном сообществе, а значит так или иначе подвержен его влиянию. Взаимодействуя с другими, человек проходит так называемую социализацию: усваивает знания, получает опыт, ориентируется на конкретные примеры. Этот процесс двусторонен, поскольку люди не только получают что-либо от общества, но и сами так или иначе передают информацию, умения, ценности и т.д. Многие строят свою деятельность в последующем исключительно с учетом одобрения окружающими.
Социальная обусловленность является актуальной темой для обсуждения роли и сущности воспитания в формировании характера и возможностей человека. В частности, в ходе воспитания деятельность и межличностное общение выступают основными факторами формирования сознания и самосознания ребенка, становления его нравственной направленности и ведущих личностных качеств.
В настоящее время помимо прочего существует большое количество воспитательных целей, выдвигаемых социальными группами, партиями, религиозными и общественными организациями, отдельными людьми. Такое разнообразие оказывает сильное воздействие на детей, порождая растерянность, цинизм, скепсис и отчужденность от настоящей культуры.
Педагогика сегодня призвана выявить и обозначить все разнообразие общественных устремлений, их эталоны и воспитательные цели, вычислить их тенденции, нрав и настоящую значимость в публичном взаимодействии.



5.Образование как механизм сохранения и передачи культуры от поколения к поколению и стратегическая сфера развития государства и общества.


В настоящее время взаимосвязь культуры и образования обусловлено тем, что человек не может существовать вне деятельности. Каждый вид деятельности несет в себе специфический комплекс способов социальной практики конкретной национальности, этноса, сообщества, который включает в себя ценности и идеи определенной культуры. Исходя из этого, каждая культурная система должна рассматривать с двух сторон, в первую очередь как конечный результат определенных действий, с другой стороны, как основа осуществления прогноза собственного поведения в будущем.
Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

Таким образом, именно культура представляет собой базовые ценности и социальные стереотипы, которые являются важным условием реализации современной системы образования. Знание этих основ, позволяет организовать действительно эффективный и продуктивный процесс образования.

Система государственного стратегического планирования

Целями создания системы являются:

  • определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому состоянию;

  • концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных, кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;

  • консолидация усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций, структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации.

Исходя из целей определяются основные функции системы государственного стратегического планирования:

  • определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития;

  • определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики;

  • выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;

  • формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития;

  • определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;

  • координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;

  • осуществление стратегического контроля;

  • научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!